Статья «Основные направления социально-педагогической помощи по оптимизации семейного воспитания»

3
0
Материал опубликован 9 January 2017 в группе

Основные направления социально - педагогической помощи

по оптимизации семейного воспитания

Задачи:

Своевременное оказание социальной помощи и поддержки, нуждающимся в этом семьям и учащимся

Посредничество между семьей, личностью учащегося и образовательным учреждением, средой, специалистами социальных служб и т.д.

Создание банка данных о трудных семьях

Укрепление связи семьи и школы

Вовлечение родителей в совместную воспитательную деятельность

Помощь семьям, которые нуждаются в социально- психологической реабилитации

Организация консультативного пункта

Характеристика современной семьи и психологических типов семейного воспитания

Дефицит внимания в семье приводит к незрелости эмоциональной сферы ребенка. К отставанию в развитии. Иногда наблюдается изоляция ребенка, его игнорирование, отчуждение, сильное доминирование родителей, или наоборот. Чрезмерный родительский контроль подавляет активность и самостоятельность. Выделим следующие типы семей: [2.9]

Традиционная семья

воспитывается уважение к авторитету старших

основное требование - подчинение

дети легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в принятии собственных решений

они неинициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном

Детоцентрическая семья

главная задача - обеспечение «счастья ребенка»

в результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости

возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи

ведет к инфантилизму молодежи

Демократическая семья

главная цель - взаимное доверие и автономность

диалог равных: родителей и ребенка

итогом является усвоение ребенком демократических ценностей

развитие активности, самостоятельности, уверенности в себе

при этом у ребенка отсутствует навык подчинения социальным требованиям

Гиперпротекция

характеризуется недостатком опеки и контроля - ребенок остается без надзора

уделяется мало внимания, нет интереса к его делам - родители не включаются в жизнь ребенка.

физическая заброшенность и неухоженность

приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности. [2.20]

Выделяют два вида гиперпротекции: доминирующая и протворствущая [2.36]

Доминирующая гиперпротекция

 

повышенное, обостренное внимание и забота о ребенке - чрезмерная опека и мелочный контроль поведения, постоянный запрет и ограничения

ребенок не приучается к самостоятельности,

подавляется развитие его чувства самостоятельности и ответственности

приводит к безынициативности, неумению постоять за себя

Протворствущая гиперпротекция

характеризуется воспитанием «кумира семьи»

родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям

чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других.

результат воспитания - высокий уровень притязаний, стремление к лидерству при недостаточном упорстве и о опоре на свои силы

Эмоциональное отвержение

Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются

Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком.

Оказывает наибольшее отрицательное воздействие на развитие ребенка.

Методика работы с семьей

Направления социально педагогической работы

Изучение семьи:

наблюдение за семьей

посещение семьи

сбор информации,

беседы

опросы родителей и детей

анкетирование

составление характеристики семьи

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

метод обобщения независимых характеристик характеристик

установление связи с общественными организациями по месту работы родителей с домуправлением, соседями по дому с родительским активом школы

родительские собрания и конференции и консультаций

проведение индивидуальны бесед

памятки для родителей. [9]

В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕОБХОДИМО:

объяснить родителям что из-за конфликтов друг с другом страдает ребенок.

изолировать ребёнка, если не удается образумить родителей, создающих психотравмирующую обстановку

проконсультировать ребенка у детского психиатра, если у ребенка уже наблюдаются психические аномалии на почве семейных раздоров

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА

беседы

составление социально - педагогической карты изучения наблюдаемых учащихся

проверка успеваемости и посещаемости

ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

знакомство с ближайшим окружением ребенка

налаживание контактов с друзьями

выявление интереса к какому-либо виду деятельности

посещение кружков, секций

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

охрана прав ребёнка

облегчение средовой адаптации

помощь в формировании ведущей деятельности, её мотивации

организация успеха ребёнка, уровня его достижений [1.114]

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

пихологическая диагностика причин педагогической запущенности

психогигиена общения

специальная педагогическая подготовка родителей и педагогов

семейное консультирование, психотерапия

игровая коррекция поведения и общения

ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

снятие состояния нервно-психического напряжения, эмоционального расстройства

психологические коррекционные и логопедические занятия

симптоматическая диагностика, отграничение педагогической запущенности от умственной отсталости и задержки педагогического развития .

Методы и формы работы социальной - педагогической помощи

изучение психолого-педагогических особенностей ребенка

оказание социальной помощи

обследование жилищно-бытовых условий

изучение и контроль за деятельностью ученика

индивидуальные беседы

встречи и мероприятия (конкурсы, праздники и т.д.)

определение детей в государственные учреждения

трудоустройство через Центр занятости и ИПДН

координация совместной деятельности социального педагога, психолога, классного руководителя учителей предметников и семьи.

Лучшая защита ребенка – это крепкая семья, в которой царят любовь, ответственность и забота.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания М.1987, с.5-6, с.114-130.

Дружинин В.Н. Психология семьи. М .: «КСП», 1996, с. .

Добриденя В.П, Усанова О.Н, Шевченко Ю.С. Психокоррекция: Теория и практика М. 50-60 с.

Вершинина Г.В. Михайловская И.Б. Трудные ступени М.1990г

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи М. 1988. с. 5-14.

Г.Т. Хоментаускас Семья глазами ребенка М, 1993 с. 6-12.

Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка инвалида //Дефектология 1995 №5.

Карвялис В. Специальное Образования Детей с ограниченными возможностями и подготовка специалистов по социальной работе // Дефектология 1998 №1.

Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью //Воспитание школьников 1996 №5.

Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2011. с. – 427

Сухамлинский В.А. Избранные произведения т.3 с.309-310.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации