Урок математики во 2 классе на тему «Закрепление устных и письменных вычислительных навыков в пределах 100»
Тема: Математика и природа. 2 класс
Пояснительная записка
Образовательное учреждение | МОАУ «СОШ № 85» |
Учитель | Аббясова Райхана Рауфовна |
Предмет | Математика + экология |
Издательство, автор учебника | Математика. 2 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др - М.: Просвещение, 2012 |
Тема урока/внеклассного мероприятия | Математика и природа (Закрепление устных и письменных вычислительных навыков в пределах 100. Решение задач и уравнений.) |
Класс | 2 |
Актуальность и обоснование выбранной темы | Данный урок, проведенный в необычной форме, способствует не только активному закреплению вычислительных навыков, умения решать задачи, уравнения, геометрический материал, но и воспитанию экологической культуры. |
Цель | Создание условий для закрепления и обобщения умений и навыков по изученным темам, установить связь математики и экологии, формировать метапредметные умения средствами урока; |
Задачи: | 1.Закрепить приемы устных и письменных вычислений в пределах 100; 2. Формировать умение решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого; 3. Проверить степень усвоения понятия фигура "прямоугольник"; 4. Упражнять в нахождении периметра прямоугольника; 5. Повторить названия компонентов сложения и вычитания, отрабатывать умение решать уравнения на основе связи между компонентами.; 6. Воспитывать экологическую культуру; умение работать в парах, группах. Формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. |
Планируемые результаты | Предметные: знать приемы устных и письменных вычислений в пределах 100, умение решать задачи; знать компоненты сложения, вычитания, устанавливать между компонентами связь; уметь находить среди фигур прямоугольники, находить периметр прямоугольника. Метапредметные: Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении, адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания. Регулятивные: Рефлексивные умения: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самопроверку, контроль в форме сличения с эталоном. Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности. Познавательные: Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста. Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять её, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; высказывать предположения, – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. Личностные: формирование позитивной самооценки, готовности преодолевать возникающие затруднения, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; развивать умение выражать свои мысли, ; закреплять навыки работы в группах и парах, проявлять экологическую культуру. |
Тип урока | Интегрированный урок закрепления полученных знаний |
Вид интеграции: | Межпредметная |
Методы | Словесные, наглядные, практические. |
Форма проведения урока | Фронтальное обучение. |
Формы работы с детьми | Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная |
Оборудование | Презентация , мультимедийные средства, тетрадь, карточки с ответами для составления пословицы, изображение планеты, ладошки |
| |
Сруктура урока
Этап урока | Время | Цель для учителя | Цель для учащихся |
1. Оргмомент. Мотивация | 2 мин | Настроить на положительные эмоции через тренинг, способствовать созданию внутреннего комфорта. | Эмоциональный настрой на урок, желание работать. |
2. Постановка темы, целей и задач урока | 2 мин. | Подвести учащихся к определению темы урока, целей и задач урока. | Сформулировать тему урока. Принятие целей и задач урока, готовность к восприятию материала. |
3.Актуализация знаний. Устный счет | 6 мин | Организовать и направить к восприятию материала через актуализацию опорных знаний и проблемный вопрос. Отрабатывать устные вычислительные навыки в пределах 100, решение простых задач. | Упражняются в устном счете, вспоминают вычислительные приемы в пределах 100 |
4. Обобщение и систематизация знаний | 25 мин | Отрабатывать умение решать уравнения на основе связи между компонентами, решать задачу на нахождение неизвестного третьего слагаемого разными способами, закрепить понятие "прямоугольник" и правило нахождения периметра прямоугольника. | Вспомнить и отработать решение задач разными способами, связь между компонентами, нахождение периметра прямоугольника. |
5. Самостоятельная работа учащихся | 6 мин | Проверка умения самостоятельно работать с заданиями на письменное вычисление в пределах 100 | Самостоятельно провести письменные вычисления в пределах 100, осуществить проверку в парах и составить пословицу. |
6. Итог урока. Рефлексия | 3 мин | Зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Сможет аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. |
