Статья «Психолого-педагогическое сопровождение социального проекта "Академия здоровья"»

3
1
Материал опубликован 16 November 2018 в группе

О.В.КИСЕЛЕВА, педагог-психолог

МАДОУ «ЦРР-Детский сад №91 «Строитель» г. Улан-Удэ


 


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «АКАДЕМИЯ ЗДОРОВЬЯ»

В настоящее время наблюдается рост количества детей с нарушениями речи, обусловленными такими причинами как:

1) бурное развитие перинатальных технологий с выхаживанием детей с различной патологией, которые ранее не выживали;

2) переориентация женщин с семейных ценностей на карьерный рост, что, как следствие приводит к рождению детей, пострадавших от хронической или острой гипоксии в перинатальном периоде;

3) ухудшением экологической ситуации в целом во всем мире;

4) развитием современной цивилизации, позволившей значительно снизить двигательную нагрузку на человека, что привело к появлению новых эпидемий XXI, таких как в ожирение, гипертоническая болезнь.

В связи с этим актуальной стала задача создания для детей с раннего возраста здоровьесберегающей среды, или среды, с самых первых шагов направленной на развивающий уход за ребенком и его оздоровление.

Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.

Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности.

Важной составной частью здоровья человека является его психологическое здоровье. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека — это система, в которой все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга.

Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой его психологического здоровья. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психологическое здоровье и является его надежным индикатором на различные события и факты.

У нас в ЦРР в группах компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями был разработан и апробирован проект «Академия здоровья». Одной из задач проекта «Академия здоровья» является сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

В начале проекта мною был проведен мониторинг «Эмоциональное благополучие детей» и опрос родителей «Здоровый образ жизни». Были обозначены следующие проблемы:

- несоблюдение режима дня;

- неправильное питание в семье (фастфуды);

- наличие вредных привычек, среди которых такие как малоподвижный образ жизни, курение и др.;

-педагогическая непросвещенность: незнание психологических особенностей детей дошкольного возраста, неумение демонстрировать ребенку свою любовь.

По запросам родителей была открыта Служба психологической поддержки, куда родители имели возможность обратиться со своими проблемами. Мною было проконсультировано 23 семьи по различным вопросам воспитания и развития детей.

Главной моей задачей было донести до родителей необходимость демонстрировать ребенку свою безусловную любовь, т. е. любовь ни за что-то или при определенных условиях, а несмотря ни на что и ни на какие условия. Главное — чтобы их ребенок стремился стать лучше.

Так, родителей детей с защитной агрессивностью убеждала полностью исключить физические наказания, которые служат ребенку образцом для подражания. Рекомендовала исключить просмотр различного рода «ужастиков» или соответствующие компьютерные игры, в которых ребёнок может отождествлять себя с агрессивным героем. Советовала им чаще прибегать к телесному общению с ребенком, например, перед сном, поглаживать тело ребенка: головку, ручки, ножки. Предлагала обоюдный игровой массаж («рельсы-рельсы…», «испечём пирог», и т. д.).

С родителями, дети которых испытывают страхи, говорила о необходимости соблюдения режима дня ребёнка, акцентируя внимание на недопустимости его перевозбуждения перед сном. Также советовала ограничить просмотр боевиков и страшных мультфильмов, заменив их сказками с благополучным концом. Акцентировала внимание родителей на недопустимости обсуждения опасных ситуаций в присутствии ребенка. Если ребенок рассказал им о страшном сне, советуем предложить ребёнку нарисовать его.

Родители должны знать: нельзя стыдить ребёнка за его страхи. Страхи — это этап, через который проходит любой человек, пройдет время, а вместе с ними страхи. Причиной деструктивной агрессивности является гиперопека или сверхконтроль воспитывающих взрослых. В подобных ситуациях главное — предоставление ребенку самостоятельности. Важно, чтобы ребенок ещё имел определенные обязанности, например, убирать постель, поливать цветок.

В ходе реализации проекта мною были использованы разнообразные здоровьесберегающие технологии и приемы игровой арттерапии. Хочется остановиться на некоторых, представляемых, на мой взгляд, наибольшую значимость и эффективность:

клубный час;

технология «Игрушка-подружка»;

психогимнастика для умников и умниц;

мнемотехнический прием «Расскажи стихи руками»;

релаксационные упражнения «Медитативные сказки»;

дыхательные упражнения интерактивного комплекса «Логомер»;

медитативные сказки «Солнечные лучики»».

Дети с нетерпением ждали клубного часа, чтобы отправиться в путешествие по станциям страны Здоровья: «Попорядкино», «Зарядкинск», «Парк воздушных аттракционов», станция «Вкусняшкино», станция «Спортландия».

Каждое такое путешествие с детьми начиналось с прихода в гости одной из игрушек-подружек (Улыбашка, Сплюшка, Егоза, Хвалюшка, Поиграйка), одна из которых создавала проблемную ситуацию. Дети искали решение проблемы в ходе увлекательного путешествия по стране Здоровья.

«Гимнастика для умников и умниц» - коррекционный прием, связанный с функциональной асимметрией полушарий головного мозга. Это комплекс авторских упражнений на развитие сенсомоторной пластики, целью которых является развитие синхронизации левого и правого полушарий, что имеет огромное значение для речевого развития детей.

Мнемотехнический организационный прием «Расскажи стихи руками» замечателен тем, что способствует развитию памяти, мышления, наблюдательности, речедвигательного процесса.

Родителям и детям на очередном заседании «Школы здоровой семьи» мною были продемонстрированы дыхательные упражнения интерактивного комплекса «Логомер». Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка,  укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящихся в носоглотке.

Медитативные сказки «Солнечные лучики» использовались в проекте для накопления образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов дошкольников.

Коррекционная работа педагога-психолога была основана на следующих принципах:

искренний интерес к себе, к окружающему социуму;

безусловное принятие ребенка таким, какой он есть;

формирование у ребенка чувства безопасности, возможности свободно проявлять себя;

постепенность коррекционного процесса, следование темпу, задаваемому ребенком.

Я считаю, что благодаря атмосфере психологического комфорта и эмоционального благополучия, созданной руками педагогов и родителей, произошли значительные изменения в интеллектуальном, эмоционально-личностном развитии детей групп компенсирующей направленности. Дети стали более организованными, требовательными к себе, у них повысилась самооценка, появилась уверенность в своих силах.

Фотоматериалы социального проекта «Академия здоровья»

Мнемотехнический прием «Расскажи стихи руками»

Интегрированное занятие

«Поможем Сплюшке»

Дидактическая игрушка «Осьминог Знайка»

Медитативная сказка «Солнечные лучики»

Станция «Вкусняшкино»

Карта «Город здоровья»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю! Интересный практический материал для осуществления профессиональной деятельности!

17 August 2019

Похожие публикации