«Сопровождение семейного досуга педагогами Учреждения» Дронова Наталья Александровна, воспитатель группы компенсирующей направленности
Все дети нуждаются в эмоциональных контактах с родителями, и последним нужно уметь организовывать такое общение со своим ребенком. В первую очередь, это касается детей, которые посещают дошкольные образовательные организации и много времени проводят с чужими людьми (даже искренне к ним привязанными, внимательными и заботливыми). Практически любой взрослый верит в то, что детство — самая счастливая и безмятежная пора в жизни человека и каждый ребенок окружен заботой и вниманием. Но реальность такова: дети живут в мире, полном противоречивых требований и указаний со стороны взрослых. В мире, который не приспособлен к детским потребностям и интересам; где именно взрослые решают, во что и с какими игрушками им играть, какие телевизионные программы смотреть, какие книги читать. Современное пространство жизни дошкольников наполняют взрослые, которые нередко озабочены только своими проблемами — зарабатыванием денег на достойную жизнь, досугом, здоровьем. От многих мам можно услышать такую фразу: «Ты — ребенок, вот и занимайся своими детскими делами: бегай, катайся с горки, общайся с другими детьми. Позволь мне, взрослой, заниматься своими».
Есть родители, которые искренне пытаются уделять детям время, выделяют для них пространство в своей жизни. Но при этом не знают и не понимают ребенка, поскольку фактически не знакомы с ним. И это не фигура речи. Ведь ребенок проводит большую часть своей детской жизни с другими людьми: педагогами детского сада, тренерами, репетиторами. Если родители не стали другом своему ребенку в период дошкольного детства, то сделать это во взрослой жизни практически невозможно. Именно другом, а не только любящим и заботящимся о нем родным человеком. Сегодня с детьми меньше, чем нужно, играют, их больше, чем допустимо, оставляют одних, а иногда подвергают наказаниям, понять смысл которых на своем уровне развития ребенок не в состоянии. Воспитанные в обстановке психической депривации, лишенные в раннем возрасте эмпатийного общения, оставляемые родителями на долгие часы в одиночестве, дети утрачивают чувство психологической защиты, исходящее от людей. Между тем все они нуждаются в эмоциональных контактах с родителями.
Одна из продуктивных форм для установления эмоциоанальных контактов родителей и детей – это совместный досуг. Его значение в последние годы все более увеличивается. Этому способствует относительный рост материального достатка российских семей , мода на здоровый образ жизни как символ успешности человека, появление разнообразных игровых площадок.
Семейный досуг… Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам (увлечение алкоголем, курением) и непониманию, отчужденности, озлобленности, скуке. У малыша, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется «ОБРАЗ СЕМЬИ», который он проносит через свою жизнь и, став взрослым человеком, создает свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах. Формы семейного досуга довольно разнообразны. Это и семейные праздники, и посещение театров, музеев, совместные прогулки, походы, игры и многое другое. Задача родителей — суметь методически грамотно использовать ту или иную форму организации семейного досуга.
Популярной формой семейного досуга стал активный отдых.
Вместе с тем увеличивается и процент пассивного времяпровождения : просмотр телевизионных программ Игры на компьютере Отдых дома Чтобы ни делали взрослые – смотрели телевизор, принимали гостей, читали , вязали - с ними всегда должны быть рядом дети. Именно поведение родителей, а точнее, то, Как они проводят свой досуг, во многом определяет будущее детей.
Взрослые должны научить ребенка занимать свое время. Причем это не заключается только в работе по дому, выполнении каких-то обязанностей, помощи по уходу за животными и других занятий с пользой. Творческая деятельность с детьми – это профилактика вредных привычек. поэтому задача взрослых – научить ребенка проводить свободное время творчески. Если родители и дети вместе рисуют , занимаются моделированием ,конструированием делают подделки и т.д.
Все это делает жизнь детей очень интересной , разнообразной, наполненной смыслом и конструктивным общением.
