Доклад «Диагностические методы учителя начальных классов в работе с родителями»

3
0
Материал опубликован 7 July 2017 в группе

Диагностические методы учителя начальных классов в работе

с родителями

Приоритетным направлением в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы. Воспитать такого человека не легко. Воспитание – это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопринятия классного руководителя и ученика [1, с.4].

Поэтому современному педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Однако, когда в школах отсутствует психолог и социальный педагог, сделать это бывает достаточно сложно.

Для решения данной проблемы классный руководитель может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей.

Что же именно должно стать предметом диагностики в начальной школе, что именно необходимо изучить для оценки эффективности воспитания? Какие направления в работе с классом должны стать приоритетными в современных условиях, чтобы воспитание было успешным? Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к стандартам второго поколения.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования отмечается в ФГОС формируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия государства, семьи и школы.

В Концепции такой идеал обоснован и сформирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Диагностика должна быть направлена на изучение личности младшего школьника.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить пять основных направлений работы классного руководителя с учениками начальной школы – здоровье, нравственность, интеллект, взаимодействие, семья.

Наука предлагает большой арсенал методов психолого-педагогической диагностики классному руководителю. Однако ему нужны методики простые, нетрудоёмкие, интересные для учеников, родителей и одновременно надёжные. Приведу наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики в начальной школе. Остановлюсь на направлении «Семья».

Данное направление начинается с первой встречи с родителями учащихся. Классный руководитель не сможет успешно осуществлять работу, если школа не будет сотрудничать с семьёй. В сегодняшних условиях хорошо построить работу с классом без предварительной постоянной работы с семьёй невозможно. Семьи, из которых приходят в школу младшие школьники, неоднородны.

Перед нами вновь ставится вопрос, как работать учителю в этом направлении?

1. С помощью данных диагностик можно определить тематику родительских собраний и индивидуальных консультаций, собеседований, выявить интересующие проблемы родителей.

2. Организовать совместное проведение досуга детей и родителей.

Рисуночный тест «Я в кругу семьи»

Инструкция для учителя. Учитель просит младших школьников нарисовать на альбомном листе круглый стол, стулья по количеству членов семьи. Один стул нарисовать в стороне.

Инструкция для ученика. Представь, что вы собираетесь вечером за столом ужинать. Рассади всех членов семьи и себя за этим столом. Подпиши людей, которых ты нарисовал.

Данный рисунок помогает увидеть взаимоотношения в семье ученика. Учитель обращает внимание на то, где ребёнок нарисовал себя, каким цветом раскрасил своих родных.

Размер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж для ребенка. Помещая одного из членов семьи выше остальных, ученик тем самым придает ему главный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье.

Например, если ребенок выше всех помешает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными.

Ниже остальных ребенок склонен помещать того, чье влияние в семье минимально. Наименее значимый персонаж на рисунке изображается самым маленьким, рисуется в последнюю очередь и может помещаться в стороне от остальных. Такую фигуру школьник может перечеркнуть несколькими штрихами или стереть резинкой.

Ученик может выделить одного из членов семьи тем, что изображает его в какой-то особенной одежде, наделяет какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя, таким образом, себя с этим персонажем.

Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, страха, которое испытывает школьник по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии.

Предпочтение к членам семьи выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя ребенок, какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей.

Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции. Таким образом, наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребенка. Это же касается и других персонажей: те, кого ребенок помешает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни.

Если же ученик нарисовал себя за отдельно стоящим стулом, то это показатель отчуждённости, психологического дискомфорта. Ребёнок чувствует себя одиноким и отверженным в данной семье.

Таким образом, данный рисуночный тест помогает учителю узнать, каким ученик видит семью, родителей, себя, понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

Рисуночный тест

Взрослый просит учащихся на листочке в столбик написать членов его семьи. Рядом нарисовать прямоугольник и закрасить его цветом, показав своё отношение к родным людям.

папа

мама

сестра

Если ученик использует тёплые цвета (красный, жёлтый, оранжевый, салатовый и др.), то это показатель жизни, солнца, огня, цвет сердца, олицетворение радости и счастья, умиротворённости и чувства безопасности.

Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю, эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, нарисованной этим цветом. Значениями фиолетового являются также стремление к духовному контакту.

Черный и серый цвета выражает подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность, страх и боязнь по отношению к близким людям.  
Понимание важности выбора цвета и его психологического значения даёт учителю много дополнительной информации. Однако, если у вас некоторые цвета вызывают сомнение, то при разговоре с учеником можно выявить отношение школьника к членам своей семьи.

Тест для детей и родителей

Каждый ученик получает листок с неоконченными предложениями и в течение 10 минут выполняют данную работу.

Инструкция для младших школьников. Закончите приведённые ниже предложения.

 1. Мне бывает очень радостно, когда....

2. Я очень грущу, когда....

3.Мне бывает страшно, когда...

4. Мне бывает стыдно, когда...

5. Я очень горжусь, когда...

6. Я сержусь, когда....

7. Я бываю очень удивлён, когда...

На одном из родительских собраний учитель предлагает родителям выполнить предложенный тест.

Инструкция для взрослых: закончите приведённые ниже предложения так, как, на Ваш взгляд, закончил бы ваш ребёнок.

1. Вашему ребёнку бывает очень радостно, когда...

2. Ваш ребёнок очень грустит, когда...

3. Вашему ребёнку бывает очень страшно, когда...

4. Вашему ребёнку бывает стыдно, когда...

5. Ваш ребёнок гордится, когда....

6. Ваш ребёнок сердится, когда...

7. Ваш ребёнок бывает очень удивлён, когда...

После выполнения данной работы учитель предлагает родителям сравнить ответы их детей. Взрослые подсчитывают количество совпавших предложений. Степень совпадения будет говорить о том, насколько хорошо родители знают своих детей.

Больше 5 совпадений говорит о том, что родители хорошо знают интересы и склонности своих детей. Семья живёт в мире и согласии. Взрослые понимают внутренний мир ребёнка, знают его сильные и слабые стороны.

Меньше 2 совпадений – родители не задумывались о внутреннем мире ребёнка. Им сложно определить его склонности и интересы, тревоги и волнения. В таких семьях нужно чаще вести разговоры по душам, совместно читать художественную литературу, проводить праздники.

Опрос детей

Учитель предлагает младшим школьникам написать на листочках ассоциации, которые возникают у них при словосочетании «твоя семья». Второй вариант. Учитель предлагает младшим школьникам нарисовать на альбомной листе ассоциации, которые возникают у них при словосочетании «твоя семья».

Если ученик рисует «положительные» ассоциации (дом, солнце, море и др.), то в семье всё благополучно. В таких домах уютно и комфортно. Ученик чувствует тепло и заботу со стороны родителей.

«Отрицательные» ассоциации (пожар, монстры и др.) должны вызвать тревогу со стороны учителя. При разговоре с учеником, родителями классный руководитель может определить положение ребёнка в данной семье, желание родителей знать своего ребёнка в семье, его проблемы и внутреннее состояние.

Тест для родителей «Как вы общаетесь с детьми?»

Инструкция для учителя. Учитель заранее готовит бланки для родителей и кладёт их на стол. Во время собрания просит родителей внимательно прочитать предложенные фразы и подчеркнуть те, которые используют при разговоре со своим ребёнком. После выполнения данной работы учитель даёт родителям интерпретацию результатов.

Результаты теста могут служить темой для следующего родительского собрания.

Инструкция для родителей. Из перечисленных фраз выбрать те фразы, которые наиболее часто употребляются в общении с детьми.

«Сколько раз тебе повторять!»

«Посоветуй мне, пожалуйста…»

«Не знаю, что бы я без тебя делала!»

«И в кого ты такой уродился?»

«Какие у тебя замечательные друзья!»

«Ну, на кого ты похожа!»

«Вот я в твоём возрасте…»

«Ты моя опора и помощница (к)»

«Ну, что за друзья у тебя!»                                                                      

10. «О чём ты только думаешь?!»    

    11. «Какая ты у меня умница!»

    12. «А как ты считаешь, сынок (дочка)?»

    13. У всех дети как дети. А ты?!

    14. Какой ты у меня сообразительный!

Интерпретация результатов.

Оценка данных фраз:

- 2 балла                                        8. – 1 балл

- 1 балл                                           9. – 2 балла

1 балл                                          10. – 2 балла

1 балл                                          11. – 1 балл

1 балл                                          12. – 1 балл

2 балла                                        13. – 2 балла

2 балла                                        14. – 1 балл

Подсчитать сумму баллов:

7-8 баллов – вы живёте с ребенком душа в душу. Он искренне любит вас и уважает. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9-10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен.

11-12 баллов – вам необходимо быть к ребёнку внимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.

13-14 баллов – вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.     

     Обобщая всё вышесказанное, хотелось бы отметить, что проведение диагностических процедур в начальной школе должно осуществляться систематически и в комплексе. Учитель начальных классов производит как общую педагогическую  диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников. Данные диагностические методы помогают учителю глубже понять не только стиль воспитания в семье, внутреннее состояние ребёнка, но и вовремя среагировать на изменения в поведении школьника.

 

Список литературы

Пономарёва, А.А. Программа воспитательной работы «Мы – вместе!» [Текст] / А. А. Пономарёва // Завуч начальной школы. - 2013. - № 6 . – С. 4-32.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.