Статья «Особенности проектирования индивидуальных маршрутов в дополнительном образовании»
Название статьи: «Особенности проектирования индивидуальных маршрутов, обучающихся с учетом их личностных и образовательных результатов»
Автор - Саенко Виктория Степановна;
Занимаемая должность - Педагог дополнительного образования
Место работы и его почтовый адрес - Муниципальное общеобразовательное учреждение — Средняя общеобразовательная школа № 22 поселка Беркакит Нерюнгринского района;
Почтовый адрес: 678990, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Беркакит, ул. Октябрьская 3.
Телефон:: 8-924-162-25-13, E-mail: vika_saenko@mail.ru
Аннотация статьи. В статье рассматриваются особенности проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в системе дополнительного образования в вокальной студии «Солнышко» СОШ № 22 п. Беркакит структурного подразделения Дома детского творчества. В статье предложены стадии, процедуры и алгоритм проектирования с учетом личностных и образовательных результатов, сохранением потребности в самовыражении, самосовершенствовании, самореализации, дифференциация которых обоснована процессами модернизации современной системы образования. Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, индивидуализация, проектирование, личностные и образовательные результаты.
«Особенности проектирования индивидуальных маршрутов, обучающихся с учетом их личностных и образовательных результатов»
Необходимость смены ориентиров образования от традиционного получения знаний к формированию универсальных способностей отражена в современных документах, посвященных процессам модернизации системы образования России. Как утверждается в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.», миссией системы образования России становится реализация всеми гражданами личностного позитивного потенциала (культурного, экономического, социального), то есть модернизация напрямую связана с индивидуализацией образовательного процесса. Благодаря принципам индивидуализации возможно удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства, создание условий, способствующих формированию духовно и нравственно развитой личности, способной обеспечить не только высокий уровень жизни себе и окружающим, но и устойчивое поступательное развитие своей страны. В рамках индивидуализации системы образования учеными активно обсуждаются проблемы проектирования образовательных маршрутов обучающихся. Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» ученые часто используют понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Е. А. Александрова, Е. Г Квашнин, Е. А. Климов, Ю. Н. Логинова, Е. А. Тутовская и др.), но понимается оно более широко, чем индивидуальный маршрут. Академик А. В. Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как осознанный выбор необходимых компонентов содержания образования (цели обучения, выполнимые задачи, доступные формы и методы работы, темп деятельности, личностная составляющая, способы и формы контроля и оценки проделанной работы) [11, с. 154].
На современном этапе обновления образовательного процесса в организации дополнительного образования характерной чертой является ориентация на максимальную индивидуализацию развития ребёнка под руководством педагога дополнительного образования. Реализация данного подхода осуществляется посредством разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
Дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности. Ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.
Данный образовательный маршрут актуален, так как проблемы развития и воспитания детского голоса в вокальном искусстве стоит сегодня очень остро. Потому как появилось большое количество вокальных студий, коллективов, всевозможных конкурсов, фестивалей и время предъявляет к детскому голосу очень высокие требования.
Актуальность заключается в оригинальном сочетании психологических, художественных, физических и социальных условий для развития творческой деятельности обучающихся. Современные жизненные условия выдвигают свои требования: быть инициативными; нестандартно мыслящими; быть ориентированными на лучшие результаты.
Выбор того или иного индивидуального маршрута определяется комплексом факторов: особенностями, интересами и потребностями самого ребёнка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; возможностями удовлетворить образовательные потребности одарённой личности; ресурсными возможностями. [2, с. 25].
Индивидуальный образовательный маршрут - это программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности. [4, с. 68].
Индивидуальный образовательный маршрут — это не просто учебный путь; это путь реализации личного потенциала обучающегося, при сохранении активной личной позиции. Реализация индивидуального образовательного маршрута возможна в виде целенаправленно проектируемой образовательной программы, которая дает возможность обучающемуся осуществлять самостоятельный выбор и практическую реализацию этой программы. При этом для сохранения принципов индивидуализации в основе программы должны находиться процессы самоопределения и самореализации обучающегося [2, с. 80]. Для того чтобы эта деятельность стала актуальна, необходимо строить процесс проектирования индивидуальных образовательных маршрутов с учетом личностных и образовательных результатов обучающихся. К личностным результатам относится система мотивационно-ценностных отношений обучающихся, включающая отношение к себе, участникам образовательного процесса, к самому учебному процессу и к результатам обучения. Актуализация личностных и образовательных результатов происходит уже на начальной стадии проектирования маршрута. Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на следующих принципах: -индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности педагога и учащегося; - вариативность программ, учебных курсов, что позволяет реализовать образовательные потребности учащихся, их родителей. -обязательное соблюдение интересов обучающегося, -личная активная позиция обучающегося,
-взаимодействие и согласованность действий педагога и обучающегося, -непрерывное и гарантированное сопровождение обучающегося педагогом, -опора на достижение предполагаемых личностных и образовательных результатов обучающегося.
