12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Михайловна Чазова1880
Россия, Свердловская обл., город Верхотурье

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Н/Л С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ.


Проблемная ситуация

Коля 9 лет, обучается в 3 классе. Мама у Коли умерла, когда ребенку было 2 года. Ребенка воспитывает отец и мачеха (Марина Сергеевна). Супруги проживают совместно около 3 лет. Отец находиться очень часто в командировке и воспитанием в силу недостаточного количества времени не занимается. У супругов имеется совместный ребенок 1,5 лет. С проблемной обратилась мачеха Коли. Марина Сергеевна жалуется, что ребенок ворует дома деньги, и на сворованные деньги покупает сверстникам (друзьям) конфеты, жвачки, чипсы. Марина Сергеевна комментирует: «Я все для него делаю, купила компьютер, одежду, все необходимые вещи. У него отдельная комната, где он проводит все время. Я постоянно отправляю его в загородные лагеря. А он неблагодарный ворует деньги.


Алгоритм работы


1. Первый этап – выявляем причину!

Любое трудное поведение ребенка вызвано определенными причинами и фактами. Поэтому поэтапно выявляем причины, которые могли вызвать трудное поведение ребенка (воровство).

Методы: психодиагностические, беседа с родителями, педагогами, анализ документов

Исходя из описанной выше ситуаций наиболее вероятными, типичными и адекватными могут быть следующие причины:

А). Кража как способ мести не только родителям, но и другим людям (классификация по Антиповой И.Г. [2]). Кражами ребенок сигнализирует окружающим: у нас все совсем не так хорошо, как они говорят, они "все врут", помогите мне. Одновременно это сигнал и для родителей: если вы не измените свое поведение, я не позволю вам притворяться перед окружающими, что вы хорошие родители. Чтобы прекратить кражи в этом случае, необходимо наладить отношения ребенка с родителями. Такая месть может закрепиться и стать патологической привычкой. Чаще это происходит с детьми, которые не выражают открыто свои обиды, негодование, оскорбленное самолюбие. Отрицательные эмоции требуют выхода и находят его в кражах и других подобных поступках (например, порче вещей обидчика).

Методы диагностики:

- Тест «Семейная социограмма» Э.Г.Эйдемиллер, либо Рисунок семьи.

- «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда

Б) Недостаточный уровень внимания, заботы и тепла со стороны родителей (классификация по Серафимович И.В. [10]). В этом случае ребенок компенсирует недостачу внимания деструктивными формами поведения (воровством). Во-первых, таким поведением ребенок обращает на себя внимание «пусть лучше так, чем совсем ни как», во вторых компенсация внимания происходит путем подмены внимания родителей, вниманием друзьями (благодарность друзей за жвачки и конфеты).

Конкретно в нашем случае наиболее вероятно, что со стороны отца это стиль воспитания гипопротекция (по классификации Личко А.Е. и Э.Г. Эдемиллера [Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден]), которая характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке, по внешним причинам «высокая занятость на работе», «не возможность находиться достаточное время с ребенком».

Со стороны же матери (мачехи) либо так же гипопротекция «руки не доходят» так как постоянно уделяет внимание младшему ребенку, либо, что для меня наиболее вероятно, «скрытое эмоциональное отвержение» (по Личко А.Е. и Э.Г. Эдемиллера [7]). Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощуще­нии родителей, что он не «тот», не «такой». Иногда оно мас­кируется преувеличенной заботой и вниманием, но вы­дает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае – освободиться как-нибудь от обузы.. Характеризуется тем, что родители не признаются в подобном отношении к ребенку, компенсируя его любым иным вниманием, кроме эмоционального. Что и происходит в конкретно нашем случае, мачеха компенсирует недостаток тепла материальной заботой. Стремиться как можно чаще избавиться от ребенка отправляя его в различные загородные лагеря. По – моему мнению, «новая» мама эмоционально не приняла ребенка от прежнего брака, но всеми способами старается это скрыть.

Методы диагностики:

- беседа с родителями, учителями и т.д.

- Опросник «Анализ семейного воспитания» Э.Г.Эйдемиллер или «Опросник "Взаимодействие родителя с ребенком" (ВРР)»,. Марковская И.

