Статья «Основные направления социально-педагогической помощи по оптимизации семейного воспитания»
Основные направления социально - педагогической помощи
по оптимизации семейного воспитания
Задачи:
• Своевременное оказание социальной помощи и поддержки, нуждающимся в этом семьям и учащимся
• Посредничество между семьей, личностью учащегося и образовательным учреждением, средой, специалистами социальных служб и т.д.
• Создание банка данных о трудных семьях
• Укрепление связи семьи и школы
• Вовлечение родителей в совместную воспитательную деятельность
•Помощь семьям, которые нуждаются в социально- психологической реабилитации
• Организация консультативного пункта
Характеристика современной семьи и психологических типов семейного воспитания
Дефицит внимания в семье приводит к незрелости эмоциональной сферы ребенка. К отставанию в развитии. Иногда наблюдается изоляция ребенка, его игнорирование, отчуждение, сильное доминирование родителей, или наоборот. Чрезмерный родительский контроль подавляет активность и самостоятельность. Выделим следующие типы семей: [2.9]
Традиционная семья
• воспитывается уважение к авторитету старших
• основное требование - подчинение
• дети легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в принятии собственных решений
• они неинициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном
Детоцентрическая семья
• главная задача - обеспечение «счастья ребенка»
• в результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости
• возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи
• ведет к инфантилизму молодежи
Демократическая семья
• главная цель - взаимное доверие и автономность
• диалог равных: родителей и ребенка
• итогом является усвоение ребенком демократических ценностей
• развитие активности, самостоятельности, уверенности в себе
• при этом у ребенка отсутствует навык подчинения социальным требованиям
Гиперпротекция
• характеризуется недостатком опеки и контроля - ребенок остается без надзора
• уделяется мало внимания, нет интереса к его делам - родители не включаются в жизнь ребенка.
• физическая заброшенность и неухоженность
• приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности. [2.20]
Выделяют два вида гиперпротекции: доминирующая и протворствущая [2.36]
Доминирующая гиперпротекция
• повышенное, обостренное внимание и забота о ребенке - чрезмерная опека и мелочный контроль поведения, постоянный запрет и ограничения
• ребенок не приучается к самостоятельности,
• подавляется развитие его чувства самостоятельности и ответственности
• приводит к безынициативности, неумению постоять за себя
Протворствущая гиперпротекция
• характеризуется воспитанием «кумира семьи»
• родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям
• чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других.
• результат воспитания - высокий уровень притязаний, стремление к лидерству при недостаточном упорстве и о опоре на свои силы
Эмоциональное отвержение
• Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются
• Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком.
• Оказывает наибольшее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
Методика работы с семьей
Направления социально педагогической работы
Изучение семьи:
• наблюдение за семьей
• посещение семьи
• сбор информации,
• беседы
• опросы родителей и детей
• анкетирование
• составление характеристики семьи
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ
• метод обобщения независимых характеристик характеристик
• установление связи с общественными организациями по месту работы родителей с домуправлением, соседями по дому с родительским активом школы
• родительские собрания и конференции и консультаций
• проведение индивидуальны бесед
• памятки для родителей. [9]
В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕОБХОДИМО:
• объяснить родителям что из-за конфликтов друг с другом страдает ребенок.
• изолировать ребёнка, если не удается образумить родителей, создающих психотравмирующую обстановку
• проконсультировать ребенка у детского психиатра, если у ребенка уже наблюдаются психические аномалии на почве семейных раздоров
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА
• беседы
• составление социально - педагогической карты изучения наблюдаемых учащихся
• проверка успеваемости и посещаемости
ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
• знакомство с ближайшим окружением ребенка
• налаживание контактов с друзьями
• выявление интереса к какому-либо виду деятельности
• посещение кружков, секций
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
• охрана прав ребёнка
• облегчение средовой адаптации
• помощь в формировании ведущей деятельности, её мотивации
• организация успеха ребёнка, уровня его достижений [1.114]
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
• пихологическая диагностика причин педагогической запущенности
• психогигиена общения
• специальная педагогическая подготовка родителей и педагогов
• семейное консультирование, психотерапия
• игровая коррекция поведения и общения
ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
• снятие состояния нервно-психического напряжения, эмоционального расстройства
• психологические коррекционные и логопедические занятия
• симптоматическая диагностика, отграничение педагогической запущенности от умственной отсталости и задержки педагогического развития .
Методы и формы работы социальной - педагогической помощи
• изучение психолого-педагогических особенностей ребенка
• оказание социальной помощи
• обследование жилищно-бытовых условий
• изучение и контроль за деятельностью ученика
• индивидуальные беседы
• встречи и мероприятия (конкурсы, праздники и т.д.)
• определение детей в государственные учреждения
• трудоустройство через Центр занятости и ИПДН
• координация совместной деятельности социального педагога, психолога, классного руководителя учителей предметников и семьи.
Лучшая защита ребенка – это крепкая семья, в которой царят любовь, ответственность и забота.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания М.1987, с.5-6, с.114-130.
Дружинин В.Н. Психология семьи. М .: «КСП», 1996, с. .
Добриденя В.П, Усанова О.Н, Шевченко Ю.С. Психокоррекция: Теория и практика М. 50-60 с.
Вершинина Г.В. Михайловская И.Б. Трудные ступени М.1990г
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи М. 1988. с. 5-14.
Г.Т. Хоментаускас Семья глазами ребенка М, 1993 с. 6-12.
Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка инвалида //Дефектология 1995 №5.
Карвялис В. Специальное Образования Детей с ограниченными возможностями и подготовка специалистов по социальной работе // Дефектология 1998 №1.
Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью //Воспитание школьников 1996 №5.
Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2011. с. – 427
Сухамлинский В.А. Избранные произведения т.3 с.309-310.