Опора на результаты обучения необходима для оценки успешности образовательного процесса педагогом и самим обучающимся. Результаты обучения являются ожидаемыми и измеряемыми конкретными достижениями обучающихся (причем ожидаемые и измеряемые ими самими), выраженные в качестве знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, и определяющие, что должен будет выполнять обучающийся по окончании обучения [1, с. 13]. Таким образом, результаты обучения становятся более точными для формулирования и понятными с позиции их применения в современных условиях, они по-прежнему рассматриваются как категория оценки успешности учебной деятельности, но сегодня эта категория более объемна, содержательна и эффективна в использовании. При проектировании индивидуального образовательного маршрута актуально выделять личностные и образовательные результаты, для того чтобы обучающийся мог видеть, прогнозировать и контролировать свои достижения, а также видеть свое отношение к результатам обучения, к самому себе, процессу обучения. К образовательным результатам относится усвоение обучающимися системы знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, способов деятельности. После проведения начальной процедуры и определения дисциплин обучающийся, включаясь в деятельность, самостоятельно конструирует свой индивидуальный образовательный маршрут. [8, с. 39].
Цель индивидуального образовательного маршрута: создание условий для формирования личностного и профессионального самоопределения одарённого ребёнка посредством вокального искусства.
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
Обучающие:
совершенствовать знания о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра, приёмах стилизации эстрадной песни;
овладеть более глубокими навыками вокальной культуры исполнения (передача голосом внутреннего эмоционального состояния), навыками сценического мастерства;
-обучить исполнению произведения в различных стилях (на иностранном языке), пониманию идеи музыкального произведения и выражению его образа и эмоциональной глубины.
Развивающие:
- способствовать развитию сценической речи, образного мышления через
пластику и ритмику, импровизацию, эмоциональное раскрепощение;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
-развить вокальную технику в джазовой манере исполнения «глиссандо», «мелизмы», «форшлаги».
Воспитательные:
-повысить роль самостоятельной творческой работы педагога и обучающегося, реализуя творческий проект;
воспитывать социально-ценностное отношение к культурному наследию вокально-сценического искусства,
повысить мотивацию к концертной деятельности, формировать профессиональное самоопределение;
Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута
Знать:
историю современной музыки, стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни;
знать правила охраны голоса в пред мутационный период;
основные приёмы постановки мюзикла.
Уметь:
повысить уровень вокального исполнительства, свободно использовать дополнительные регистры — фальцетный, свистковый (флажолетный), смену тембровых оттенков голоса;
чисто исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
- стимулировать потребность к творческому самовыражению обучающихся,
способствовать приобретению их социального опыта в процессе деятельности.
Навыки:
овладеть навыком сценической культуры- голосом, мимикой и телом;
владеть техникой исполнения произведений на иностранном языке в джазовой манере пения;
самостоятельно импровизировать и сочинять мелодии на заданные темы, композиции песен, осуществлять постановку мюзикла.
Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на преодоление трудностей и создание максимально благоприятных условий для развития творческой личности
Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через
различные формы организации деятельности учащихся:
- Индивидуальные занятия помогают закрепить или повторить изученный материал. Дети работают самостоятельно, выполняя задание, проверяются знания и умение применить его в упражнениях;
- Творческие отчёты и концерты активизируют познавательную и творческую деятельность учащегося, способствуют повышению уровня профессионального мастерства.
- Проектная деятельность позволяет развивать у обещающихся системное мышление, усиливать практическую ориентацию в обучении, стимулировать творческую активность обучающихся. Учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации, видеть новые проблемы в знакомой ситуации и находить различные способы их решения. Все занятия и оценка деятельности, достижения фиксируются в карте индивидуального – маршрута.
Алгоритм действий обучающегося: 1) ознакомление с алгоритмом маршрута, постановка образовательных целей; 2) выбор способов и форм работы, уровня усвоения материала, соответствующих индивидуальному стилю учебной деятельности; 3) освоение учебного материала; 4) отработка содержания на основе промежуточной диагностики личностных и образовательных результатов; 5) подведение итогов работы, представление учебных продуктов и результатов деятельности; 6) выполнение итоговой диагностики освоения учебного содержания (итоговая оценка личностных и образовательных результатов). [1, с. 45].
Проекты маршрутов, обучающихся в вокальной студии «Солнышко» ДДТ, представлены в виде папок с вложенными документами (картами). То есть обучающемуся предлагается уже готовый алгоритм действий, следуя которому он способен самостоятельно построить образовательный маршрут, то есть собрать собственный «конструктор», как предлагает М. Г Остренко [4], педагог при этом консультирует и направляет. В ходе обучения был апробирован предложенный алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута на примере курса «Чарующий мир музыки», индивидуальный маршрут выпускницы вокальной студии «Солнышко» - Марченко Надежды. Ознакомившись с целями изучения дисциплины, обучающиеся ставила личные образовательные цели, определяясь в степени значимости дисциплины для себя лично. На начальном этапе работы у Марченко Надежды вызывали затруднения: -постановка целей и задач , -в понимании сути и правильности выполнения заданий, -в понимании материала, предложенного для самостоятельной работы, -оформления результатов деятельности.
В процессе занятий по индивидуальному маршруту были выявлены значительные положительные изменения у обучающейся в отношении к образовательному процессу, этому способствовала: - совместная деятельность педагога и обучающегося по проектированию индивидуального образовательного маршрута, - учет при проектировании личностных и образовательных результатов обучающихся, что позволяет сделать вывод об эффективности применения в работе вокальной студии «Солнышко» предложенной структуры проектирования индивидуальных образовательных маршрутов для выпускников.
В результате обучения по индивидуальному образовательному маршруту в 2018-2019 учебном году обучающаяся, показала следующие результаты:
Муниципальный уровень:
2018 г.- II Пасхальный фестиваль "Пасхальный звон»- диплом 1 степени;
2018 г.- Районный конкурс хоров «Любимые песни, с любимых фильмов»- диплом 1степени;
Региональный уровень:
2018 г.- IV Республиканский конкурс-фестиваль «Первые шаги»,
В рамках IV Международного фестиваля «Бриллиантовые нотки»- Лауреат 2 степени;
2019г. - Республиканский конкурс-фестиваль «Полярная звезда»- Лауреат 1 степени;
Всероссийский уровень:
2018г.- Всероссийский дистанционный конкурс эстрадных исполнителей и коллективов «Голос России» г. Краснодар- диплом 2 степени;
2019г.- Всероссийский дистанционный конкурс эстрадных исполнителей и коллективов «Голос России» г. Краснодар- диплом 1 степени.
Международный уровень:
2018г.- 1 Международный онлайн- конкурс творчества «Art world», в номинации «Вокал» г. Москва- диплом 1 степени
2018г.- Международный творческий конкурс «Солнечный свет», исследовательский проект «Поп музыка» - диплом 1 степени, номинация «Вокальное и музыкальное творчество».
Заключение
Индивидуальный образовательный маршрут позволяет: усилить проблемный характер содержания обучения, связанный с апробированием, экспериментированием в рамках образовательной программы; формировать портфолио учащегося; сосредоточить контрольно-оценочную деятельность педагога на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы. [1, с. 13].
Мы считаем, что работа с индивидуально - образовательными маршрутами реализует право обучающегося на выбор темпов работы, форм обучения. И несомненно, личностно-ориентированный подход к обучающемуся раскрывает его как артиста, подчеркивает его индивидуальность. Он становится художником на сцене, оставляя частицу души в сердцах зрителей и выходит на новую ступень музыкального и личностного развития.
Список литературы
1. Вечирко Т.С. «Методические основы построения индивидуальных траекторий учащихся, планирования и оперативного управления учебным процессом в соответствии с требованиями ФГОС», М.: 2013г. 2. Кунаш М. А. Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития готовности старшего подростка к профессиональному выбору: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. — Великий Новгород, 2013. — 26 с. 3. Лейтеса Н.С. «Психология одарённости детей и подростков», М.: 2000; 4. Остренко М. Г. Моделирование и реализация индивидуальных маршрутов учащихся в образовательном процессе школы: дис. ... канд. пед. наук. — Псков, 2004.— 242 с. 5.Образовательная программа — маршрут ученика: ч. 1 / под ред. А. П. Тряпициной, Е. И. Казаковой. — СПб. : ЮИПК, 1998. — 118 с. 6. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 100с. 7. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. — М.: Высшая школа, 2004. — 512 с. 8. Пряжникова Е. Ю. Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультанта: дис. ... д-ра психол. наук. — Тверь, 2001. — 407 с. 9. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси : Мецниереба, 1989. — 187 с. 10. Столин В. В. Самосознание личности. — М. : Изд-во Московского университета, 1983. — 288 с. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии.— М. : Наука. — 1977. — 144 с. 11. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
Информационные ресурсы:
1.https://infourok.ru/primernie-trebovaniya-k-razrabotke-programm-iindividualnih-marshrutov-v-dodim-418270.htmlПримерные требования к
дополнительным общеобразовательным программам и составлению
индивидуальных маршрутов обучения; 2.http://easyen.ru/load/dopolnitelnoe_obrazovanie/dop_obr/individualnyj_marshrut_obuchajushhegosja_studii_ehstradnogo_vokala_orfej/486-1-0-17222
Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся студии эстрадного вокала;
3.https://www.youtube.com/watch?v=jS0IvSDYeKk&index=1&list=PLs__Yie1dJ7Xlb6_ISl4q_8NApPeAihBmКак научиться петь красиво
4. http://sovetv.ru/8236-kak-nauchitsya-pet-poshagovaya-instrukciya-uroki-vokala.html Как научиться петь по английски
5.https://www.youtube.com/watch?v=ZiXX1S5-VdY Школа мюзикла