В) Заниженная самооценка [4], в нашем случае проявляется в том, что ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстников, родителей, педагогов не конструктивными методами (воровством). Очень интересный компонент, во-первых, не припомню случая, когда бы мне в случаи агрессии или воровства не пришлось бы ее корректировать. С ней работаем всегда. Во-вторых, она не существует в отдельности, а является следствием, например: жестокого обращения или эмоционального отвержения как родителями, так и/или одноклассниками, учителями и т.д. Поэтому, если видим (выявляем) заниженную самооценку, то сразу ищем причину! Ребенок, недополучивший заботы, внимания, любви и ласки всегда будет иметь низкую самооценку (как и в нашем случае), а может быть даже комплекс неполноценности.

Методы диагностики:

- беседа с родителями, учителями

- Проективная методика «Дембо – Рубинштейн»

Г) Характеристики школьной среды и межличностные отношения [2]:

- статус учащегося: одиночка, отверженный

- отношения с учащимися и педагогом: конфликтные, напряженные

Другими словами ребенок чувствующий дискомфорт в межличностных отношениях, может постараться завоевать авторитет и внимание не конструктивными методами. Опять же данный фактор так же отразиться на самооценке ребенка.

Методы (методики) диагностики:

- беседа с родителями, учителями

- Проективная методика «Мой класс»: http://gatchina-psi.narod.ru/05_arsenal/05-07_klass.htm

- Анкета для определения школьной мотивации. (Н.Г. Лусканова)

- Социометрия


2. Второй этап – обработка данных, составление психологического заключения, рекомендаций. На данном этапе подтверждаются, либо опровергаются гипотезы о причинах трудного поведения ребенка, строиться план дальнейшей коррекционной работы.

Предположим, что в ходе психологической диагностики, мы выявили, что отклоняющееся поведение Коли вызвано следующими факторами (наиболее вероятны в данном случае):

- Пониженный уровень уверенности в себе, низкая самооценка

- Нарушения в детско – родительских отношениях (стиль воспитания гипопротекция и скрытое эмоциональное отвержение)

Тогда рекомендуемыми мероприятиями по дальнейшему сопровождению станут:

- Индивидуальная психокоррекционная работа с семьей (как в отдельности с каждым членом семьи, так и вместе: консультации, упражнения, занятия.

- Привлечение семьи в тренинговую группу или клуб взаимоподержки для родителей и детей. Это может быть как отдельный клуб для родителей, направленный на повышение уровня компетенции родителей в вопросах воспитания и получения эмоциональной поддержки, так и тренинг для всей семьи, направленный на гармонизацию детско – родительских отношений. Данное мероприятие может реализоваться и за пределами образовательной организации, можно выполнить педагогу - психологу диспетчерскую функцию (по М.Р. Битяновой [3]) и направить семью в Центр социальной помощи семье и детям.

- Включение ребенка в группу реабилитационного досуга, либо дополнительного образования по его интересам (определение в спортивную секцию, кружки и.д.), где бы ребенок смог получить недостающее внимание, и уважение сверстников за счет признания своих достижений).


3. Третий этап – коррекционные мероприятия

В моем случаи был нарушен педагогический фактор: Стиль и методы родительского воспитания. Корректировать его можно беседами, консультациями с родителями и совместные упражнениями, направленными на проигрывание стиля семейного воспитания и формирование эмоционального принятия. Консультации на предмет стиля семейного воспитания, я обычно строю по принципу: как ваш стиль воспитание влияет на развитие ребенка и к какой акцентуации характера может привести в подростковом возрасте, ну и главное, что следует делать, для того чтобы прийти к демократическому стилю воспитания. Консультация проводиться всегда устно, рекомендации в письменной форме, да еще и на научном языке не допустимы! Хотя если есть общие рекомендательные разработанные памятки, в подкрепление можно дать.

План реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения в данном случаи может выглядеть следующим образом.


План реализации

(индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения)


И.Ф.О.(законного представителя): Марина Сергеевна

Ребенок: Коля

Главная проблема: Отклоняющееся поведение н/л (воровство).

Задачи: Коррекция самооценки и детско – родительских отношений:

Формирование и развитие чувства родительской любви и симпатии.

Формирование осознанного родительства, своей роли, сопричастности сво­ей семье и процессам, происходящим в ней;

Повышение родительской компетентности;

Формирование процесса сотрудничества взрослого и ребенка, признание прав и обязанностей в семье как родителя так и ребенка.

Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если это необходимо.

Обучить навыкам конструктивного взаимодействия и социально приемлемому реагированию в конфликтных ситуациях

Предоставить детям и родителям возможность улучшить внутрисемейные отношения в целом.

Повышение уверенности в себе н/л.

Формирование осознанного отношения к своим поступкам.

Планируемый результат: Гармонизация детско – родительских отношений, соблюдение норм и правил принятых в обществе.