7. Домашнее задание | 1 мин | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | Правильно выполнить домашнее задание. |
Ход урока
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые УУД | |
1. Оргмомент. Мотивация 2.Постановка темы, цели и задач урока | - Сегодня у нас урок математики необычный. Мы будем не только закреплять математические знания, но и говорить о природе. Слайд 1. Послушайте мудрое высказывание Писателя М.М. Пришвина: “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Чтобы сохранить ее богатства, мы должны беречь нашу планету. - Кто из вас знает, как математика связана с природой? Большинство окружающих нас в природе предметов имеют какую-либо геометрическую форму. Конечно, найти идеальные геометрические формы в природе почти невозможно, но сходство существует. Радуга – это часть овала. Цветок подсолнуха – круг. Ель имеют форму конуса. Пчелиные соты представляют собой шестиугольник. Еловые шишки очень похожи на небольшие цилиндры Горы – это пирамиды с разным основанием. Симметричны такие геометрические фигуры, как окружность, треугольник, ромб и др. Если внимательно приглядеться к стеблю растения, то окажется, что и здесь действует закон симметрии. Ярко выраженной симметрией обладают листья, цветы и плоды растений В природе многие листья деревьев и лепестки цветов симметричны относительно среднего стебля. Это осевая симметрия. Очень красива симметрия снежинок. Каждая снежинка – это маленький кристалл замерзшей воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они симметричны. Это лучевая симметрия. Под симметрией у животных понимают соответствие в размерах, форме и очертаниях, а также относительное расположение частей тела, находящихся на противоположных сторонах разделяющей линии. Так у бабочки симметрия левого правого крыльев проявляется с математической строгостью. Про человека также можно сказать, что он симметричен. Ведь у него две руки, на каждой по пять пальцев. Если ладони сложить, то будет как бы зеркальное отражение. При изучении экологии (она, как известно, часть природы) возникает много вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математики. Давайте, дети, посмотрим на практике. Передо мной геометрическая фигура какая. Вы узнаете сами, решив выражения. Я предлагаю вам числовые выражения .Значения которых вы должны найти .(показываю белую сторону) (прикрепить на доску) 6+5 7+5 8+5 ? Какое число должно следовать за числом 13? Какая фигура получилась ? Как можно еще назвать ? | -Да - Она - наш дом, чтобы был свежий воздух, чтобы было где жить животным. Ответы детей (14) Геометрическая Планета. Наш дом | Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности. Коммуникативные : планируют учебное сотрудничество Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. Регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, выполнять учебное задание по алгоритму ;прогнозирование; Познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | |
| Перед вами корзина идей. Тема?- Определите тему (проблему) урока Цель? повторить состав чисел Чтобы достичь этой цели, какие задачи мы поставим на уроке ? - Зачем надо знать состав чисел?(чтобы хорошо и быстро считать) Открываем тетради. Записываем число. (готовлю слайд) | Состав чисел Будем решать задачи, выражения , повторим состав чисел, посчитаем устно | | |
3. Актуализация знаний. Устный счет | Слайд 4- 5( по щелчку появляются ответы, расставляются числа в порядке увеличения) 1. Выполнив первое задание, мы узнаем , как называется наука, которая связывает человека и природу, подсказывает нам , как правильно себя вести в природе. Н к айди значения выражений, расставь ответы в порядке возрастания.52 - 8 = 44 0 45 + 21=66 о 64 - 10 = 54 и 6 + 72 = 78 Э 39 + 3 = 42 я 100 - 20 = 80 г 9 + 59 = 68 л 10 + 46 = 56 - А кто знает, чем занимается эта наука? Экология – это наука, изучающая взаимодействие всех живых организмов, населяющих Землю, а также их многочисленных сообществ как между собой, так и с окружающей их средой Слайд 6.(по щелчку устанавливается закономерность) 2. Мы расставили числа в порядке увеличения. У нас получился вот такой числовой ряд: 4 2,44,54,56,66,68,78,80, . Установите закономерность и найдите последнее число в ряду. Вот столько лет разлагается такой мусор, как консервные банки? Слайд 7(по щелчку появляется решение) Выполнив это задание. Что мы повторили? 3. Работа в паре А теперь мы поработаем в паре , будем решать экологические задачи: А) Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Пластиковый пакет разлагается на 10 лет дольше, чем кожура от банана. Сколько лет потребуется для того, чтобы разложился пакет? Слайд 8( по щелчку появляется решение и новый вопрос с другим решением) Б) Учащиеся нашего лицея в прошлом году собрали 8 пакетов мусора, а в этом году 14 пакетов. На сколько больше пакетов мусора собрали школьники в этом году, чем в прошлом? В) Сколько пакетов мусора мученики собрали за эти два года, чтобы очистить природу нашей деревни от загрязнения? Слайд 9. -Посмотрите, какой страшный вред наносит природе мусор, брошенный человеком. Какой совет людям мы могли бы дать? | Дети решают, находят значения выражений и расставляют их в порядке увеличения. Получается слово "Экология" - Изучает как человек влияет на природу. - От него бактерии и микробы, гибнут растения и животные. -90 лет Вычитание и сложение двузначных чисел -вычитание из круглого десятка -установили закономерность На партах у детей задачи. 2 + 10 = 12 (лет) 14 - 8 = 6(п.) Ответ: на 6 пакетов больше. 8 + 14 = 22 (п.) Ответ: 22 пакета. - Не бросать мусор в природе, а складывать его в мусорные контейнеры и вывозить на переработку. | Предметные:умение устно вычислять в пределах 100, решать простые задачи. Метапредметные: Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию. Регулятивные: умение учиться работать по предложенному учителем плану, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Коммуникативные: умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения. | |
4. Обобщение и систематизация знаний | №1. – Чтобы очистить воздух , надо сажать деревья . -Давайте решим задачу о том, как ребята сажали деревья . Ребята посадили в парке 26 лип, а берез на 8 больше Сколько всего деревьев посадили ребята? Провести анализ задачи. Схема. 1)26+8=34 (д)-березы 2) 26+34=60(д) Ответ: 60 деревьев всего. Задача на логическое мышление 1. В лесу елок больше, чем берез, а берез больше, чем осин. Чего больше: елок или осин? Почему? Елок больше -А ещё, каждый человек должен в своей жизни посадить хотя бы одно дерево! Играя, мы сейчас попробуем это сделать. -Для чего мы выполняли это задание? | - Лес -дом для животных, дает человеку тепло(дрова), пищу (ягоды и грибы), материал для строительства, очищает воздух. -Выслушиваю ответы детей. Ученики решают задачу совместно с учителем на доске и в тетрадях. 3 ученика по очереди решают на доске, остальные в тетрадях. Проверка совместная. | Предметные: умение решать уравнения, опираясь на связь между компонентами; решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. Метапредметные: Личностные: устанавливают связь между целью деятельности и её мотивом; Регулятивные: оценивают результаты своей деятельности, корректируют их; Познавательные: выбирают наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от условий, умеют структурировать знания, строят рассуждения Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют точно выражать свои мысли. | |
Минутка релаксации и отдыха преследует ещё и воспитывающую задачу. Музыка? | Игра «Семечко». -Положите голову на парту, закройте глаза и представьте, что вы маленькое семечко. Вас поливает тёплый дождик, ласково греет своими лучиками солнышко. Вы начали расти, и появилось маленькое деревце. Оно тянется своими веточками всё выше и выше, шелестит зелёными листочками и радуется солнышку. -Посмотрите, сколько деревьев выросло – целый лес! | | | |
6.Самостоятельная работа учащихся с самоконтролем | А сейчас проверим усвоение таблицы сложения и вычитания в пределах 20 Выполним тест №20 Ответы на слайде | Дети решают , проверяем только ответы | | |
7.Работа в группе | Работа в группах
Ребята, переверните листочки, прочитайте . что написано. Прикрепите ваши осенние листочки на дерево. Вот мы посадили сегодня красивое осеннее дерево. И эту красоту мы должны сберечь. | 5 запечатанных конверта с осенними листочками На конверте написано 11, 12, 13, 14, 15 читают Повторили состав чисел. | | |
7. Итог урока. Рефлексия 8. Обобщение | Давайте вместе Землю украшать (Е. Смирнова) - Давайте подведем итог нашей работы методом пяти пальцев: М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, я сегодня получил. Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) - состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) - бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие (каждый пишет свое мнение на нарисованных руках, которые выкладываются на постер). Самооценка . Итог ..учитель (сплоченность в работе) - Давайте защитим нашу планету, закроем ее ладошками, спасем от гибели. Если вам урок понравился и вы старались работать на нем активно, то поддержите нашу планету, прикрепите ладошки. | 2 ученика рассказывает Повторяли. Обращаются к корзинка идей - Решали задачи, примеры, находили периметр. узнавали способы сохранения природы. Ученики оценивают урок и качество своей работы и крепят ладошки к модели планеты. | Регулятивные : планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, оценивать собственную и коллективную деятельность. Коммуникативные: строить монологическое высказывание. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор | |