Сценарий урока биологии в 6 классе «Соцветия, их значение в жизни растения»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Соцветия, их значение в жизни растения
Цели: продолжить формирование представления о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать знания о соцветии, познакомить с основными видами соцветий и их биологической ролью.
Оборудование и материалы: биологический конструктор «Строение цветка», кусочек пластилина, картон для игры «Биологический конструктор» (для каждого ученика); таблицы: «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений», схемы и изображения различных соцветий; цветущие комнатные растения, гербарии цветущих растений; разборная модель «Цветок вишни».
Ключевые слова и понятия: одиночный цветок, соцветие, простые соцветия и сложные соцветия, главная ось, боковые оси, сидячие цветки, цветки на цветоножках; различные типы соцветий: кисть, простой колос, початок, корзинка, головка, простой зонтик, щиток, завиток, метелка (сложная кисть), сложный зонтик, сложный колос
Игра «Биологический конструктор»
Для игры нужно заранее подготовить биологический конструктор «Строение цветка», как описано в творческом домашнем задании к уроку 27, — комплект на каждого ученика: 6 лепестков, 6 чашелистиков, 12 тычинок, 12 пестиков. Можно попросить учеников изготовить элементы цветка по трафарету учителя. Каждому выдается комплект элементов конструктора, пластилин, картон.
Учащимся дается задание собрать цветок с простым околоцветником и двойным. Затем ученики собирают полный цветок, женский и мужской. Учитель контролирует качество выполнения задания. При нехватке элементов конструктора на весь класс задание можно дать индивидуально нескольким ученикам.
Биологический диктант
(Учитель зачитывает определения, а учащиеся записывают термин, подходящий к нему, или вставляют пропущенное слово.)
Генеративный орган цветковых растений, в котором происходит оплодотворение и формируется семя.
Самая яркая и заметная часть цветка, которая чаще всего бывает окрашена в различные цвета.
.Венчик, лепестки которого срастаются между собой.
.Венчик, как правило, окружен окрашенной в зеленый цвет ... .
Совокупность чашечки и венчика цветка.
Если у цветка присутствует и чашечка, и венчик, такой околоцветник называют . .
Если у цветка нет разделения на чашечку и венчик (на лепестки и листочки), такой околоцветник называют ... .
Если листочки околоцветника расположены таким образом, что через цветки можно провести несколько осей симметрии, то их называют . .
Если через цветки можно провести только одну ось симметрии, то их называют ... .
Женский орган у покрытосемянных растений.
Мужской генеративный орган цветка.
Часть стебля, к которой прикрепляется цветок.
Ось цветка, к которой прикрепляются его основные части: чашелистики, лепестки, пестики, тычинки.
Верхняя часть тычинки, внутри которой развивается и созревает пыльца.
Верхняя часть пестика, приспособленная для удержания на нем пыльцы.
Цветки растений, в которых имеются как мужские органы (тычинки), так и женские (пестики).
Растения, мужские и женские цветки которых расположены на разных особях.
(После выполнения работы учащиеся меняются тетрадями и проверяют работу соседа. Работу можно проводить также в ка-честве контроля знаний с последующей проверкой и выставле¬нием оценок.)
Рассказ учителя с элементами беседы
Каким органом по своим функциям является цветок? (Цветок — генеративный орган растения.)
Какова основная функция цветка? (Цветок служит для семенного размножения растений.)
Какие растения имеют одиночные цветки? (Тюльпан, вьюнок, нарцисс, роза, гербера.)
(Учитель демонстрирует изображения одиночных цветков, комнатные растения с одиночными цветками, срезанные декоративные растения в вазах, гербарии.)
Но у большинства растений цветки собраны в пышные соцветия.
(Учитель демонстрирует изображения различных соцветий, цветущие комнатные растения, гербарии.)
Попробуйте самостоятельно дать определение понятия «соцветие». (Ответы учащихся.)
Соцветия — группы цветков, расположенных близко друг к другу в определенном порядке.
Чем различаются по размеру одиночные цветки и цветки, собранные в соцветия? (Одиночные цветки чаще всего бывают более крупными, чем цветки, собранные в соцветия.)
Как вы думаете, в чем заключается биологическое значение соцветий? (Ответы учащихся.)
Биологическое значение соцветий состоит в том, что большое количество расположенных рядом цветков (особенно мелких) увеличивает вероятность их опыления, а следовательно, и оплодотворения.
В каждом соцветии можно выделить главную ось. Среди множества различных соцветий выделяют две основные группы: простые соцветия и сложные. Если все цветки соцветия расположены на главной оси, его называют простым. Цветки на главной оси могут быть сидячими (вспомните, что такое сидячий цветок), а могут прикрепляться к ней посредством цветоножек. Но если от главной оси отходят боковые оси, на которых расположены цветки, то соцветие называют сложным.
Давайте более подробно рассмотрим строение простых и сложных соцветий.
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Пользуясь текстом, заполните таблицы.
Простые соцветия
Тип соцветия |
Описание |
Примеры растений |
Рису нок |
1 |
2 |
3 |
4 |
Кисть |
От длинной главной оси отходят цветоножки, на которых расположены цветки |
Капуста, ландыш, черемуха |
|
Простой колос |
Сидячие цветки (без цветоножек) расположены на одной главной оси |
Подорожник, ятрышник, вербена |
|
Початок |
Главная ось сильно утолщена (она толстая и мясистая), на ней расположены сидячие цветки |
Кукуруза (женское соцветие), белокрыльник |
|
Корзинка |
Главная ось утолщена и имеет блюдцевидную форму, на ней расположены многочисленные мелкие сидячие цветки |
Астра, подсолнечник, ромашка, одуванчик, осот, бодяк, календула |
|
Головка |
Главная ось укорочена и имеет булавовидную форму, на ней тесно расположены сидячие цветки или цветки на очень коротких цветоножках |
Клевер, черноголовка, цефалярия |
|
Простой зонтик |
Главная ось укорочена, цветоножки, имеющие практически одинаковую длину, отходят как бы от одного места |
Примула, вишня, лук |
|
Щиток |
На удлиненной главной оси расположены цветки на удлиненных цветоножках таким образом, что сами цветки оказываются на одной высоте |
Груша, спирея, калина |
|
Завиток |
Главная ось заканчивается цветком, под ним образуется ось второго порядка, также заканчивающаяся цветком, и т. д. |
Окопник лекарственный, незабудка |
Сложные соцветия
Тип соцветия |
Описание |
Примеры растений |
Рису нок |
Метелка (сложная кисть) |
От главной оси отходят многочисленные ветвящиеся оси, на которых расположены цветки или простые соцветия |
Сирень, виноград, мятлик, овес, просо |
|
Сложный зонтик |
От укороченной главной оси отходят простые соцветия (зонтики) |
Морковь, петрушка, укроп, тмин, борщевик |
|
Сложный колос |
На главной оси расположены отдельные короткие колоски, образованные несколькими цветками |
Пшеница, рожь, ячмень |
(Учитель проверяет выполнение работы, взяв на проверку тетради нескольких учеников, а некоторые учащиеся отвечают с места. Учитель комментирует ответы и дополняет их. Особое внимание необходимо обратить на примеры растений, так как в учебниках их может быть недостаточно.)
Ответьте на вопросы.
Какова основная функция цветка?
Что такое соцветие?
Какова основная биологическая роль соцветий?
Каковы размеры одиночных и собранных в соцветия цветков?
Приведите примеры растений, имеющих одиночные цветки.
Какие соцветия называют простыми?
Приведите примеры простых соцветий.
Какие соцветия называют сложными?
Приведите примеры сложных соцветий.
Приведите примеры растений, имеющих соцветие кисть.
Приведите примеры растений, имеющих соцветие корзинка.
Приведите примеры растений, имеющих соцветие простой колос.
Приведите примеры растений, имеющих соцветие сложный зонтик.
Приведите примеры растений, имеющих соцветие сложный колос.
Подведение итогов урока
Прочитать параграф, знать основные термины, уметь различать соцветия по описанию и схематическому изображению. (Учебник И.Н. Пономаревой § 23; учебник В.В. Пасечника § 29.)
Закончить заполнение таблицы (нарисовать каждое соцветие).
Творческое задание. Придумать сложное соцветие, состоящее из нескольких простых. Нарисовать схему этого соцветия.
Создать объемные модели различных соцветий из проволоки (лучше всего взять толстую медную проволоку, так как она легко гнется и достаточно хорошо сохраняет форму), цветного картона, пластилина. Из цветного картона вырезать по трафарету силуэты цветков, сделать из проволоки каркас соцветия (оси и цветоножки) и прикрепить на них цветки. Узлы соединения проволоки можно дополнительно укрепить пластилином.
Задание для учеников, интересующихся биологией. Рассмотреть строение соцветия сережка. Такие соцветия имеют: мужские соцветия лещины, дуба, грецкого ореха, ивы, тополя, березы, благородного каштана. Нарисовать схему этого соцветия, описать его. На какое соцветие больше всего похоже соцветие сережка? Каковы различия? Узнать, какое строение имеют женские соцветия этих растений.
Соцветия простые и сложные цветки
соцветия видеоурок
Соцветие
Презентация. Соцветия (Ботаника)
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций