Статья «Профориентационная работа в выпускных классах»
ГАОУ СПО
«Волгоградский социальный педагогический колледж»
ДНЕВНИК
по профориентационной работе
за время преддипломной практики
в выпускных классах
МКОУ Наримановской СОШ
Светлоярского района Волгоградской области
Подготовила и провела:
студентка группы 5 «Б»
специальность: начальные классы с доп. подготовкой
в области русского языка и литературы
Рафекова Д.Р.
Утвердил:
Директор МКОУ Наримановской СОШ_______________Н.И.Шкет
Отметка: ( )______Н.И.Шкет
Волгоград 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1.Реклама «Волгоградского социально-педагогического колледжа» с помощью листовок, где представлены: фотография колледжа, адрес, направления, факультеты колледжа, ДО, информация для абитуриентов и др.
2. Классный час в 9 и 11 классе на тему: «Выбор профессии сейчас - твоё будущее». (Знакомство с классификацией профессий, направлениями профессий, диагностика склонности к профессии, тренинги и др.) (05.02.2014 год)
3.Урок-игра «Экскурсия в мир профессии» (20.02.2014 год)
4.Знакомство выпускников с историей и работой «Волгоградского социально-педагогического колледжа» с помощью видеоролика. Углубленное знакомство с педагогической специальностью.
5.02.14 г. Классный час в 9 , 10 и 11 классе на тему:
«Выбор профессии сейчас - твое будущее»
Цель: способствовать формированию готовности у обучающихся к профессиональному самоопределению;
Задачи:
-дать учащимся представления о классификации профессий, помочь выявить способности к определенному виду деятельности;
-развить умения делать осознанный выбор, мыслить логично, планировать свою будущую жизнь в соответствии с потребностями общества;
- воспитать осознанную ответственность за выбор своей будущей профессии, толерантное отношение друг к другу; понимание роли специалиста разных профессий в обществе;
Место мероприятия в учебном процессе: профориентационная работа с воспитанниками во время классного часа
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Форма работы: мини-конференция
Подготовительная работа: часть учащихся готовит сообщения по типам профессий и презентации к ним; учитель готовит анкету для учащихся, презентацию, оформляет кабинет, планирует профориентационные игры-тренинги;
Технические средства, оборудование: Компьютер с колонками, проектор, кабинет оформлен фотографиями с изображением представителей профессий; плакаты с эпиграфами; тест-опросники для учащихся, презентация учителя, выступления учащихся и презентации к каждому выступлению.
Эпиграфы:
«Истинное сокровище для людей - умение трудиться (Эзоп).
«Будем трудиться, потому что труд - это отец удовольствия» (Стендаль).
«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что нужный день и час у него найдется воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн).
Ход мероприятия:
1.Вступительное слово учителя:
-Здравствуйте будущие выпускники школы! Я вас приветствую на классном часу «Выбор профессии сейчас- твоё будущее» (слайд 1).
Ребята, скоро перед вами встанет вопрос кем быть, чем заниматься в будущей жизни.
Когда вы были помладше, вы отвечали на этот вопрос просто и быстро: хочу стать «капитаном дальнего плавания», «космонавтом», «фотомоделью» и т.д.
Сейчас же ваши ответы на этот вопрос звучат так «не знаю», «еще не решил», «надо подумать», «хочу пойти по стопам родителей» или «не хочу заниматься делом своих родителей».
Это происходит от того, что вы взрослеете, начинаете понимать всю серьезность вопроса, чувствуете, что не все знаете, для того, чтобы сделать тот или иной выбор, т.е. выбрать какую-нибудь профессию.
Первобытному человеку не нужно было думать о выборе профессии, ведь не было профессий. (слайд 2 )Он должен был, чтобы выжить, уметь делать все необходимое для жизни – добывать пищу, изготавливать одежду, оборудовать жилище, защищаться от опасностей и врагов и т.д. Но человечество развивалось и постепенно в обществе стало происходить разделение труда, появились профессии. (слайд 3)
2. Беседа о профессии
-Что же такое профессия? Как вы думаете? (Учащиеся высказывают свою точку зрения).
Это слово многозначное. Иногда профессией называют общность всех людей, занятых одним видом труда. Другой смысл слова «профессия» - это система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку (слайд 4). Говорят: «Он овладел профессией», «У него есть профессия». Профессией называют также разновидность деятельности, область приложения физических и духовных сил человека.(слайд)
В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, вас манят десятки специальностей. Но надо выбрать одну, которая максимально соответствовала бы вашим склонностям и интересам. Помочь в этом может классификация профессий. Информацию об этом подготовили ваши одноклассники. Слушаем внимательно их выступления.
3.Выступления учащихся по каждому типу профессий.
(Учащиеся выступают с презентацией по каждому типу профессий).
Приложение № 1,2,3,4,5; Презентации учащихся.
