Урок биологии в 6 классе на тему «Соцветия»

0
1
Материал опубликован 11 December 2017

Урок биологии в 6 классе. «_____» ________________ 20___ г.

Соцветия.

Цель. Способствовать формированию представлений о соцветиях, создать условия для формирования умений различать и сравнивать соцветия.

Задачи.

Образовательные. Формировать знания о соцветии, его биологической роли; познакомить с видами соцветий и признаками, отличающими одно соцветие от другого; научить определять соцветия у растений по фотографиям и гербарным материалам.

Развивающие. Способствовать развитию логического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы; развивать умения видеть проблему и находить пути её решения, искать ответы на поставленные вопросы

Воспитательные. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть красоту природы.

Планируемые результаты.

Предметные.

Ученик научится

Распознавать цветки различных растений. Знать: определение соцветий; биологическое значение соцветий.

Ученик получит возможность научиться

Различать и сравнивать соцветия; определять простые и сложные соцветия.

Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.

Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока; сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.

Познавательные УУД:

сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстрациями, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Коммуникативные УУД

сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Личностные:

формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладевают интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Ход урока.

Орг. момент.

Активация познавательной деятельности.

Фронтальный опрос.

Дайте определение цветку и объясните его биологическое значение.

Используя муляж (слайд презентации), назовите и покажите главные части цветка. (слайд 1 )

На муляже цветка покажите и назовите части, которые называются околоцветником. (слайд 1 )

Приведите примеры и дайте определение двудомным растениям.

Приведите примеры и дайте определение однодомным растениям.

Исключите лишнее: одуванчик лекарственный, крапива двудомная, лопух большой, редька дикая, береза бородавчатая, яблоня домашняя, ель обыкновенная. (слайд 2 )

Исключите лишнее. (слайд 3 )

Определите, у какого растения простой околоцветник, а у какого двойной. (слайд 4 )

Усвоение новых знаний.

(слайд 5 )Демонстрация цветов: тюльпана, нарцисса, кисти черемухи. Что общего, чем отличаются?

Работа с текстом.

Прочитайте текст.

Часто на побеге развивается не один, а несколько цветков, располагающихся в определенном порядке. Такую группу цветков называют соцветием. В соцветия обычно объединены мелкие цветки. Собранные вместе, они придают большую яркость и ароматность цветоносной части побега, что важно для привлечения животных – опылителей. Кроме того, в соцветии, по сравнению с одиночными цветками, всегда образуется больше плодов и семян, что обеспечивает лучшую возможность размножения растения.

Обведите правильные ответы.

Заголовок абзаца:

Значение соцветия в жизни растения.

Определение соцветия.

Характеристика соцветия.

Соцветие.

Биологическое значение соцветия в том, что ...

В соцветия обычно объединены мелкие цветки.

Соцветия обладают большей яркостью и ароматичностью, что важно для привлечения животных - опылителей.

На соцветиях образуется больше плодов и семян, что обеспечивает лучшие условия для размножения растения.

В соцветиях цветки располагаются в определенном порядке.

Соцветие – это...

... группа цветков, располагающихся в определенном порядке.

... мелкие цветки, расположенные на одном растении.

... побеги растений в период цветения.

... цветки, имеющие неправильную форму.

Проверка сделанной работы.

Определение темы и целей урока. (слайд 6 )

Сформулируйте определение соцветия. Каково биологическое значение соцветий?

(слайд 7 ) Таллипотовая пальма, или пальма тени, произрастает в Индии и на о. Шри-Ланка. Верхушечное метельчатое соцветие достигает в длину 14 м. от центрального цветоноса отделяются боковые по 6 м длиной, так что общая ширина соцветия в основании оказывается лишь немногим меньше его длины, составляя около 12 м.

(слайд 8 ) Очень крупное соцветие у разных видов агав. Агава цветет раз в жизни в возрасте 15 лет. В момент цветения растение выбрасывает высокий, от 3 до 10 м, цветонос с многочисленными цветками, собранными на верхушке в кистевидно – метельчатые соцветия. У агавы узколистной в таком соцветии может находиться более 2000 цветков.

(слайд 9 ) Самые маленькие соцветия у ряски. Соцветие состоит 2-5 раздельнополых цветков 

(слайд 10)                                         Соцветия 

                                     Простые                                          Сложные

Цветки располагаются                                         Цветки располагаются на непосредственно на главной оси                                                         разветвлениях от главной оси

(слайд 11 ) Работа с учебником. Стр. 64 – 65.

Заполнить таблицу «Соцветия»

Тип соцветия

Характерные признаки

Растения, имеющие такой тип соцветия

     

(слайд 12 ) Физкультминутка

Из – за парт мы выйдем дружно

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши - ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный

Ветер стих. Вздохнули дружно

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

Первичная проверка понимания.

Работа с гербарием, или презентацией.

Определите тип соцветия. Запишите их названия. Зарисуйте схему данного соцветия. Приведите примеры.

(слайд 13 ) Овес посевной, кукуруза, мятлик (метелка)

(слайд 14 ) Яблоня, груша, боярышник (щиток)

(слайд 15 ) Укроп, морковь, петрушка.(сложный зонтик)

(слайд 16 ) Одуванчик, подсолнух, ромашка. (корзинка)

Проверьте правильность выполнения задания. (слайд 17 )

 Закрепление знаний (слайд 18 )

Установите соответствие между особенностью строения соцветия и растением.

Соцветие Растения

А) Кисть 1) Вишня

Б) Сложный колос 2) Рожь

В) Простой зонтик 3) Ячмень

4) Смородина

5) Лук

6) Ландыш

7) Пырей

1

2

3

4

5

6

7

в

б

б

а

в

а

б

Подведение итогов. Рефлексия.

Как прекрасны цветы! Как похожи на нас они, люди…

Душ прекрасных порыв в красоту облекают не зря:

Коль любить – так любить! И никто обделённым не будет!

Домашнее задание. § 12


соцветия
PPTX / 17.59 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии