Статья на тему «Тьюторское сопровождение педагогических кадров»
В условиях современных законодательств и преобразования ориентиров в образовании России, основанных на Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 с изм. и доп.), в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) года и Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р), основную роль в системе сопровождения участников образовательных отношений необходим пересмотр процесса качества образования – преобразование активной позиции педагогических кадров на обучение, раскрытие потенциала каждого ребёнка.
Качество образования, являясь главным понятием системы управления образованием в регионе, в котором соотносятся понятия системы, процесса и результата образования, которые отвечают потребностям личности. Для повышения качества образования, в нашем регионе, одним из направлений выступает тьюторство.
С октября 2017 по июль 2019 г. был реализован областной проект «Тьюторские технологии в развитии профессиональных компетентностей руководящих и педагогических кадров». Одной из площадок апробации данного проекта является город Белово в лице тьюторов Скударновой Н.В. и Сидоровой И.А.
Работа над проектом осуществлялась в течение двух лет в соответствии с разработанной программой.
Цель проекта: Выявление и апробация влияния тьюторских технологий на развитие профессиональных компетентностей педагогических кадров.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Выявить и проанализировать затруднения педагогов для обеспечения качественного образования в достижении планируемых результатов соответствии с ФГОС НОО.
Определить воздействие тьюторских технологий на развитие профессиональных компетентностей педагогических кадров.
Обеспечить внедрение и реализацию современных тьюторских технологий, направленных на развитие профессиональных компетентностей руководящих и педагогических кадров города.
Разработать методические рекомендации в помощь педагогам.
Оказать методической помощи педагогам по устранению затруднений и дефицитов в достижении качества образования, развитию их профессиональных компетентностей.
Осуществить мониторинг влияния тьюторских технологий на развитие профессиональных компетентностей на деятельность педагогов.
В Беловском ГО была создана рабочая группа. Участниками данной группы стали молодые специалисты начальных классов из школ 1, 14, 32.
Работа проводилась по направлениям:
- диагностико - аналитическое – мониторинг уровня профессиональных компетентностей педагогов. В феврале 2018 года педагоги оценили уровень своей профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность учителя оценивалась по четырем критериям: общекультурный, общепрофессиональный, коммуникативный, эффективность профессиональной деятельности.
Результаты исследования по каждому из критериев.
Общекультурный критерий в рамках нашего исследования характеризовался двумя показателями.
- «Общая образованность и широта кругозора». При выполнении работы лишь 20% педагогов полностью или частично справились с предложенными заданиями, направленными на оценку данного показателя. В итоговой - 70%.
- «Культура речи». Следует отметить, что показатели по данному критерию на первом этапе эксперимента проявились не на самом высоком уровне и составляли 25%, в заключительной диагностике 100 %.
Общепрофессиональный критерий оценивался по трем показателям.
- «Владение содержанием учебных дисциплин». Первичная диагностика выявила следующие результаты – 0 % Никто из учителей не выполнил предложенные задания. В заключительной диагностике средним уровнем обладали уже 60 % педагогов.
- «Владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания». При выявлении перечисленных знаний, а также умений применять современные образовательные технологии на уроках и внеурочной деятельности были выявлены значительные затруднения педагогов в реализации принципов развивающего обучения. Результаты при первичной диагностике – высоким уровне не обладает ни один учитель, средним – 25 %, остальные учителя не справились с заданиями. В итоговой - 60 % педагогов обладали средним уровней, высокого уровня владения нет.
- «Знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности». Получены результаты, свидетельствующие о наличии затруднений учителей и в области психологии общения. В первичной – 12.5 % обладают средним показателем. В итоговой – 60 % имеют средний уровень успешности.
3. Коммуникативный критерий оценивался по трем показателям.
- «Коммуникация-интеракция» В результате оценивания посредством решения предложенных участникам проекта педагогических задач получены результаты при первичной -75 % имеют низкий уровень коммуникации, при итоговой – 75 % высокий, 25 % средний, низкого - нет.
- «Коммуникация-кооперация» Педагогам также были предложены педагогические ситуации, разрешение которых свидетельствовало бы о компетентности в данной области. При первичной – средний уровень 37.5 %, остальные педагоги показали низкий уровень. В итоговой – 37.5 % высокий уровень, средний – 62.5%, низкого нет.
- «Коммуникация-интериоризация». При первичной – 75 % среднего, низкого – 25 %. В итоговой – 75 % высокого уровня, среднего – 25 %.
4. Эффективность профессиональной деятельности оценивалась по трем показателям, приведенным ниже.
- «Позитивная динамика учебных достижений обучающихся» оценивался по динамике предметных и метапредметных результатов обучающихся. О позитивной динамике сообщили 25 % учителей, о стабильных результатах – 75 %. В итоговой - позитивные результаты у 100% педагогов.
- «Достижения обучающихся по данным внешних аттестаций различного типа». Результаты младших школьников, учителя которых стали участниками проекта, таковы: высокие –25 %, школьники не участвовали в исследованиях – 75 %. В итоговой – высокие – 75 %, средние – 25 %.
- «Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях». Высокие результаты школьники продемонстрировали у 25 % учителей, средние – у 25 %, отсутствие результатов у 50 %. В итоговой – высокий – 62.5 %, средний – 37.5 %.
Отметим, что работа проходила с молодыми педагогами города.
Анализ полученных результатов показал, что при первичном мониторинге в целом лучшие результаты педагоги продемонстрировали по общекультурному критерию и эффективности профессиональной деятельности, а самые низкие – по коммуникативному. В итоговой диагностике видно, что в целом результаты имеют положительную динамику.
Положительная динамика результатов стала возможной в результате следующих направлений:
- Проектировочное – разработан план работы с группой, составлены индивидуальные образовательные маршруты.
- Деятельностное – успешная и эффективная работа в соответствии с планом работы и индивидуальными образовательными маршрутами.
Использованы технологии:
Технологии управления
Технологии организации образовательной деятельности педагогических кадров
Технология групповых дискуссий
Технология групповых и индивидуальных тьюторских консультаций
Технология обучения
Технология исследовательской деятельности педагога
Технологии сотрудничества
Технология проектной деятельности педагога
Применялись формы работы: методическая мозаика, коучинг, мастер – класс, деловая игра, работа в творческих группах, мозговой штурм и другие.
Наиболее эффективными, по мнению участников группы, стали:
- методическая мозаика, где участники группы познакомились с применением интерактивных форм обучения, психологическими играми, которые можно применять во время урока и сами выступили в роли учеников;
- коучинг – новая форма взаимодействия участников процесса, что акцентирует ФГОС НОО. Данная форма помогла найти проблемы и способы их решения. В данном случае педагоги получили информацию о современных технологиях деятельностного типа, также ИКТ и здоровьесберегающих в процессе обучения, а затем в группах разработали этапы урока с применением одной из технологий;
- мастер – класс – участникам были продемонстрированы эффективные методы обучения и конкретные приёмы на уроках по совершенствованию практического мастерства. В данной работе принимали участие педагоги начальных классов, победители конкурсов;
- деловая игра – участники моделировали процессы и механизмы принятия решений с использованием различных моделей и групповой работы. Например, рисовали картины, умея договариваться без речи, находили общие детали для построения объектов, проводили опыты с водой и иглой, где использовалось свойство воды «натяжение», учились проводить самооценку и оценку действий участников группы, овладели навыками находить в человеке положительные качества.
Заключительным направлением стала рефлексия, где участники группы провели оценку собственных достижений профессиональных компетенций, получили методические материалы.
Участники проекта отметили, что получили возможность по - новому взглянуть на процесс обучения младших школьников и формирования у них универсальных учебных действий, дала возможность практического применения новых технологий обучения.
Положительными итогами работы считаем результаты итоговой диагностики, где педагоги улучшили свои результаты.
Наблюдая за деятельностью педагогов, во время занятий, приходим к выводу, что планомерно организованное тьюторское сопровождение способствует повышению качества образовательного процесса, развивает как учителя, так и тьютора, помогает в решении новых проблем в процессе обучения.
Полагаем, что такая форма взаимодействия тьютора и учителя всегда будет актуальна и востребована.