Статья «Способы поддержки детской инициативности в условиях дополнительного образования»
Способы поддержки детской инициативности в условиях дополнительного образования.
Автор: педагог дополнительного образования,
руководитель творческого объединения
«Кукольный театр «Балаганчик», высшей
квалификационной категории
Белова Наталья Николаевна.
В системе дополнительного образования роль педагога является ключевой при организации любых видов деятельности детей. В зависимости от того, как построена работа внутри всего педагогического процесса, определяется результативность образовательной программы дополнительного образования. Но в ходе организации плодотворной работы между педагогом и детьми очень важно развивать инициативность каждого из обучающегося, для того чтобы каждый из них мог проявлять осознанное стремление к движению, преобразованию, изменению аспектов творческой активности.
Инициативность – это положительное качество личности, проявляющееся как внутреннее побуждение и способность начать новое дело, сделать первый шаг, самостоятельно принять решение при возникновении личных или общественных проблем. Инициатива – это творческий процесс, так как это своего рода выбор сохранить ситуацию в прежнем виде или преобразовать её. Также способность проявлять инициативу – это важная сторона воли, состоящая в творческих действиях, требующих смелости, находчивости и ответственности за последствия.
В своей работе мы часто используем несколько способов развития детской инициативности, но все они зависят от вида творческой инициативы, которую проявляет обучающийся. Условно эти виды подразделяются на четыре категории, рассмотрим каждый их них.
Первый вид – творческая инициативность. В условиях работы наших творческих объединений – хореографической и театрализованной направленности – часто данное направление инициативы реализуется при работе над постановкой танца или игре кукол в ходе репетиций спектакля. Каждый из участников творческого процесса часто проявляет себя в качестве соавтора, активного участника, который обязательно стремится проявить свои способности, воображение, фантазию, образное мышление, в ходе репетиций творческого итога всей деятельности творческого объединения.
Второй вид – инициативность в виде волевого усилия. В условиях занятий дополнительного образования данный вид выражен часто как целеполагание, когда обучающиеся ставят перед собой образ конечного результата и все этапы достижения поставленной цели. Такой вид проявления самостоятельности при принятии решений развивать непросто, так как многие дети, особенно младшего возраста, чаще увлечены процессом, но не всегда стремятся к достижению высоких результатов. Несмотря на данный фактор, педагоги часто обозначают конечную цель занятий, чтобы стимулировать рост инициативных проявлений у обучающихся, иногда формируют понимание того, какое значение имеет деятельность, а также хвалят детей, чтобы им чаще хотелось проявить себя во время творческого процесса.
Третий вид – коммуникативная инициативность. Высказывать свою точку зрения, обосновывая свой выбор может не каждый ребенок, проявить себя с помощью коммуникации – сложный процесс, с которым сталкиваются обучающиеся, приходя в незнакомый коллектив творческих объединений дополнительного образования. Наладить дружеские связи, коммуницировать с педагогами, высказывать свои мыли и эмоции – все эти факторы коммуникации обязательно должны быть инициативными. Такой вид инициативности иногда тяжело даётся детям, потому что многие из них, в силу разных факторов, просто выполняют задания, предложенные педагогом, совсем не проявляя себя. Мы часто проводим занятия в форме игры, чтобы дети могли снять эмоциональные зажимы, начать высказывать свою точку зрения, при этом понимая, что педагог создаёт ситуацию успеха, не порицает за ответы, всегда даёт попробовать свои предложения в практической деятельности, а затем прийти вместе к итогу, который устроит весь коллектив.
Четвертый вид – познавательная инициативность. Это самый простой вид инициативности, дети всегда задают много вопросов, часто хотят всё знать, а также проявляют свои волевые качества в процессе познания, демонстрируют готовность к усвоению новой информации.
Существует ряд условий, которые обуславливают развитие детской инициативы, соблюдение этих условий часто помогает легче вести педагогический процесс в том ключе, чтобы дети чувствовали себя полноценными равноправными участниками достижения поставленной цели.
Первое условие – формирование установок «Я могу», «У меня получится», давать на первом этапе простые задания (снять ситуацию провала); развивать желание быть инициативным.
Второе условие – развивать личный интерес, для этого необходимо, чтобы дети были вовлечены в интересные задания, проектную деятельность, вливались в творческий процесс, имея цель, которая будет вызывать инициативу.
Третье условия – чаще давать детям предвосхищающую положительную оценку их действиям, напоминать каждому из обучающихся, что они творческие личности, у которых обязательно всё получится. Такой подход, включающий в себя ситуацию успеха ещё на предварительном этапе, часто помогает скромным и нерешительным детям начать проявлять себя, проявлять инициативный подход.
Четвертое условие – научить детей грамотно реагировать на собственные ошибки, поддерживая инициативу. Нужно учить не опускать руки, при малейших сложностях, видеть чётко цель всех своих действий, стремиться к ней, а допускать ошибки иногда даже полезно, потому что в последующих делах, эти неправильные шаги можно будет не допускать, стараться выполнять свои действия по продуманной схеме.
