12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Ельцова18
Россия, Пермский край, Рязань
1

Статья «Социально-педагогическая помощь семьям, имеющим ребенка с аддиктивным поведением»

 Социально-педагогическая помощь семьям, имеющим ребенка с аддиктивным поведением

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Применительно к семьям различных категорий клиентов используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых — сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т. е. направленные на выживание семьи , направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов. Необходимо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.
Так, работа с трудными детьми и подростками предусматривает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса. На основе полученных данных составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполняется командой специалистов, включающей социального работника, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возможным привлечением правоохранительных органов, культурных в спортивных центров. В ходе такой работы параллельно проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой; педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к другу.

В большинстве случаев дети склонные к аддиктивному поведению воспитываются в социально неблагополучных семьях. С детства наблюдая дезадаптированную обстановку в семье и ближайшем окружении они начинают копировать поведение своих родителей и вести соответствующий образ жизни. Поэтому для того чтобы социальный педагог мог оказать помощь родителям такого ребенка, он должен провести с ними реабилитационную работу.

Работа с семьей алкоголика. При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребления алкоголем могут быть семейная предрасположенность некоторые особенности личностного статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Зачастую выявляется совокупность этих причин. Их анализ необходим, ибо иногда не пьянство является причиной конфликтов в семье, а наоборот, к пьянству прибегают ‚ для того, чтобы таким способом (хотя бы в своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением — это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социальнотрудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффективна, ибо после реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю семья, длительно существующая в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или невольно способствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям. Поэтому работа с такой семьей подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия направленные на воспитание личности, способной быть хозяином собственной судьбы; введение клиента в объединения или клубы лиц — приверженцев безалкогольного образа жизни или создание такого объединения. Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, — движение “Анонимные алкоголики”, а также программы “Анонимные дети алкоголиков” и др.

Работа с семьей наркомана. Родительский семинар-тренинг для специалистов (социальных педагогов) и активных участников групп родительской поддержки:

Тренинг родителей.

Наиболее эффективным методом психокррекционной работы являются тренинговые занятия.

Тренинг для родителей имеет следующие особенности:

он должен проводиться специалистом, который проводит тренинг с детьми родителей, приглашенных для занятий

он должен владеть информацией по проблемам формирования зависимости от психоактивных веществ у детей, с которыми он проводил тренинг, чтобы более дифференцированно работать с родителями;

он должен владеть тренинговыми приемами и иметь навыки психокоррекционной работы;

он должен уметь вести тренинг в дискуссионном режиме, т. е. не навязывать родителям однозначных выводов и решений, не высказывать осуждения детьми, о наркотизации которых он получил информацию во время тренинга с подростками.

Цель тренинга:

выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от ПАВ;

заложить основы активной и осознанной помощи родителей своим детям в формировании противодействия первым случаям употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи тренинга:

повышение уровня информированности родителей о проблеме формирования зависимости от наркотиков;

формирование родительской позиции к изменению отношения детей к зависимости от наркотика, к их умению сказать "Нет наркотикам";

формирование у родителей мотивации к развитию сотрудничества с специалистами при проведении антинаркотической профилактической работы в детско-подростковой среде.

Организационные аспекты:

группа родителей, желательно матерей и отцов, дети которых имеет опыт первых проб употребления наркотиков и участвуют в тренинге подростков с риском наркотизации;

наличие технического персонала, который осуществлял бы помощь тренеру;

направленность тренинга на определение родителей, готовых активно сотрудничать со специалистами при проведении антинаркотической профилактической работы в том числе и с родителями и их детьми из социально неблагополучных семей.

Для проведения тренинга необходимо предусмотреть просторное помещение (не менее 50 кв. метров), мебель (столы, стулья), канцелярские принадлежности, видеомагнитофон..

Введение. Разъясняется план проведения тренинга с детьми и целевые установки отдельных шагов тренинга.

Игра-разминка с оценкой активности и сплоченности группы- знакомство участников тренинга друг с другом, формирование эмоционально позитивных реакций друг к другу. Может быть предложено проигрывание "игры- разминки" для снятия эмоциональной напряженности, скованности взрослых участников тренинга.

Знакомство. Ведущий представляет проблемы, которые решаются посредством тренинга, кратко рассказывает, что происходит в ходе тренинговых занятий. Ведущий должен рассказать о себе, своей профессиональной деятельности и личных ожиданиях от подросткового и родительского тренинга, просит участников представится. Так же участники рассказывают о своём отношении к поставленной проблеме и опыте их столкновения с приёмом их детьми наркотических или психоактивных веществ.