4.Игра-разминка «Типы профессий»
Учитель:
-Теперь я предлагаю вам развлечься и поиграть в игру «Типы профессий».
Я буду называть профессию, а вы будете определять ее тип.
Ч - Т: топните ногой
Ч – Ч: пожать руку соседу по парте.
Ч – П: поднять обе руки вверх
Ч – З: встать - сесть
Ч – Х: поаплодировать.
(слайд 5)
Примеры: учитель, художник, водитель, животновод, врач, программист, сварщик, дизайнер.
5. Тест-опросник «Определение типа будущей профессии»
Учитель:
-Чтобы определить к какому типу профессии вы имеете склонность, предлагаю провести тест и заполнить таблицу (тест и таблица выдается каждому индивидуально, критерий вывешивается на доску).
Приложение № 6
Обсуждение тестов.
6.Игра "Пессимисты и оптимисты”
-Сейчас я, предлагаю вам поучаствовать в игре, которая называется "Пессимисты и оптимисты”, для этого мы делимся на 2 группы. Группа оптимистов описывает достоинства, например, профессии библиотекарь, а группа "пессимистов” описывает все её недостатки. Один учащийся берёт на себя роль "арбитра” и после приведения "минусов” и "плюсов” каждой группой, подводит итоги и даёт характеристику положительных и отрицательных моментов, связанных с данной профессией.
7.Беседа и опросник о факторах и условиях выбора профессии.
Учитель.
-Мы увидели, что профессий в мире очень много! А в ее выборе нужно не ошибиться. Сейчас мы проверим, что на ваш взгляд влияет на выбор профессии, какие критерии в выборе профессии.
-Каждому я раздаю карточки с опросом. Отвечаем на них. (Приложение № 7)
Учитель:
-О чем говорит нам этот тест- опросник?
Учащиеся:
-Этим вопросником мы утверждаем, что выбирать профессию очень важное дело в жизни каждого человека.
Учитель:
На выбор профессии влияет множество факторов. Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах. Условно, эти составляющие формулы выбора профессий можно обозначить как "хочу", "могу", "надо". (слайд 6,7,8,9)
"Хочу" - (интересы и склонности).
Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).
Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его.
Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.
"Могу" - (способности, состояние здоровья).
Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья (соматического и психического).
Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.
"Надо" - (потребности общества в кадрах).
Прекрасно, когда наши желания совпадают с нашими возможностями. Но ещё лучше, если оба этих фактора востребованы обществом. Ведь именно потребность общества в тех или иных специалистах определяет возможность найти хорошую работу в соответствии со своей профессией.
Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.
Ребята, много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается некоторыми людьми, как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе. Чтобы этого не произошло с вами, и вы, с учетом своих склонностей и интересов, в будущем смогли получить профессию и заняться делом по душе, вы должны иметь представление о профессиях. Поэтому прежде чем сделать такой ответственный выбор, который сулит всю вашу будущую жизнь - ознакомьтесь тщательнее с профессиями, примените их к своим интересам, склонностям и возможно, именно тогда вы никогда не ошибетесь в выборе! И ваша дальнейшая жизнь будет прекрасна.
8.Подведение итогов занятия.
Обсуждение занятия:
1.Что такое профессия?
Профессия- это общность всех людей, занятых одним видом труда. Другой смысл слова «профессия» - это система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку
2. Почему важно задумываться о выборе профессии уже сейчас?
Потому что выбор профессии это ответственный шаг, который сулит всю дальнейшую жизнь.
3. Каковы основные факторы правильного выбора профессии?
-Определиться с тем что ты хочешь, что могу и что надо обществу.
Заключительное слово учителя:
-Ребята, я надеюсь, что данное занятие помогло вам узнать много нового, вы узнали свои склонности к той или иной профессии и это поможет вам сделать правильный выбор! А на следующем занятии мы продолжим работу по профессиональному самоопределению.
Приложение № 7
«Факторы и условия выбора профессии»
«Оцени утверждение»
Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет:
1. профессия выбирается раз и навсегда.
2. выбор профессии зависит от толщины кошелька.
3. нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
4. профессия предназначена человеку от рождения.
5. по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
6. профессии нужно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
7. профессию следует выбирать, уже став взрослым.
8. чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
9. если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
10. психолог – не помощник в выборе профессии.
(на самом деле все утверждения являются ложными)
Посчитай, со сколькими заблуждениями ты согласился.
0-3 Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста.
3-5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.
7 и больше. Попробуй честно ответить на вопрос: "Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.
Приложение № 6
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ (МЕТОДИКА Е.А. КЛИМОВА)
Задание:
Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет – поставьте «-». Если сомневаетесь, зачеркните цифру.
1. Легко знакомлюсь с людьми. |
1 |
||||
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить. |
1 |
||||
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки. |
1 |
||||
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными. |
1 |
||||
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить. |
1 |
||||
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами. |
1 |
||||
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными. |
1 |
||||
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах. |
1 |
||||
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших. |
2 |
||||
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности. |
2 |
||||
11. Охотно читаю о растениях, животных. |
1 |
||||
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах. |
1 |
||||
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин. |
1 |
||||
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы. |
2 |
||||
15. Легко улаживаю разногласия между людьми |
2 |
||||
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой. |
2 |
||||
17. Людям нравится мое художественное творчество/ |
2 |
||||
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными |
2 |
||||
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме. |
2 |
||||
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь. |
1 |
||||
21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди. |
1 |
||||
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки. |
1 |
||||
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям |
2 |
||||
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д. |
1 |
||||
25. Могу влиять на ход развития растений и животных. |
2 |
||||
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов. |
1 |
||||
27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте. |
1 |
||||
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными. |
1 |
||||
29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику. |
1 |
||||
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п. |
1 |
||||
РЕЗУЛЬТАТЫ
|
|||||
П |
Т |
З |
Х |
Ч |
Обработка и интерпретация результатов:
По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты».
Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами:
П (природа),
Т (техника),
З (знак),
Х (художественный образ),
Ч (человек).
Максимальное число баллов в каждом столбце — 8 - говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда.
Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда.
Запишите три предмета труда, набравшие большее число баллов.
_____________________ 2. ________________________
3. _________________________
Приложение № 1.
"ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК"
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.
Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:
исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);
творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);
руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).
Исполнительские |
Творческие |
Руководящие |
Агент (рекламный, коммерческий, торговый, страховой, по недвижимости) Бармен Военнослужащий по контракту Генетик Дилер Инкассатор Инспектор ГИБДД Криминалист Массажист Медицинская сестра Полицейский Официант Проводник пассажирского вагона Продавец Сотрудник Министерства чрезвычайных ситуаций |
Адвокат Визажист Врач Дипломат Историк Культуролог Педагог Промоутер Психоаналитик Психолог Секретарь-референт Следователь Социальный работник Специалист по связям с общественностью Спортсмен Сценарист Юрисконсульт |
Коучер (менеджер по персоналу) Менеджер (руководитель) Менеджер по продажам Менеджер по подбору персонала Офис-менеджер Спортивный тренер Финансовый менеджер |
Приложение № 2.
«ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
• художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:
исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);
творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);
руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).
Исполнительские |
Творческие |
Руководящие |
Имиджмейкер Искусствовед Манекенщица Парикмахер Повар Портной Фотограф Видеооператор Фотомодель Ювелир |
Актёр Архитектор Ведущий программ на радио и телевидении Дизайнер Журналист Клипмейкер Копирайтер Косметолог Модельер Певец Ретушер Скульптор Стилист Художник |
Менеджер по рекламе Продюсер Режиссер |
Приложение № 3.
"ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА"
Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
• хорошая оперативная и механическая память;
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
• хорошее распределение и переключение внимания;
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость, терпение;
• логическое мышление.
Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:
исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);
творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);
руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).
Исполнительские |
Творческие |
Руководящие |
Архивариус Веб-мастер Диспетчер Кассир Лингвист Налоговый инспектор Провизор Телохранитель Физик-атомщик (специалист по контролю работы атомных реакторов) |
Антрополог Археолог Аудитор Библиотекарь Брокер Бухгалтер Геодезист Логист Маклер биржевой Маркетолог Математик Нотариус Переводчик Политолог Предприниматель Программист Редактор Риелтор Социолог Сюрвейер (страховой оценщик, эксперт, инспектор, агент) Тестер (альфа-тестер, бета-тестер) Филолог Философ Финансист Штурман (в авиации на морском и речном флоте) Экономист Этнограф Юрист |
Системный администратор |
Приложение № 4.
"ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА"
Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.
Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:
Исполнительские |
Творческие |
Руководящие |
Автогонщик Водитель Гравер Клинер Крановщик (машинист-оператор подъемного крана) Маркшейдер Машинист поезда Мерчандайзер Механик Пекарь Плотник Пожарный Слесарь Станочник Столяр Телефонист Технолог Токарь Фрезеровщик Штукатур Электрик Электрогазосварщик Газосварщик, газорезчик, электромонтер |
Бортинженер Веб-продюсер Инженер Летчик (гражданской, военной авиации) |
Производитель работ (прораб) |
Приложение № 5.
"ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА"
Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п. Это тип, объединяющий профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных.
Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:
исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);
творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);
руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).
Исполнительские |
Творческие |
Руководящие |
Животновод |
Агроном Биолог Ветеринарный врач Геолог Метеоролог Океанолог Фармацевт Физик Физиолог Химик Эколог |