Срок реализации: 4 месяца


Мероприятие

Срок реализации

Отметка о выполнении

РАБОТА С РЕБЕНКОМ


Психологическая диагностика причин отклоняющегося поведения.

сентябрь


Упражнение «Настроение»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, коррекция чувств и эмоций.

сентябрь


Упражнение. «Мое имя».

Цель: повышение уровня самооценки


сентябрь


Упражнение «Я- высказывания»

Цель: отработка навыков адекватного выражения негативных эмоций.

октябрь


Упражнение «Конкурс хвастунов»

Цель: 1. Формирование адекватной самооценки. 2. Коррекция детско – родительских отношений.

октябрь


Упражнение «Я - идеальный и Я - реальный»
Цель: Коррекция самооценки

октябрь


Упражнение «Кто в ответе за свои поступки?».

Цель: Развитие способности к прогнозированию ответственности за свои поступки.

ноябрь


Упражнение « Можно ли жить без установленных правил?».

Цель: Обоснование необходимости существования и соблюдения законов и правил общества.

ноябрь


Д.З.: Упражнение «Имя – история»:

Цель: Идентификация с именем, работа с самооценкой, коррекция ДРО.

ноябрь


Упражнение «Воздушный шарик»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения

декабрь


Упражнение «Обзывалки»

Цель: Снять вербальную агрессию, помочь ребенку выплеснуть гнев в приемлемой форме.

декабрь


Упражнение «Избавляемся от страхов, напряжения и переживаний».

Цель: Снятие психоэмоциолнального напряжения, коррекция чувств и эмоций.

декабрь


РОДИТЕЛЬ


Психологическая диагностика

сентябрь


Кон «Причины «неадекватного поведения детей и пути его предотвращения»

сентябрь


Кон «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка»

октябрь


Упражнение «Кто я как родитель?»

Цель: формирование у родителей установки на активное восприятие родительской стратегии и детско - родительских отношений.

октябрь


Мини-лекция «Условная и безусловная любовь»

Цель: Формирование эмоциональной привязанности к ребенку

ноябрь


Упражнение: «Безусловная любовь»

Цель: Формирование эмоциональной привязанности к ребенку

ноябрь


Упражнение «Что я знаю о своем ребенке?».

Цель: Саморефлексия. Формирование у родителей внимательного отношения к пониманию поведения и переживаний ребенка




декабрь


СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И РЕБЕНКА


Упражнение “Спасибо и извини ”
Цель: Формирование благоприятного психологического климата в семье.

сентябрь


Упражнение “Похвалилки”
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка. 

сентябрь


Упражнение «Здорово, что мы вместе…»

Цель:

способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.

октябрь


Упражнение «Спасибо тебе за то, что…»
Цель: Коррекция и гармонизация ДРО

октябрь


Арт-техника “Совместный рисунок”
Цель: формирование процесса сотрудничества взрослого и ребенка.  

ноябрь


Упражнение «Идеальная семья»

Цели: стимулировать участников группы к совершенствованию семейных взаимоотношений;

адаптировать идеальные представления к реальным условиям и людям

ноябрь


Упражнение «Семейное событие»
Цель: Сплочение семьи, Формирование процесса сотрудничества взрослого и ребенка

декабрь


ПЕДАГОГ (КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ)


Метод «Экспертного интервью»
Цель: Сбор информации об ребенке

сентябрь


Ознакомление с рекомендациями, составленными на основе психологического заключения

сентябрь



Оценка эффективности реализации плана индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения путем сопоставления результатов входящей и итоговой психологической диагностики.


Заключение о реализации плана: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата: «_____»____________________2022г.

Подпись ответственного лица:_______________________________________







СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


Андреева М.“О некоторых проблемах детского воровства. Электронный ресурс: https://psyinst.moscow/biblioteka/?part=articles&pp=12

Антипова И.Г. Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция (Детский психолог 1995 № 9,10. Ростов-на-Дону)

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.

Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства // Детский практический психолог.Июль,1995

Друг другу навстречу: Методическая разработка психокоррекционной программы детско-родительских отношений./ Автор-составитель Ройтман Н.И.. г. Рыбинск, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»: 2006. – 73 с.

Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей. – г.о. Новокуйбышевск, 2009 г. – 103 стр.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Личко А. Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. ... 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.

Методические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов образовательных учреждений,. – г. о. Новокуйбышевск, 2007 - 91 стр. Автор неизвестен.

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.

Серафимович И.В. Методические рекомендации по психологическому консультированию. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. – С.149-174

Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.