Однако организация взаимодействия детей и взрослых в рамках воспитательно- Образовательного процесса в ДОУ не может носить случайный характер . Она должна быть системной , иметь цели, задачи, методы реализации, результаты. Организация семейного досуга с детьми способствует сопровождение семьи педагогами ДОУ. Цель сопровождения родителей не передача им научных психолого-педагогических Знаний , а формирование у них способности понять потребности ребенка , умения видеть перспективы его развития. Например проведение совместных детско-родительских мастер-классов по изготовлению оригинальных подделок, тема может быть любая на ваш выбор. Семинар – практикум – это вид занятия, цель которого состоит в обеспечении возможности практического использования теорит. знаний. Такую форму взаимодействия с родителями можно использовать на родительском собрании.
Технология организации семинара-практикума для родителей 1-й этап — подготовительный Продумайте перечень вопросов для обсуждения на семинаре. Их не должно быть более 10. Большее число вопросов утомляет участников семинара и снижает уровень продуктивности обсуждения. Вопросы свяжите с темой обсуждения (то, что актуально для родителей «здесь и сейчас»), возрастными особенностями детей группы, временем года и т. д. Выбор вопросов зависит от намеченной цели. 2-й этап — раздача материалов Раздайте участникам семинара небольшие полоски бумаги (по возможности, цветные стикеры). Их количество (или количество цветов стикеров) должно соответствовать числу вопросов. 3-й этап — ответы на вопросы Прочитайте первый вопрос. Участники ставят на одной из полосок цифру «1» и записывают свой ответ (если используются стикеры, то каждый ответ пишется на полоске определенного цвета). Аналогично записываются ответы на все остальные вопросы. 4-й этап — деление на группы Участники семинара должны разделиться на группы по количеству вопросов (желательно по 3–4 человека). Для этого попросите их встать (этот прием поможет снять некоторую заторможенность отдельных участников и устранит желание «отсидеться») и рассчитаться на «первый — третий» или «первый — четвертый» (в зависимости от количества вопросов). Каждая группа берет одну карточку, на которой записан вопрос, и собирает все ответы родителей под этим номером. 5-й этап — систематизация ответов Собранные ответы участники систематизируют, а информацию записывают на отдельный лист. 6-й этап — обсуждение ответов Каждая группа обсуждает ответы и составляет по ним выводы-резюме. 7-й этап — озвучивание выводов по отдельной группе вопросов Каждая группа оглашает полученные выводы по рассматриваемому вопросу остальным участникам. 8-й этап — коллективное обсуждение ответов на вопросы и их резюмирование
В ходе семинара-практикума родителям можно предложить следующие вопросы для обсуждения: Какие традиции семейного досуга есть в вашей семье? Укажите самые интересные из них. Сколько, по вашему мнению, нужно времени проводить с ребенком в выходные дни? Нужно ли специально учить ребенка организовывать свой досуг? Можно ли научить ребенка продуктивно проводить свободное время, используя только свой личный наглядный пример? Должны ли родители и дети проводить досуг отдельно? Как часто нужно организовывать семейные совместные праздники, мероприятия? Можно ли игнорировать желания ребенка и его планы проведения свободного времени, если это не соответствует вашим принципам, взглядам на жизнь, интересам и т. д.? Считаете ли вы, что досуг ребенка нужно организовывать, ориентируясь, в первую очередь, на образ жизни семьи, а не на мнение и возможности окружающих? И т.д.
Для планирования продуктивного семейного досуга на родительском собрании Или семинаре - практикуме можно использовать другие эффективные методы . Так можно провести семинар – практикум с использованием метода ментальных карт , итогом этого мероприятия станут пошаговые схемы решений той или иной проблемной ситуации, возникшей у родителей при организации досуга.
Темы для обсуждения : «Как организовать летний отдых ребенка?»; «Система закаливания ребенка зимой и в летний период»; «Как провести выходные с ребенком в городе?»; «Семейные хобби и увлечения»; «Организация детского досуга в квартире».
Способом организации совместного досуга и конструктивного общения с ребенком так же является разработка маршрутов выходного дня . Общение с ребенком и его развитие не всегда требует специальных учебных материалов. Можно использовать объекты , которые есть в каждой семье или которые составляют типичный городской ландшафт ( улица, парк, бульвар, роща, автостоянка и т.д.) Таким образом, сопровождение досуга семей дошкольников позволяет родителям Преодолеть определенные трудности в воспитании ребенка и общении с ним, Оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны его жизнедеятельности .
Ксения Александровна