СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

1
0
Материал опубликован 10 January

УДК 376.63


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

К.И.Скобелкина,

магистрант 3 курса,

напр. «Психолого-педагогическое образование», проф.спец.«Специалист по работе с семьей»

А.Ф.Фазлыева,

к.п.н., доц.

БГПУ им.М.Акмуллы, г.Уфа

Аннотация: в статье представлены результаты исследования, которые отражают особенности воспитания семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением. В процессе составления социально-педагогической характеристики были выявлены проблемы семей: отсутствие педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания девиантных подростков; отсутствие доверительных отношений между членами семьи; присутствие эмоционально напряженной атмосферы в семье и т.д.

Ключевые слова: социальный паспорт школы, социальный паспорт семьи, социально-педагогическая характеристика семьи.


С целью составления социально-психологической характеристики семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением нами анализировались следующие документы: социальный паспорт школы; социальный паспорт семьи и результаты опросника родительского отношения А.Я.Варги, В.В.Столина.

Анализируя социальный паспорт школы, мы выявили подростков состоящих на внутришкольном учете. Причины постановки на учет: агрессивное поведение в школе; частые нарушения дисциплины на уроках и в ходе проведения внеклассных мероприятий. Анализируемый социальный паспорт мы сделали следующие выводы: в школе представлены дети, которые воспитываются в различных типах семей (многодетные, неблагополучные, неполные, малообеспеченные, замещающие, мигранты и т.д.); в школе обучаются дети разных национальностей, которые гармонично развиваются в образовательном пространстве и толерантны в межличностных отношениях; в школе обучаются подростки с девиантным поведением (подростки, состоящие на внутришкольном учете);

С целью изучения социально-педагогической характеристики семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением нами был проанализирован социальный паспорт семей, воспитывающих подростков с девиатным поведением (т.е.состоящие на внутришкольном учете).

Социальный паспорт семьи П. Семья – полная, мать в возрасте – 42 лет, отец в возрасте 47 лет. Мама является домохозяйкой поскольку она воспитывает детей-инвалидов. Отец работает в нефтяной компании. Образование родителей: мама имеет средне-профессиональное образование, по специальности – оператор ЭВМ; отец – имеет ВО, специальность – нефтегазовое дело. В составе семьи 4 детей (двое детей – подростки (17 лет и 13 лет), а младшие являются инвалидами дошкольного возраста (диагноз – аутизм). Старшие дети не имеют заболеваний. Уровень материального положения – заработная плата отца, доходы, получаемые от продажи продуктов питания из личного подсобного хозяйства и социальные пенсии детей-инвалидов. Семья проживает в двухэтажном доме, общая площадь составляет 120 кв.м. У каждого ребенка есть отдельные комнаты, которые оборудованы необходимой детской мебелью (кровать, шкаф, тумбочка и т.д.). Социально-бытовые условия удовлетворительные. От воспитательного процесса отец устранился, считая, что он должен зарабатывать деньги. Мама – уделяет большое внимание детям-инвалидам, в результате старшие дети растут сами по себе. У Данила в подростком возрасте все чаще проявляется агрессия в отношении окружающим. Стиль воспитания – попустительский. В семье присутствует эмоциональная напряженность, влияющая на взаимоотношения между родителями и детьми. Родители и дети общаются в основном по хозяйственно-бытовым вопросам. Родители не стремятся к оказанию Данилу помощи и поддержки.

Вывод: семья остро нуждается в психолого-педагогическом сопровождении с целью повышения педагогической компетентности в воспитании детей.

Социальный паспорт семьи Д. Семья – неполная, мама (возраст – 36 лет) одна воспитывает двух разнополых детей в возрасте. Старшему Михаилу – 14 лет, Светлане – 9 лет. Развод в семье произошел 4 года назад по причине отсутствия постоянного места работы. Образование матери – средне-профессиональное образование, специальность – товаровед. Материальное положение в семье чуть выше среднего. Доход семьи включает заработную плату матери и пособия, получаемые из службы социальной поддержки населения – детские пособия. Семья проживает в частном секторе, общая площадь – 70 кв.м. Дом имеет 3 комнаты, который требует ремонта. У каждого ребенка есть комната, оборудованная всем необходимым. Социально-бытовые условия удовлетворительные. Мама не всегда понимает потребности своих детей, не умеет взаимодействовать и поговорить с детьми, не хватает знаний и умений, необходимых для воспитания детей. Стиль воспитания – попустительский, в результате это приводит к систематическим нарушениям в школе. В семье присутствует эмоциональная напряженность, влияющая на взаимоотношения между родителями и детьми. Родители и дети общаются в основном по хозяйственно-бытовым вопросам. Мама не принимает участие в жизни подростка.

Вывод: семья остро нуждается в психолого-педагогическом сопровождении с целью повышения педагогической компетентности в воспитании детей.

Результаты анализа социального паспорта и наблюдения с семьями, воспитывающих подростков с девиантным поведением мы отразили в таблице 1.

Таблица 1 - Социально-педагогическая характеристика семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением

ФИО ребенка

Взаимоотношения между родителями и подростком

Воспитательный потенциал семьи

Пропуски учеб.занятий

Занятость во внеуроч.время

П.

Нет взаимопонимания

Низкий

Имеется

отсутствует

Д.

Нет взаимопонимания

Низкий

Имеется

отсутствует


Далее с этими семьями проводилась диагностическая работа, в ходе, которого мы изучали характер семейных отношений по методике А.Я. Варга, В.В. Столина. В итоге нами были получены следующие результаты.

Для семьи П. свойственно средний уровень контроля над детьми, т.е. контроль над действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это обстоятельство влияет на обучение и воспитание подростка.

В семье Д. наблюдается инфантилизация родителя к подростку. Для матери характерно такое поведение, что не может претендовать на роль хорошего родителя и это отражается на процессе воспитания подростка и на процессе его социализации в школе.

Полученные результаты позволили нам выявить основные проблемы семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением:

подростки с девиантным поведением состоят на внутришкольном учете;

отсутствие педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания девиантных подростков;

отсутствие доверительных отношений между членами семьи;

3) присутствие эмоционально напряженной атмосферы в семье;

4) неорганизованная внеурочная деятельность подростков;

5) неумение родителей вовремя обратиться за помощью, а также незнание, куда обратиться за помощью.

Таким образом, проведя констатирующий этап исследования, необходимо отметить, что семьи испытывающие проблемы, пытаются их решить и в результате упускают своих детей. В результате подростки остаются предоставленные сами себе, без родительского попечения и внимания. Исходя из итогов, можно сделать вывод, что семьи остро нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении.

©Скобелкина К.И, Фазлыева А.Ф.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.