Таким образом, работая над проявлением творческой активности и вслед за ней инициативности, нужно стараться увлечь каждого из обучающихся, иногда это сложный процесс, особенно, что касается монотонной работы, например, повторяющихся репетиций или изготовления кукол для театральной постановки, в таких случаях выручает принцип интеграции и комплексный подход при подготовке к занятиям. Также в своей работе мы применяем игровую технологию для развития инициативности, при помощи разных заданий дети могут пробывать себя в разных ролях, в том числе быть руководителями действия.
Приведём примеры.
«Придумай свой вопрос»
Цель – освоение умения формулировать вопросы в различной форме и предлагать ответить на него адресно.
Ход. Дети садятся в круг, одному дается в руки любой предмет (мяч, игрушка) который определяет ведущего, задающего вопрос. Ответивший на вопрос ребенок, принимает роль ведущего и адресует свой вопрос следующим детям.
«Сочинялка»
Цель – учить детей слушать друг друга, придумывать собственный сюжет. Ход. Дети садятся в круг, предмет (мяч, игрушка) в руках определяет рассказчика, который начинает придумывать историю, далее по сигналу предмет передается следующему ребенку, он продолжает начатую историю. Истории можно записывать в виде видеосюжетов.
«Я никогда не…»
Ход. Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.
«На одну букву»
Ход. Каждый желающий может предложить букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислять предметы, находящиеся в этой комнате. Например, кто-то предложил букву "С". Все наперебой начинают говорить: "стул, стекло, стол" и т. д. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово. В паузах предложивший букву может громко считать до 3.
«Зеркала»
Цель – закрепить способы ходьбы, прыжков и придумывание новых движений.
Ход. Дети становятся в круг они «зеркала», выбирается ведущий «отражение» он выполняет различные движения, кто, по его мнению, более точно «отражает» движения тот и становится ведущим.
«Нам весело»
Цель - научить активизировать свои творческие способности, самостоятельно оценивать результаты друг друга, быть объективными.
Ход. Воспитатель предлагает детям устроить конкурс. Можно придумать и показать веселую историю, небылицу, показать фокус и т. д. Для оценки результата выбирается жюри. После каждого выступления они выставляют свои оценки. В конце игры баллы подсчитывают и объявляют победителя. Его награждают медалью «Весельчак».
«Цирк»
Цель – учить активизировать свои творческие способности, объединятся в группы по интересам, выражать благодарность друг другу.
Ход. Воспитатель сообщает детям, что сегодня состоится представление. Дети могут выступать и в роли артистов, и в роли зрителей. Артисты (по желанию) объединяются в группы или индивидуально, придумывают себе номер, приобретают билеты в кассе проходят в зал, занимают места. Артисты выступают в порядке очереди, которую заранее распределяют между собой. Они показывают представление. Это могут быть уже знакомые номера, или вновь придуманный сюжет. В конце представления дети аплодисментами благодарят друг друга за представление.
Инициативность активнее всего развивается в дошкольном периоде, с трёх лет, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность, проявлять собственное «Я». Если ребёнок к семи годам является безынициативным, то без целенаправленной корректировки, он останется безынициативным на всю жизнь.
Ни в коем случае не стоит:
Заставлять ребёнка. Педагогическая цель — восстановить мотивацию ребёнка к обучению, саморазвитию и активной жизни. Ребёнок должен научиться получать удовольствие от деятельности, чего никогда не произойдёт, если он будет ощущать несвободу.
Ругаться и повышать голос. Это не только ранит детей, но ещё и не работает. Чем старше ребёнок, тем менее это действенно. Повышенный тон лучше использовать только в экстренных случаях, когда речь идёт об угрозе безопасности ребёнка.
Винить ребёнка. В школе дети сталкиваются с большими нагрузками, особенно в старших классах. Экзамены, поступление в университет и подростковый возраст — достаточно сложные испытания для каждого. Ребёнка, который теряет концентрацию и устаёт, важно поддержать и заверить в том, что взрослые, которые его окружают, готовы помочь ему при необходимости.
Принимать решения за ребёнка. Не стоит записывать ребёнка в кружки, руководствуясь лишь родительскими представлениями. Предоставьте ребёнку возможность выбирать — хоть и в пределах обозначенных вами границ. Лучше обратить внимание на познавательные склонности и потребности ребёнка. Некоторым детям в целом интересно изучать новое и не так важно, каким конкретно предметом заниматься. Другие дети увлекаются конкретной — возможно, узкой — тематикой, для них познание — это прикладной процесс, чтобы лучше разобраться в интересующем их вопросе. Важно, наблюдая за ребёнком, распознать, какой у него темперамент и от чего он получает удовольствие.
Важно, чтобы взрослые подавали пример ребёнку. В детстве мы очень пристально следим за тем, чем занимаются взрослые, которые нас окружают. Когда люди вокруг читают книги, осваивают новые навыки, повышают квалификацию, тогда ребёнок и сам тянется к образованию. Когда родители проводят досуг, занимаясь спортом, ребёнок растёт активным. Один из лучших советов, которые можно дать всем, кто взаимодействует с детьми, — стремиться самому быть таким человеком, каким хочешь видеть подрастающее поколение.