Урок математики в 3 классе на тему «Совершенствование вычислительных навыков»
Тема: Совершенствование вычислительных навыков (3 класс, УМК «Школа России»)
Цели: закрепить знания таблицы умножения, умение решать задачи и примеры изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты
ПРЕДМЕТНЫЕ
закрепить знания таблицы умножения;
отрабатывать навыки вычислений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать и корректировать правильность выполнения действий;
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания;
осуществлять работу с графической информацией.
ЛИЧНОСТНЫЕ
развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
стремление преодолевать трудности в процессе познания;
проявлять интеллектуальную активность;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в учебном процессе.
Оборудование: индивидуальные листы детективов, «Лесенка», листы с дифференцированным заданием, проектор, экран, компьютер.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент. Эмоциональное вхождение в урок. | Здравствуйте, ребята! Готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья. Мы - хороший дружный класс Все получится у нас! Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Урок нам начинать пора. /звучит музыка из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона/ Беседа о кинофильме «Шерлок Холмс» У. Кто такой Шерлок Холмс? Кто такой детектив? Как вы думаете, интересно быть детективом? Попробуем себя в роли сыщиков? У любого детектива есть обязательно записная книжка, куда он заносит всю необходимую информацию по делу. У нас сегодня вместо книжки будут индивидуальные листы детективов. | Беседа. Мотивировка к работе. | Формирование положительного настроя на работу. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Актуализация знаний 1.Графический диктант | У. Начнём работу с графического диктанта. (Последовательность выполнения задания: 1клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 5 клеток вправо, 3 клетки вверх, 3 клетки вправо, 7 клеток вниз, 3 клетки влево, 3 клетки вверх, 9 клеток влево, 1 клетка вверх.) У. Что получилось? Благодаря ключу, мы можем попасть в удивительный мир математики, а можем оказаться в центре детективной истории. Сегодня мы - детективы. У. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать детектив? Д. Плодотворно работать, добиваться цели, быть внимательным, уметь анализировать данные и выстраивать логическую цепочку рассуждений. | Умение работать самостоятельно. Мотивировка деятельности. | Осуществлять работу с графической информацией Умение работать самостоятельно. Умение работать по плану. |
2. Арифметический диктант | У. Как вы думаете, люди сразу становятся детективами? У. Мы с вами тоже начнём с малого. Сыщик должен уметь логически мыслить и находить верный ответ. Если вы согласны с утверждением, то ставите знак «+», а если нет, то ставите знак «-». Готовы? Начнём: Верите ли вы, что: 1. В часе 600 минут 2. 6 дм 4 см равно 64 см 3. 20- двузначное, круглое, чётное число 4. Если 9 умножить на 5, то получится 40 5. Фигура, у которой все стороны равны – квадрат 6. Луч – это прямая, у которой есть начало и конец 7. В числе 46 – 6 десятков и 4 единицы У. У вас получилась лента ответов. Я предлагаю три варианта ответов: a. -, -, +, +, -, -, + b. -, +, +, -, +, -, - c. +, +, +, -, -, +, + У. Какой вариант получился у вас? | Умение работать самостоятельно. Проверка. Обсуждение вариантов ответов. | Умение работать самостоятельно. Умение высказывать свою точку зрения и слушать собеседника. |
Постановка учебной задачи. Планирование деятельности. | У. В ходе расследования сыщики должны уметь предвидеть, предполагать, догадываться. Попробуйте предположить, чем мы будем заниматься. Д. Будем отрабатывать вычислительные навыки, решать задачи и примеры изученных видов, наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Сформулируйте тему и задачи урока. Урок -закрепление Дает нам понять, Что мы умеем И что должны знать! | Планируют ход работы. | Умение проявлять интеллектуальную активность. Умение высказывать свою точку зрения и слушать собеседника. Умение излагать научные знания в монологической речи |
Работа по теме урока | У. В работе детективов не должно быть ошибок. Поработаем в парах с числовой лесенкой.
