Статья «Методика сотрудничества педагога с родителями»
Чагина Светлана Викторовна,
учитель-логопед МБДОУ детский сад «Теремок»
п. Коноша, Архангельской области.
Мой педагогический стаж более 30 лет. Сначала в качестве воспитателя в детском саду, а после получения высшего дефектологического образования продолжила работу учителем-логопедом в ДОО. Работала с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи в логогруппе, проводила логопедическую коррекцию в условиях логопункта, в настоящее время помогаю детям в группе компенсирующей направленности. И всегда считала, и считаю – главное наладить сотрудничество с семьями воспитанников. Первое – это доверие! Невозможно добиться хороших результатов в коррекции речи дошкольников без поддержки и активного, участия родителей (законных представителей). Успех учителя-логопеда, дефектолога во многом зависит от того, как организована работа с семей. Доверительные отношения строятся во время совместных мероприятий, где участниками являются родители, дети и педагог.
С 2016 года в нашем детском саду организован семейный клуб «Логошкола». Клуб является неотъемлемой частью коррекционно–образовательного процесса. Мероприятия семейного клуба посещают не только мамы и папы, но и бабушки и дедушки, все взрослые, которые занимаются с ребенком дома. Заседание семейного клуба, проведенные в форме Фестиваля «Домашняя игротека» и «Ярмарка творческих идей»
прошли на отлично, потому что инициаторами идей выступили сами родители. В каждой семье свои подходы к воспитанию и обучению. Родители проявили фантазию, выдумку. Вместе с детьми они презентовали игры по развитию речи, выполненные своими руками. Показали практическое их использование. Все игры получились разнообразными, сделаны с творческим подходом, полезны для развития всех компонентов речи дошкольников. Принимая участие в образовательном процессе, родители повысили свою педагогическую грамотность, изнутри увидели коррекционную деятельность ДОО. Дети получили много положительных эмоций. Мы пополнили коррекционно-развивающую среду кабинета, создали домашнюю библиотеку игр и пособий, разработанных родителями. Игры и пособия выдаем на выходные домой, для закрепления полученных знаний на занятиях. (1,2)
Очень понравились нашим детям и родителям "Логостарты", когда выполняешь различные движения и развиваешь речевые умения. Приведу пример некоторых игр. Игра: "Хоккей словами". Команде дается определенный звук, на который каждому игроку необходимо придумать слово и забить шайбу в ворота. Слова не должны повторяться. Игра "Необычный волейбол". Участвует две пары игроков (взрослый-ребенок). Каждая пара держит небольшую простынь за углы. Спомощью этой простыни игроки должны перекинуть фитбол другой паре, при этом называя слова антонимы. Мы проводим много-много интересных игр заданий связанных с речью. После таких мероприятий родители открыты к просьбам педагога, быстрее откликаются на участие в конкурсах, с большим желанием включаются в коррекционный процесс. Они регулярно выполняют домашние задания учителя-логопеда, подключают к этому процессу всю семью, с желанием посещают семинары-практикумы.
В 2021 году в ДОО был организован второй семейный клуб «Гармоничное развитие». Цель его работы: повысить эффективность взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, музыкального работника, инструктора по физической культуре и семьи в вопросах коррекции всестороннего развития детей дошкольного возраста, в группе компенсирующей направленности. Задачи:
- Установить партнерские отношения с членами семьи ребенка, создать благоприятную атмосферу, которая вызовет у родителей интерес и желание в помощи всестороннего развития своего ребенка.
- Показать родителям (законным представителям), в чем состоит взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.
В плане было запланировано четыре заседания по теме:
1. «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей, музыкального работника, инструктора по физической культуре и семьи».
2. Практикум: «Путешествие в страну музыки».
3. «Веселые старты».
4. Практикум: «Речь и движение».
Из-за ограничительных мер, связанных с пандемией большая часть мероприятий проходила в видеоформате. Последнее заседание практикум
/data/files/r1659635774.jpg (600x800)«Речь и движение» было разрешено провести очно. Сколь ко же радости было на лицах детишек! Музыкальный руководитель провел логоритмику, учитель-логопед кинезиологические движения в сочетании с речью, инструктор по физической культуре - подвижные игры с текстом. Дети, родители и педагоги выполняли все задания вместе! В конце, проведя анкетирование среди родителей мы получили следующие отзывы.
Общее количество анкет - 10
№ п/п |
Вопрос |
Количество анкет, % |
||
1 |
Мое общее впечатление.
|
А) Это было прекрасное мероприятие.
|
Б) Меня очень увлекло мероприятие, так как я мог участвовать в интересных играх, выполнять упражнения, задания.
|
В) Мне было скучно, я устал(а).
|
7 (70%) |
3 (30%) |
- |
||
2 |
Насколько проведенное мероприятие соответствовало вашим ожиданиям. |
А) Полностью оправдало мои ожидания.
|
Б) Было намного интереснее, чем я ожидал.
|
В) Я надеялся, что будет интереснее.
|
7 (70%) |
3 (30%) |
- |
||
3 |
Насколько хорошо было организованно мероприятие. |
А) Организация мероприятия на высоком уровне, все было продуманно.
|
Б) Мероприятие было плохо организовано. |
|
10(100%) |
- |
- |
||
4 |
Ваше мнение о необходимости введения в практику проведения подобных мероприятий.
|
А) Да, стоит проводить подобные мероприятия.
|
Б) Нет, не стоит проводить такие мероприятия. |
В) Стоит проводить, но необходимо внести изменения в ход мероприятия, организацию и т. д.
|
10 (100%) |
- |
- |
||
5 |
Будете ли вы использовать в развитии своего ребенка полученный опыт, знания.
|
А) Да. Интересными оказались советы логопеда.
|
Б) Возможно, что-то и пригодится.
|
В) Нет, в этом нет необходимости.
|
8 (80%) |
2 (20%) |
- |
||
6 |
Какие чувства вы испытали во время и после мероприятия.
|
А) Интерес. Сопричастность к общему делу. Удовлетворение.
|
Б) Раздражение. Усталость.
|
Нет ответа |
10 (100%) |
|
|
||
7 |
Как Вы оцениваете заседание клуба в целом? |
А) Отлично |
Б) Хорошо |
В) Удовлетворительно |
10 (100%) |
- |
- |
||
8 |
Ваши пожелания организаторам проведенного мероприятия
|
Большие молодцы! Спасибо! Так держать! Большое спасибо! Удачи. Спасибо большое за мероприятие. Всегда с душой. Видно, как задействованы все работники детского сада в развитии детей. |
Эффективность мероприятия - 100 %
Эффективность работы клуба за год - 90.25%
Вот в такие моменты понимаешь – все не зря! И появляется энергия и силы для дальнейшей работы!
Родители должны увидеть огонек в глазах педагога, заинтересованность своим делом, педагогический оптимизм и уверенность в положительной динамике развития. Почувствовать энергию которой делятся между собой все участники образовательного процесса. Способность учителя – логопеда, дефектолога акцентировать внимание на возможностях и сильных сторонах ребенка, верить в результативность специального образовательного процесса, в способности каждого воспитанника. Такой подход является залогом партнерских отношений между педагогом и семьей!
Список литературы:
- В.И. Поздеева, С.В. Чагина статья «Семейный клуб как инновационная форма взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями)» в сборнике материалов международной конференции «Традиции и инновации» АИПК г. Архангельск 15.03.19 год
- В.И. Поздеева, С.В. Чагина «Семейный клуб-инновационная форма взаимодействия ДОО с родителями» журнал «Дошкольная педагогика» № 8 2018г. ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС» г. Санкт -Петербург.
Фоминова Елена Владимировна
Чагина Светлана Викторовна
Волкова Надежда Павловна
Чагина Светлана Викторовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Чагина Светлана Викторовна
Татьяна
Чагина Светлана Викторовна
Татьяна
Легоцкая Вера Сергеевна
Чагина Светлана Викторовна
Куликова Ирина Геннадьевна
Чагина Светлана Викторовна