Урок биологии в 6 классе на тему «Соцветия»
Урок биологии в 6 классе. «_____» ________________ 20___ г.
Соцветия.
Цель. Способствовать формированию представлений о соцветиях, создать условия для формирования умений различать и сравнивать соцветия.
Задачи.
Образовательные. Формировать знания о соцветии, его биологической роли; познакомить с видами соцветий и признаками, отличающими одно соцветие от другого; научить определять соцветия у растений по фотографиям и гербарным материалам.
Развивающие. Способствовать развитию логического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы; развивать умения видеть проблему и находить пути её решения, искать ответы на поставленные вопросы
Воспитательные. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть красоту природы.
Планируемые результаты.
Предметные.
Ученик научится
Распознавать цветки различных растений. Знать: определение соцветий; биологическое значение соцветий.
Ученик получит возможность научиться
Различать и сравнивать соцветия; определять простые и сложные соцветия.
Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.
Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока; сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.
Познавательные УУД:
сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстрациями, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Коммуникативные УУД
сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Личностные:
формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладевают интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Ход урока.
Орг. момент.
Активация познавательной деятельности.
Фронтальный опрос.
Дайте определение цветку и объясните его биологическое значение.
Используя муляж (слайд презентации), назовите и покажите главные части цветка. (слайд 1 )
На муляже цветка покажите и назовите части, которые называются околоцветником. (слайд 1 )
Приведите примеры и дайте определение двудомным растениям.
Приведите примеры и дайте определение однодомным растениям.
Исключите лишнее: одуванчик лекарственный, крапива двудомная, лопух большой, редька дикая, береза бородавчатая, яблоня домашняя, ель обыкновенная. (слайд 2 )
Исключите лишнее. (слайд 3 )
Определите, у какого растения простой околоцветник, а у какого двойной. (слайд 4 )
Усвоение новых знаний.
(слайд 5 )Демонстрация цветов: тюльпана, нарцисса, кисти черемухи. Что общего, чем отличаются?
Работа с текстом.
Прочитайте текст.
Часто на побеге развивается не один, а несколько цветков, располагающихся в определенном порядке. Такую группу цветков называют соцветием. В соцветия обычно объединены мелкие цветки. Собранные вместе, они придают большую яркость и ароматность цветоносной части побега, что важно для привлечения животных – опылителей. Кроме того, в соцветии, по сравнению с одиночными цветками, всегда образуется больше плодов и семян, что обеспечивает лучшую возможность размножения растения.
Обведите правильные ответы.
Заголовок абзаца:
Значение соцветия в жизни растения.
Определение соцветия.
Характеристика соцветия.
Соцветие.
Биологическое значение соцветия в том, что ...
В соцветия обычно объединены мелкие цветки.
Соцветия обладают большей яркостью и ароматичностью, что важно для привлечения животных - опылителей.
На соцветиях образуется больше плодов и семян, что обеспечивает лучшие условия для размножения растения.
В соцветиях цветки располагаются в определенном порядке.
Соцветие – это...
... группа цветков, располагающихся в определенном порядке.
... мелкие цветки, расположенные на одном растении.
... побеги растений в период цветения.
... цветки, имеющие неправильную форму.
Проверка сделанной работы.
Определение темы и целей урока. (слайд 6 )
Сформулируйте определение соцветия. Каково биологическое значение соцветий?
(слайд 7 ) Таллипотовая пальма, или пальма тени, произрастает в Индии и на о. Шри-Ланка. Верхушечное метельчатое соцветие достигает в длину 14 м. от центрального цветоноса отделяются боковые по 6 м длиной, так что общая ширина соцветия в основании оказывается лишь немногим меньше его длины, составляя около 12 м.
(слайд 8 ) Очень крупное соцветие у разных видов агав. Агава цветет раз в жизни в возрасте 15 лет. В момент цветения растение выбрасывает высокий, от 3 до 10 м, цветонос с многочисленными цветками, собранными на верхушке в кистевидно – метельчатые соцветия. У агавы узколистной в таком соцветии может находиться более 2000 цветков.
(слайд 9 ) Самые маленькие соцветия у ряски. Соцветие состоит 2-5 раздельнополых цветков
(слайд 10) Соцветия
Простые Сложные
Цветки располагаются Цветки располагаются на непосредственно на главной оси разветвлениях от главной оси
(слайд 11 ) Работа с учебником. Стр. 64 – 65.
Заполнить таблицу «Соцветия»
Тип соцветия |
Характерные признаки |
Растения, имеющие такой тип соцветия |
(слайд 12 ) Физкультминутка
Из – за парт мы выйдем дружно
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный
Ветер стих. Вздохнули дружно
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
Первичная проверка понимания.
Работа с гербарием, или презентацией.
Определите тип соцветия. Запишите их названия. Зарисуйте схему данного соцветия. Приведите примеры.
(слайд 13 ) Овес посевной, кукуруза, мятлик (метелка)
(слайд 14 ) Яблоня, груша, боярышник (щиток)
(слайд 15 ) Укроп, морковь, петрушка.(сложный зонтик)
(слайд 16 ) Одуванчик, подсолнух, ромашка. (корзинка)
Проверьте правильность выполнения задания. (слайд 17 )
Закрепление знаний (слайд 18 )
Установите соответствие между особенностью строения соцветия и растением.
Соцветие Растения
А) Кисть 1) Вишня
Б) Сложный колос 2) Рожь
В) Простой зонтик 3) Ячмень
4) Смородина
5) Лук
6) Ландыш
7) Пырей
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
в |
б |
б |
а |
в |
а |
б |
Подведение итогов. Рефлексия.
Как прекрасны цветы! Как похожи на нас они, люди…
Душ прекрасных порыв в красоту облекают не зря:
Коль любить – так любить! И никто обделённым не будет!
Домашнее задание. § 12
Федулова Лилия Константиновна