+90 :3 Х6 :4 60-40 | Работают в парах с последующей проверкой. | |
б) Числовые выражения в) Задачи Физминутка г) Проверка наблюдательности д) Задание на логику е) «Фоторобот» (задание на внимание) | У. У детектива часто работа строится на догадках. 14+38 3·4 7·6 9·8 23+58 41+29 17+63 8·4 10·5 60+40 У. Разбейте все выражения на 2 группы. По какому признаку вы это сделали? Д. В один столбик войдут выражения на сложение, а во второй – на умножение. У. Вообще, сыщики очень тщеславные люди. У них между собой что-то вроде соревнования: кто больше раскроет преступлений? Сейчас нам предстоит выяснить, у кого работа продуктивнее. 1. Шерлок Холмс в месяц раскрывал по 2 дела. Сколько преступлений он раскрыл за 9 месяцев? 2. Эркюль Пуаро работал 2 года над сложными делами, раскрывая по 9 дел за год. Сколько им было раскрыто дел за это время? - Кто раскрыл больше дел? Обоснуйте свой ответ. У. К нам поступил сигнал с места преступления. Перестанем мы писать – Пора на место выезжать. Голову поднимем выше, Плечи шире, руки ниже. Раз-два, выше ногу! Собираемся в дорогу. Три – четыре, дружно в путь! И смекалку не забудь! У. У детектива должна быть хорошая зрительная память. Перед вами фотография места после ограбления. На просмотр даётся 30 секунд. Позже вы должны ответить на ряд вопросов по данной фотографии. У. Проверим вашу наблюдательность. 1. Сколько книг валяется на полу? 2. Открыта или закрыта клетка? 3. Где находится букет? 4. Чей портрет стоит на телевизоре? 5. Сколько клубков валяется на полу? 6. С какой стороны порвана занавеска? 7. Сколько времени показывают часы? У. Тут же было дано распоряжение: усилить охрану вдвое около территории. Как он это сделать? Предлагается изображение:
У. Были разосланы фотороботы с описанием преступника. Найдите его по описанию, если это человек с: - круглым носом; - квадратным лицом; - прямоугольным ртом; - с треугольниками на галстуке. | Работают у доски с последующей проверкой. Решают задачи по вариантам, сравнивают продуктивность работы сыщиков в парах. Устно выполняют тестовые задания. Дети предлагают варианты решения Ведут обсуждение и находят верный вариант, удовлетворяющий условию задания. | Умение выполнять действия в соответствии с поставленной задачей. Умение чётко формулировать свои мысли. Осознание правильности или ошибочности в выполнении задачи. Умение слышать одноклассника и соотносить свой вариант ответа с ответом сверстника Умение работать самостоятельно. |
Самостоятельная работа | У. Одно из умений, которым должен обладать детектив – умение точно стрелять. Стрелять можно и в «молоко», т. е. мимо, а можно заработать очки. Определите сами своё мастерство. 1 уровень (Соединить стрелками выражение и значение) 56:7 40 28+19 36 10х4 8 36х1 58 80-22 47 2 уровень (Найти значение выражений) 63:9 = 7 28+43= 71 42:7= 6 6х8= 48 100-65= 35 3 уровень (Поставить знаки «+», «-», «х», «:», чтобы получились верные равенства) 36 : 9 х 3 + 8 = 20 5 х 8 : 4 х 0 = 10 28 : 7 : 4 - 1 = 0 | Дифференцированное выполнение самостоятельной работы. | Умение работать самостоятельно. |
Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание | У. Очень часто, когда детектив проводит расследование, опрос свидетелей, они часто что-то не договаривают, порой не врут, но не всё говорят. В этом случае сыщик может обмануться. Хотите опыт проведём? Скрестите указательный и средний палец. Дотроньтесь ими до кончика носа. У. Сколько носов вы получили? Стало два носа? Это иллюзия осязания. У. Наш урок подошёл к концу. Вы сегодня показали отличные мыслительные способности и, возможно, кто-то из вас, когда вырастет, станет настоящим сыщиком. Подведём итоги. - В чём упражнялись на уроке? - Вы довольны своей работой на уроке? - Кто из «коллег-детективов» вас сегодня удивил или порадовал своей работой? - В ваших индивидуальных листах детективов выберите знак, соответствующий вашему отношению к уроку и своей деятельности: с.48 № 4 - Спасибо всем за урок! | Оценивают деятельность одноклассников и самого себя. | Формирование умения осуществлять личностную рефлексию. |
Антропова Мария Александровна
Ковалева Светлана Владимировна