Социально-педагогический проект по правовому просвещению для воспитанников «Лесенка прав и обязанностей»

1
0
Материал опубликован 1 June 2020

ПРИЛОЖЕНИЕ № 16

Краевое государственное казенное учреждение

«Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом №10»


Социально-педагогический проект

по правовому просвещению

для воспитанников детских домов

«ЛЕСЕНКА ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ»

t1591016206aa.jpg




Составила: Сендирович Елена Геннадьевна,

Социальный педагог КГКУ Детский дом 10



г. Комсомольск-на-Амуре

2018 год



t1591016206ab.gif

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном социуме – основная задача учреждений общественного воспитания. Одним из важнейших вопросов успешной постинтернатной адаптации является правовая компетентность выпускников детских домов. Разработку проекта по правовому просвещению воспитанников детских домов обусловили следующие факторы: социальная актуальность и педагогическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая база.

Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в общество, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Если не проводить специальную работу по социализации ребенка-сироты, то, выйдя из стен детского дома, он будет испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью.

Анализ результатов анкетирования воспитанников, бесед показали, что дети в недостаточной степени знакомы со своими правами, безграмотно защищают противозаконные поступки той микросреды в которой жили до поступления в детский дом. В некоторых случаях собственный опыт ребенка имеет случаи негативной окраски.

Основная стратегия моей деятельности: дать необходимые знания по формированию устойчивой правовой грамотности.

t1591016206ac.gif

ЦЕЛЬ:


t1591016206ad.gif

способствовать формированию у детей, воспитывающихся вне семьи осознанного отношения к своим правам и обязанностям в соответствии с восхождением на каждую ступень правовых знаний, исходя из возрастных особенностей развития личности.














t1591016206ae.gif

ЗАДАЧИ:




t1591016206af.gift1591016206ag.gif


Формирование активной жизненной позиции;



1.






t1591016206ah.gift1591016206ai.gif

содействие духовно-нравственному развитию детей и подростков;

2.





t1591016206ah.gift1591016206aj.gif

Ознакомление с основными документами по защите прав детей, с Российским законодательством, отраслями права, устройством государства;



3.







t1591016206ah.gift1591016206ak.gif

4.

Обучение применения норм законов в реальной жизни;






t1591016206ah.gift1591016206al.gif

5.

Оказание помощи в поисках достойного выхода из сложных жизненных ситуаций.










Участники

проекта


Воспитанники, проживающие в детских домах

t1591016206am.jpg



Кадровое

обеспечение

проекта


Педагогический

коллектив

учреждения


t1591016206an.jpg



ТИП ПРОЕКТА: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ, ДОЛГОСРОЧНЫЙ




t1591016206ao.gif

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ



Правовая некомпетентность относится к характерным затруднениям выпускников в период постинтернатной адаптации.

Актуальность правового воспитания на современном уровне объясняется особенностями современного развития Российского государства (экономическая и политическая нестабильность, рост негативных процессов – преступность, межнациональные войны и т.д.). Каждый из нас встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания юридических норм. Такие знания особенно необходимы для несовершеннолетних, и в первую очередь воспитанникам детского дома, поскольку очень часто из-за правовой безграмотности они становятся как преступниками, так и жертвами преступлений. Особую обеспокоенность вызывает распространенность алкоголизма, наркомании среди подростков. Практически нерешенной остается проблема предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Все это требует внимательного подхода к работе по повышению правовой культуры детей. Начинать правовое просвещение необходимо с раннего школьного возраста, с самых первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь, и продолжать на протяжении всего периода взросления воспитанника, более углубленно изучая нормативно-правовые документы: семейный, административный, гражданский, уголовный, жилищный кодексы и т.д.

Защищая будущее выпускников, мы пытаемся предотвратить потерю ребенком жилья, прав и свобод, придерживаясь правила: «Незнание законов – не освобождает от ответственности».

Проект «Лесенка прав и обязанностей» предусматривает комплексную, систематическую работу по правовому просвещению и воспитанию подрастающего поколения. К реализации проекта привлечены педагоги учреждения, правоохранительные органы, общественные и молодежные организации.

t1591016206ap.gif

Описание проекта:

стратегия и механизм достижения поставленных целей.








Проект обеспечивает владение информационно – правовыми знаниями детей-воспитанников детского дома. Проект рассчитан для воспитанников от 7 до 16 лет. Поставленные цели решаем через проведение бесед, обзоров, ролевых игр, театрализации, выступление агитбригад обсуждения книг, статей правовой тематики. Исходя из особенностей психофизиологии данного возраста наиболее эффективная форма изложения – это сказки, истории, рассказы. В рамках проекта проводятся конкурсы сказочных историй, рассказов и плакатов на тему «Я – ребенок, я – человек, я - гражданин», выпуск тематических закладок, буклетов, разработка и внедрение игровых электронных технологий.

Формы и методы работы с детьми были выбраны, с учетом специфики жизни в детском доме, в частности, закрытость учреждения и оторванность его от реальной жизни. Поэтому основными формами и методами стали: словесные, наглядные (демонстрация плакатов), использование карманных книжек, карточек (иллюстраций); использование технических средств – проектор, компьютер; просмотр кино- и телепрограмм); практические (игры, анализ и решение противоправных ситуаций, социальные экскурсии).

Особое внимание уделено форме театрализованных представлений, особенностью, которых является привлечение воспитанников для обыгрывания нужного материала. Проведение работы по усвоению правового материала проходит в двух направлениях:

с детьми, которые демонстрируют, инсценируя нужный материал, т.к. они проживают это, пропуская через себя,

с ребятами, для которых проводятся эти занятия, в процессе чего им приходится вспоминать изученное ранее, соотносить факты, ассоциировать себя с героями, отвечать на вопросы, а значит думать.

t1591016206aq.gif

Рабочий план реализации проекта






t1591016206ar.gif

I этап:





Организационная работа:

Создание условий для проведения проекта;

Сбор методических материалов для проведения мероприятий;

Подбор электронных пособий;

Составления плана.

t1591016206as.gif

II этап:




Реализация проекта:

Проведение бесед, ролевых игр, конкурсов, социальных экскурсий;

Издание наглядно - зрительных пособий для проведения мероприятий с воспитанниками: «Конвенция ООН» в стихах и картинках, карточки и раскраски для индивидуальной работы и закрепления материала;

Издание "Справочника ребенка", содержащего алгоритм действий в проблемных ситуациях с указанием адресов социальных институтов, оказывающих правовую, социальную помощь населению.

Создание мультимедийных электронных игр;

Сроки реализации проекта: 2018-2023 года

t1591016206at.gif

Цикл познавательных бесед: «Права ребенка – твои права»





t1591016206au.gif

обобщить знания об основных правах ребёнка;

развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

выработать правила поведения;

воспитать нравственные качества личности воспитанника;

познакомить с возрастом наступления уголовной ответственности;

углубить знания об уголовном наказании несовершеннолетних;

создать представление об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних;




t1591016206av.gif

ЦЕЛИ:














t1591016206aw.jpg



п/п

Темы занятий

(7-11 лет)

Темы занятий

(12-16)

1.

Твой возраст - твои права!

- право на гражданство;

- право на имя, отчество и фамилию;

- право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов;

- право посещать детский сад;

- частичная дееспособность;

- право посещать школу;

- право самостоятельно заключать:

- мелкие бытовые сделки;

- сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями;

- право выражать свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, ты хотел бы проживать после развода;

- право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы;

-право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

-право вступать в детские общественные объединения.

- обязанность иметь паспорт гражданина Российской Федерации;

- право на совершение сделок (с письменного согласия родителей (усыновителей или опекунов);

- право распоряжаться своими доходами;

- право авторства произведения;

- право на открытие вкладов в кредитных учреждениях;

- право на трудоустройство в свободное от учебы время (с согласия одного из родителей);

- право требовать отмены усыновления;

- право управлять велосипедом при движении по дорогам;

- право вступать в молодежные общественные объединения.

- ответственность по совершенным тобой сделкам;

- право на управление мотоциклом, мотороллером и другими видами техники;

2.

Ты и семья!

- Право жить и воспитываться в семье (ст.54 Семейного кодекса РФ)

- право знать своих родителей;

- право на заботу родителей;

- право на воспитание своими родителями;

- право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;

- право выражать свое мнение;

- право на имя, отчество и фамилию;

- право на изменение имя и фамилии.

- право на изменение имени и фамилии.

- право на вступление в брак, но при наличии уважительных причин (беременность, рождение ребенка) и с разрешение органов местного самоуправления.


3.

Ты и школа!

- право на получение образования;

- право на выбор учебного заведения;

- право на обучение по общей учебной программе, право на ускоренный курс обучения;

- право на уважение человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение твоих мнений и убеждений.

Обязанности:

- соблюдение устава общеобразовательного учреждения;

- добросовестное отношение к учебе;

- бережное отношение к имуществу школы;

- уважение чести и достоинства других учеников и работников школы;

- выполнение требований работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

- дисциплина в школе;


- итоговая аттестация;

- исключение из общеобразовательного учреждения

4.

Ты и труд!


- трудовое законодательство для подростков

- право на заключение трудового договора;

5.

Твоя безопасность!


- правила безопасности;

- необходимая самооборона;

- насилие;

- употребление, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотиков.

- ВИЧ и СПИД.

7.

Ты и закон!


- права и обязанности свидетелей;

- права и обязанности подозреваемых;.

- административное задержание;

- уголовное задержание;

- уголовная и административная ответственность.

8.

Ты и суд!


- право выражать свое мнение в суде;

- право на обращение в суд;

- правила допроса несовершеннолетнего подсудимого;

- виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним;

- потерпевшие и свидетели


t1591016206ax.gif

ПРАВОВАЯ ИГРОТЕКА





п/п

Наименования и формы мероприятий

(7-11 лет)

Наименования и формы мероприятий (12-16 лет)


«Ребенок имеет право» (Путешествие по страницам Конвенции о правах ребенка).

«Ребенок имеет право» (Путешествие по страницам Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Семейному кодексу РФ).


«Права и обязанности»: воспитательное мероприятие

«Могут ли быть права без обязанностей»: диспут

1.

«Всем нужна забота» - социальные акции

Ролевая игра «Катаклизм»

2.

«Всем нужна семья». Творческие мастерские с кандидатами в приемные родители.

Ролевая игра «Ярлыки»

3.

«Особенные дети»: круглый стол

«Безопасность в случае угрозы террористического акта»: деловая игра

4.

Театрализованная постановка по сказке «Золушка»

Школа выживания: деловая игра

5.

«Вредные привычки. Ответственность.»

Правила жизни в классе: деловая игра

6.

«Правовой калейдоскоп»: деловые игры

«Суд идет»: деловая игры

7.

«Отдых и развлечения детей»: конкурс рисунков

«Не нарушай закон»: конкурсы рисунков и плакатов

8.

«Дети и деньги» - деловая игра «Супермаркет»

Компьютерные игры «файтинги» - вред или польза. Диспут.

9.

Конкурс сочинений «Я мечтаю ….».

Выпуск альманаха.

«Подросток и его безопасность» - диспут




t1591016206ay.gif

III этап:






Подведение итогов проекта

Проведение исследования «Ребенок и закон»;

Презентация "Справочника ребенка";

Организация круглого стола со специалистами участвовавшими в реализации проекта.


t1591016206az.gif

Конкретные ожидаемые результаты






системный подход к решению проблемы;

повышение правовой грамотности и уровня информированности воспитанников;

формирование нравственно-этического и духовного развития воспитанников;

умение найти достойный выход из проблемных ситуаций, используя полученные знания;

формирование нового типа развивающей среды в детских домах для содержательного досуга детей и определения жизненных приоритетов у подрастающего поколения;


В заключении можно сказать следующее, в результате промежуточного исследования, видна положительная динамика освоения воспитанниками правового материала. В ходе полной реализации проекта по правовому воспитанию и формированию правовой грамотности воспитанников детского дома станет их готовность к самостоятельной жизни. Неграмотные в правовом отношении действия могут повредить ребенку, создать угрозу его здоровью и безопасности, нанести ему моральную травму.

Наша работа и знание законов поможет ребенку выбрать достойный способ поведения, правильную ориентацию со всеми социальными институтами.

t1591016206ba.gif

Литература





Конвенция ООН.

Семейный кодекс РФ.

Жилищный кодекс РФ.

Уголовный кодекс РФ.

Административный кодекс РФ.

Шабельник, Е.С. Ваши права /Е.С. Шабельник.– М.: Вита Пресс, 1996.

Антонов, В.В. Изучаем права человека /В.В. Антонов. – М: Вита-пресс, 1996

Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека. М., 1995.

Абашкина О.А. Сценарий ролевой игры «Ваши права» (для начальных классов) // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. -С. 64-66.

Электронный сборник «Школа права – Буратино»/ Центр развития гражданских инициатив-В. 2004.

Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. - М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры. 1999.

Рачкова A.M. Права несовершеннолетних: знание законов и их практическое применение. // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002.-С. 115-129.

t1591016206bb.gif

Используемые Интернет ресурсы:






http://www.pravo.aodb-blag.ru/gl/

http://festival.1september.ru/

http://www.бесстрашное-детство.рф/childpage-sel-202.html

http://www.eycb.coe.int/compasito/ru/chapter_3/1.html

http://nsportal.ru/

http://www.tagillib.ru/readers/for_children/prava_rebenka/

t1591016206bc.jpg



11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.