12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена39

Сотрудничество учителя начальных классов с родителями по формированию патриотических качеств у младших школьников

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме сотрудничества учителя начальных классов с родителями по формированию патриотических качеств у младших школьников.

Ключевые слова: сотрудничество, учитель, начальные классы, родители, патриотическое воспитание, младшие школьники.

В настоящее время в России актуальным является подъем национального самосознания, патриотических чувств у граждан. События последних лет свидетельствуют о нарастании вызовов и угроз нашей национальной безопасности. Поэтому формирование патриотических чувств у подрастающего поколения составляет важную задачу образования.

При организации педагогического процесса, направленного на воспитание патриотизма у детей младшего школьного возраста, педагогу важно обеспечить взаимодействие с родителями учащихся. Ведь основные качества патриотизма закладываются в семье и очень важно заручиться поддержкой родителей в этом процессе.

Роль учителя начальных классов в этом процессе огромна:

- учитель изучает родителей учащихся, их ценности, нравственные качества, их патриотическое сознание и выявляет, как равнодушных к этому вопросу людей, так и явных патриотов;

- учитель проводит различную работу по информированию родителей о целях, задачах и средствах патриотического воспитания младших школьников;

- учитель стремится вовлечь родителей в совместные мероприятия, проекты патриотической направленности;

- учитель заручается поддержкой активных родителей и в ходе совместных обсуждений планирует работу патриотической направленности.

Родителям мы объясняем, что важными задачами патриотического воспитания детей младшего школьного возраста являются:

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, школе, городу, стране), поэтому в разговорах с другими домочадцами, друзьями, родственниками следует подчеркивать свою любовь к стране, желание жить и работать здесь, в России, готовность прийти на помощь, недопустимо критиковать или негативно высказывать в адрес руководства нашей страны;

- формирование заботливого отношения к своим родителям, одноклассникам, учителям, друзьям, поэтому родителям важно не только требовать от детей, чтобы они заботились о родителях, а самим им следует почаще навещать своих родителей, проявлять заботу о престарелых родственниках, уважительно и терпимо относиться к их требованиям;

- формирование духовно-нравственных отношений, которые закладываются прежде всего в семье и благодаря личному примеру родителей, которые не скандалят по малейшему поводу, уважительно относятся к друг другу, поступают нравственно и ведут здоровый образ жизни;

- формирование любви к культурному наследию своего народа, к своим национальным особенностям,

- развитие нравственных качеств, которое осуществляется в душевных разговорах с детьми, в умении найти нужные слова поддержки, в оказании помощи;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, которое проявляется родителями в уважительном отношении к людям вне зависимости от того, представителями какой национальности или религии они являются.

Современная история дает нам, взрослым, немалого повода для того чтобы остановиться и поделиться своими мыслями и чувствами с ребенком. Ведь дети являются сегодня участниками военно-политических событий, они смотрят новости, слышат информацию от соседей и посторонних людей о различных событиях, которые происходят в мире и в России. Поэтому, мы взрослые, не должны оставаться в стороне. И педагоги, и родители должны знакомить детей с политическими событиями, на доступном для них уровне объяснять значение тех или иных явлений, помогать осознать значение тех или иных действий людей, правильно формировать гражданское сознание.

Следует сказать, что патриотическое воспитание во многих семьях осуществляется так сказать на диване перед телевизором. Не так много родителей совместно с детьми посещают музеи или места боевой славы. Но даже современные средства массовой информации (телевидение и Интернет) могут стать мощным источником патриотического воспитания в семье.

Мы педагоги, зачастую спрашиваем родителей о том, знают ли они, что смотрит их ребенок по Интернету, каких блогеров он слушает, о чем говорят эти блогеры? Очень много негативной и лживой информации сейчас распространяется в СМИ. Мы советуем родителям ежедневно смотреть с младшими школьниками официальные новости. Не только смотреть, но и комментировать.

Важная роль отводится родителям, когда они слушают новости. Их реплики и замечания играют очень важную роль в формировании патриотического отношения. Следует участь, что дети верят родителям и очень впечатлительны. Поэтому следует посоветовать взрослым правильно комментировать ту или иную политическую новость, подчеркивать героизм и отвагу наших воинов, тружеников, заострять внимание на том, как работают отдельные граждане на благо нашей страны.

Особую роль в формировании патриотических чувств играют совместные с родителями экскурсии, посещение музеев, мест боевой славы, знакомство с местным декоративно-прикладным искусством, изучение местного музыкального, игрового фольклора, народное творчества.

Когда родители отправляются на летний отдых с детьми, мы, педагоги, всегда советуем посетить местный военно-исторический музей или другое памятное место. Воспитательная направленность таких совместных экскурсий состоит в том, что они духовно обогащают детей, сближают их с родителями, укрепляют семейные узы, создают чувство сопричастности к истории, расширяют представление о традициях.

Следует подчеркнуть, что важным условием успеха в патриотическом воспитании учащихся начальных классов является тесная связь с родителями. В связи с этим мы проводим совестные конкурсы и проекты «Генеалогическое древо», «История моей семьи», «Рассказ о моей бабушке» и др.

Знакомство с историей своей семьи вызывает у учащихся сильные эмоции, заставляет внимательно относиться к своим родным и близким, уважать их труд, старания, память. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, укреплению семьи.

Во внеклассных мероприятиях, посвященных дню пожилого человека, можно организовать встречи с бабушками и дедушками, которые расскажут о своей молодости, профессии, работе. Старые фотографии помогут детям глубже осознать события прошлого, получить опыт, почувствовать связь с родной землей.

При взаимодействии с родителями мы поощряем их стремление к расширению кругозора учащихся, к развитию познавательно-исследовательской деятельности. Создание музея в начальных классах может стать отдельным проектом, который позволил объединить усилия педагогов, родителей и младших школьников [1, с.82].

Школьники могут принести в музей свои семейные фотографии, предметы рукоделия, быта, старинные книги, игрушки, изготовленные руками бабушек и дедушек.

Весь материал музея можно разместить по зонам:

1) Природа родного края (гербарии, фотографии, альбомы «Мое путешествие к заповеднику», «Родные места», «Природные богатства».

2) История родного края. Младшие школьники совестно с родителями изготавливают и собирают экспонаты музея, в которых передана история края, города, сада, достопримечательности, макеты своей малой Родины.

3) Моя семья. Материалы собираются младшими школьниками и оформляются в альбомах, книжках-малышках, в которых описаны родословные и истории из жизни предков.

4) Уголок русского быта. Младшие школьники совместно с родителями собирают экспонаты – старинные предметы их семейного быта.

5) Традиции и праздники. Здесь могут быть представлены фотографии, выставки семейных традиций, праздников.

Очень важно привлечь родителей к организации и проведению экскурсий в этом мини-музее, где каждый может рассказать о своей семье, о трудовых и боевых подвигах своих родственников, о том, что удерживает их семью в трудные годы, что позволяет противостоять трудностям.

Мы считаем, что говорить о своей семье нужно учить наших родителей. Ведь не секрет, что многие не знают своей родословной, не помнят о своих бабушках и дедушках, как и где они жили, чем занимались, насколько трудна была их жизнь. Но постепенно, в ходе проводимой работы, родители начинают припоминать трудовые будни своих предков, вспоминают и о бабушкиных вкусных пирожках, и о теплых дедушкиных рукавицах, и о том, ели одну пшенную кашу. Такие теплые воспоминания согревают души, заставляют помнить то, что нельзя забывать, а именно любовь наших близких, заботу о нашем детстве.

Совместные с родителями акции, проекты, праздники, родительские собрания, круглые столы, беседы помогают нам воспитывать любовь к родному дому, семье, городу, стране, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, формировать толерантное отношение к представителям других национальностей.


Список литературы

Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис- пресс, 2002 – 224 с.

Багрецов Д.Н., Ширшов В.Д. Патриотизм: современные вызовы и перспективы // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 63–70.








Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.