Принятие правил дискуссии. Ведущий кратко объявляет правила работы и объясняет их значение: никто из участников не перебивает выступающего;

желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий; не давать оценок другим участникам;

Оценка уровня информированности. Ведущий по результатам подросткового тренинга кратко информирует участников родительского тренинга об уровне информированности их детей в проблемах, связанных с употреблением наркотиков, и предлагает родителям провести обсуждение вопросов, по которым их дети высказали свои суждения. Ведущий просит группу ответить на вопросы:

- существует ли проблема наркомании в нашем обществе?

- что вы чувствовали, когда столкнулись с этой проблемой?

- насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи?

В случае, если группа не спешит включаться в дискуссию, тренер должен опираться на полученные данные измерений, предлагать высказаться самым активным участникам. Каков бы ни оказался уровень информированности группы (а он может быть крайне низким) следует избегать изложения материала в лекционной форме.

Цель: кроме информирования, дать возможность каждому участнику высказать свои взгляды на проблему зависимости.

Дискуссия по итогам ролевой игры "Семья" в подростковом тренинге.

Цель: обсудить формы отношения детей и родителей внутри семьи, когда ребенок начал употреблять наркотики; актуализировать оптимальные и конструктивные стратегии выхода из кризисной семейной ситуации.

Обсуждение проблем в типовых ситуациях вне личностного контекста отдельной семьи.

Группа разбирает типовые ситуации вне личностного контекста отдельных семей, члены которых участвуют в родительском тренинге.

Заключение. Родительский тренинг является формой, которая носит личностно ориентированный характер и обращается прежде всего к чувствам и устремлениям родителей, а не к их интеллектуальным возможностям.

Родительский тренинг позволяет увидеть, прочувствовать и осознать, что кризисная семейная проблема, связанная с употреблением ребенком наркотика, не является сугубо индивидуальной, неповторимой. Она включает типовое развитие, содержит в себе постоянно совершаемые многими родителями типовые ошибки и имеет определенные типовые способы разрешения кризисной проблемной ситуации с опорой на социальную поддержку через школу, группы родительской поддержки, а не только через помощь медицинских специалистов, в частности психиатров-наркологов.

Аспекты помощи семье, в которой несовершеннолетний стал употреблять наркотики. Социально-профилактический аспект помощи семье связан с необходимостью пресечения каналов, по которым циркулируют наркотические средства в детско-подростковой среде вокруг школы. Этот аспект помощи необходим в целях разъединения групп подростков, наркотизирующихся в районе школы, в необходимости исключения негативного влияния взрослых, когда, например, они являются активными участниками приобщения несовершеннолетних к приему наркотиков. Организуется взаимодействие различных специалистов при оказании первичной психопрофилактической и социально-профилактической помощи семье, в которой ребенок начал наркотизироваться, зам. директора школы по воспитательной работе. Реализуется такое взаимодействие первичной профилактической и социально-профилактической помощи семье по следующим направлениям:

организация работы групп родительской поддержки для семей, в которых дети начали наркотизироваться;

координация работы групп родительской поддержки со школьными медицинскими работниками в рамках школьного наркопоста при школьном медицинском кабинете, а также координация работы медицинских специалистов школы и школьного психолога, социального педагога с специалистами территориального центра социально-психологической поддержки и реабилитации, специалистами подразделений социальной профилактики (инспектора отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних) для более действенной и эффективной помощи семье, в которой ребенок начал наркотизироваться;

контроль соблюдения прав учащихся при осуществлении первичных профилактических мер в рамках помощи семье, включая выявление и внутришкольный учет учащихся, замеченных в употреблении психоактивных веществ; проведение в школьном медицинском кабинете доврачебной и врачебной (тестовой) диагностики случаев токсико-наркотического опьянения; ознакомление родителей с ее результатами и информирование их о значимости использования в домашних условиях тестового контроля случаев токсико-наркотического опьянения у ребенка.

Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, создает собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств — осуществление и закрепление тех изменений, Которые будут способствовать желанной стабилизации семьи.
К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции, причем это зависит не только от недостаточности или неадекватности усилий специалиста семейной работе. Иногда можно с большой долей вероятности предсказать неблагоприятный прогноз будущего семейного союза еще до его заключения. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социальный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем — это прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.