Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение н/л с девиантным поведением
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Н/Л С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ.
Проблемная ситуация
Коля 9 лет, обучается в 3 классе. Мама у Коли умерла, когда ребенку было 2 года. Ребенка воспитывает отец и мачеха (Марина Сергеевна). Супруги проживают совместно около 3 лет. Отец находиться очень часто в командировке и воспитанием в силу недостаточного количества времени не занимается. У супругов имеется совместный ребенок 1,5 лет. С проблемной обратилась мачеха Коли. Марина Сергеевна жалуется, что ребенок ворует дома деньги, и на сворованные деньги покупает сверстникам (друзьям) конфеты, жвачки, чипсы. Марина Сергеевна комментирует: «Я все для него делаю, купила компьютер, одежду, все необходимые вещи. У него отдельная комната, где он проводит все время. Я постоянно отправляю его в загородные лагеря. А он неблагодарный ворует деньги.
Алгоритм работы
1. Первый этап – выявляем причину!
Любое трудное поведение ребенка вызвано определенными причинами и фактами. Поэтому поэтапно выявляем причины, которые могли вызвать трудное поведение ребенка (воровство).
Методы: психодиагностические, беседа с родителями, педагогами, анализ документов
Исходя из описанной выше ситуаций наиболее вероятными, типичными и адекватными могут быть следующие причины:
А). Кража как способ мести не только родителям, но и другим людям (классификация по Антиповой И.Г. [2]). Кражами ребенок сигнализирует окружающим: у нас все совсем не так хорошо, как они говорят, они "все врут", помогите мне. Одновременно это сигнал и для родителей: если вы не измените свое поведение, я не позволю вам притворяться перед окружающими, что вы хорошие родители. Чтобы прекратить кражи в этом случае, необходимо наладить отношения ребенка с родителями. Такая месть может закрепиться и стать патологической привычкой. Чаще это происходит с детьми, которые не выражают открыто свои обиды, негодование, оскорбленное самолюбие. Отрицательные эмоции требуют выхода и находят его в кражах и других подобных поступках (например, порче вещей обидчика).
Методы диагностики:
- Тест «Семейная социограмма» Э.Г.Эйдемиллер, либо Рисунок семьи.
- «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда
Б) Недостаточный уровень внимания, заботы и тепла со стороны родителей (классификация по Серафимович И.В. [10]). В этом случае ребенок компенсирует недостачу внимания деструктивными формами поведения (воровством). Во-первых, таким поведением ребенок обращает на себя внимание «пусть лучше так, чем совсем ни как», во вторых компенсация внимания происходит путем подмены внимания родителей, вниманием друзьями (благодарность друзей за жвачки и конфеты).
Конкретно в нашем случае наиболее вероятно, что со стороны отца это стиль воспитания гипопротекция (по классификации Личко А.Е. и Э.Г. Эдемиллера [Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден]), которая характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке, по внешним причинам «высокая занятость на работе», «не возможность находиться достаточное время с ребенком».
Со стороны же матери (мачехи) либо так же гипопротекция «руки не доходят» так как постоянно уделяет внимание младшему ребенку, либо, что для меня наиболее вероятно, «скрытое эмоциональное отвержение» (по Личко А.Е. и Э.Г. Эдемиллера [7]). Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае – освободиться как-нибудь от обузы.. Характеризуется тем, что родители не признаются в подобном отношении к ребенку, компенсируя его любым иным вниманием, кроме эмоционального. Что и происходит в конкретно нашем случае, мачеха компенсирует недостаток тепла материальной заботой. Стремиться как можно чаще избавиться от ребенка отправляя его в различные загородные лагеря. По – моему мнению, «новая» мама эмоционально не приняла ребенка от прежнего брака, но всеми способами старается это скрыть.
Методы диагностики:
- беседа с родителями, учителями и т.д.
- Опросник «Анализ семейного воспитания» Э.Г.Эйдемиллер или «Опросник "Взаимодействие родителя с ребенком" (ВРР)»,. Марковская И.
В) Заниженная самооценка [4], в нашем случае проявляется в том, что ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстников, родителей, педагогов не конструктивными методами (воровством). Очень интересный компонент, во-первых, не припомню случая, когда бы мне в случаи агрессии или воровства не пришлось бы ее корректировать. С ней работаем всегда. Во-вторых, она не существует в отдельности, а является следствием, например: жестокого обращения или эмоционального отвержения как родителями, так и/или одноклассниками, учителями и т.д. Поэтому, если видим (выявляем) заниженную самооценку, то сразу ищем причину! Ребенок, недополучивший заботы, внимания, любви и ласки всегда будет иметь низкую самооценку (как и в нашем случае), а может быть даже комплекс неполноценности.
Методы диагностики:
- беседа с родителями, учителями
- Проективная методика «Дембо – Рубинштейн»
Г) Характеристики школьной среды и межличностные отношения [2]:
- статус учащегося: одиночка, отверженный
- отношения с учащимися и педагогом: конфликтные, напряженные
Другими словами ребенок чувствующий дискомфорт в межличностных отношениях, может постараться завоевать авторитет и внимание не конструктивными методами. Опять же данный фактор так же отразиться на самооценке ребенка.
Методы (методики) диагностики:
- беседа с родителями, учителями
- Проективная методика «Мой класс»: http://gatchina-psi.narod.ru/05_arsenal/05-07_klass.htm
- Анкета для определения школьной мотивации. (Н.Г. Лусканова)
- Социометрия
2. Второй этап – обработка данных, составление психологического заключения, рекомендаций. На данном этапе подтверждаются, либо опровергаются гипотезы о причинах трудного поведения ребенка, строиться план дальнейшей коррекционной работы.
Предположим, что в ходе психологической диагностики, мы выявили, что отклоняющееся поведение Коли вызвано следующими факторами (наиболее вероятны в данном случае):
- Пониженный уровень уверенности в себе, низкая самооценка
- Нарушения в детско – родительских отношениях (стиль воспитания гипопротекция и скрытое эмоциональное отвержение)
Тогда рекомендуемыми мероприятиями по дальнейшему сопровождению станут:
- Индивидуальная психокоррекционная работа с семьей (как в отдельности с каждым членом семьи, так и вместе: консультации, упражнения, занятия.
- Привлечение семьи в тренинговую группу или клуб взаимоподержки для родителей и детей. Это может быть как отдельный клуб для родителей, направленный на повышение уровня компетенции родителей в вопросах воспитания и получения эмоциональной поддержки, так и тренинг для всей семьи, направленный на гармонизацию детско – родительских отношений. Данное мероприятие может реализоваться и за пределами образовательной организации, можно выполнить педагогу - психологу диспетчерскую функцию (по М.Р. Битяновой [3]) и направить семью в Центр социальной помощи семье и детям.
- Включение ребенка в группу реабилитационного досуга, либо дополнительного образования по его интересам (определение в спортивную секцию, кружки и.д.), где бы ребенок смог получить недостающее внимание, и уважение сверстников за счет признания своих достижений).
3. Третий этап – коррекционные мероприятия
В моем случаи был нарушен педагогический фактор: Стиль и методы родительского воспитания. Корректировать его можно беседами, консультациями с родителями и совместные упражнениями, направленными на проигрывание стиля семейного воспитания и формирование эмоционального принятия. Консультации на предмет стиля семейного воспитания, я обычно строю по принципу: как ваш стиль воспитание влияет на развитие ребенка и к какой акцентуации характера может привести в подростковом возрасте, ну и главное, что следует делать, для того чтобы прийти к демократическому стилю воспитания. Консультация проводиться всегда устно, рекомендации в письменной форме, да еще и на научном языке не допустимы! Хотя если есть общие рекомендательные разработанные памятки, в подкрепление можно дать.
План реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения в данном случаи может выглядеть следующим образом.
План реализации
(индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения)
И.Ф.О.(законного представителя): Марина Сергеевна
Ребенок: Коля
Главная проблема: Отклоняющееся поведение н/л (воровство).
Задачи: Коррекция самооценки и детско – родительских отношений:
Формирование и развитие чувства родительской любви и симпатии.
Формирование осознанного родительства, своей роли, сопричастности своей семье и процессам, происходящим в ней;
Повышение родительской компетентности;
Формирование процесса сотрудничества взрослого и ребенка, признание прав и обязанностей в семье как родителя так и ребенка.
Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если это необходимо.
Обучить навыкам конструктивного взаимодействия и социально приемлемому реагированию в конфликтных ситуациях
Предоставить детям и родителям возможность улучшить внутрисемейные отношения в целом.
Повышение уверенности в себе н/л.
Формирование осознанного отношения к своим поступкам.
Планируемый результат: Гармонизация детско – родительских отношений, соблюдение норм и правил принятых в обществе.
Срок реализации: 4 месяца
Мероприятие | Срок реализации | Отметка о выполнении |
РАБОТА С РЕБЕНКОМ | ||
Психологическая диагностика причин отклоняющегося поведения. | сентябрь | |
Упражнение «Настроение» Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, коррекция чувств и эмоций. | сентябрь | |
Упражнение. «Мое имя». Цель: повышение уровня самооценки | сентябрь | |
Упражнение «Я- высказывания» Цель: отработка навыков адекватного выражения негативных эмоций. | октябрь | |
Упражнение «Конкурс хвастунов» Цель: 1. Формирование адекватной самооценки. 2. Коррекция детско – родительских отношений. | октябрь | |
Упражнение «Я - идеальный и Я - реальный» | октябрь | |
Упражнение «Кто в ответе за свои поступки?». Цель: Развитие способности к прогнозированию ответственности за свои поступки. | ноябрь | |
Упражнение « Можно ли жить без установленных правил?». Цель: Обоснование необходимости существования и соблюдения законов и правил общества. | ноябрь | |
Д.З.: Упражнение «Имя – история»: Цель: Идентификация с именем, работа с самооценкой, коррекция ДРО. | ноябрь | |
Упражнение «Воздушный шарик» Цель: снятие психоэмоционального напряжения | декабрь | |
Упражнение «Обзывалки» Цель: Снять вербальную агрессию, помочь ребенку выплеснуть гнев в приемлемой форме. | декабрь | |
Упражнение «Избавляемся от страхов, напряжения и переживаний». Цель: Снятие психоэмоциолнального напряжения, коррекция чувств и эмоций. | декабрь | |
РОДИТЕЛЬ | ||
Психологическая диагностика | сентябрь | |
Кон «Причины «неадекватного поведения детей и пути его предотвращения» | сентябрь | |
Кон «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка» | октябрь | |
Упражнение «Кто я как родитель?» Цель: формирование у родителей установки на активное восприятие родительской стратегии и детско - родительских отношений. | октябрь | |
Мини-лекция «Условная и безусловная любовь» Цель: Формирование эмоциональной привязанности к ребенку | ноябрь | |
Упражнение: «Безусловная любовь» Цель: Формирование эмоциональной привязанности к ребенку | ноябрь | |
Упражнение «Что я знаю о своем ребенке?». Цель: Саморефлексия. Формирование у родителей внимательного отношения к пониманию поведения и переживаний ребенка | декабрь | |
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И РЕБЕНКА | ||
Упражнение “Спасибо и извини ” | сентябрь | |
Упражнение “Похвалилки” | сентябрь | |
Упражнение «Здорово, что мы вместе…» Цель: способствовать эмоциональному сближению детей и родителей. | октябрь | |
Упражнение «Спасибо тебе за то, что…» | октябрь | |
Арт-техника “Совместный рисунок” | ноябрь | |
Упражнение «Идеальная семья» Цели: стимулировать участников группы к совершенствованию семейных взаимоотношений; адаптировать идеальные представления к реальным условиям и людям | ноябрь | |
Упражнение «Семейное событие» | декабрь | |
ПЕДАГОГ (КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ) | ||
Метод «Экспертного интервью» | сентябрь | |
Ознакомление с рекомендациями, составленными на основе психологического заключения | сентябрь | |
Оценка эффективности реализации плана индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения путем сопоставления результатов входящей и итоговой психологической диагностики.
Заключение о реализации плана: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата: «_____»____________________2022г.
Подпись ответственного лица:_______________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андреева М.“О некоторых проблемах детского воровства. Электронный ресурс: https://psyinst.moscow/biblioteka/?part=articles&pp=12
Антипова И.Г. Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция (Детский психолог 1995 № 9,10. Ростов-на-Дону)
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства // Детский практический психолог.Июль,1995
Друг другу навстречу: Методическая разработка психокоррекционной программы детско-родительских отношений./ Автор-составитель Ройтман Н.И.. г. Рыбинск, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»: 2006. – 73 с.
Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей. – г.о. Новокуйбышевск, 2009 г. – 103 стр.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Личко А. Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. ... 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.
Методические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов образовательных учреждений,. – г. о. Новокуйбышевск, 2007 - 91 стр. Автор неизвестен.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
Серафимович И.В. Методические рекомендации по психологическому консультированию. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. – С.149-174