Статья «Совместимы ли наука и вера в Бога?»

1
0
Материал опубликован 8 November 2022 в группе

СОВМЕСТИМЫ ЛИ НАУКА И ВЕРА В БОГА.

                   Недавно опять услышал спор о несовместимости науки и веры в Бога. Этот очень давний спор. Особенно обострился он с конца  XIX, когда произошло множество открытий в науке. Тогда у людей появилась уверенность в том, что человек с помощью науки  может изменить всё, в том числе и окружающую природу. А если человек всё может, значит, в мире нет ничего Божественного. Поэтому часть общества, стала воспринимать всё сказанное с религиозных позиций, неким мистическим толкованием, совершенно не связанным с реальностями мира и наукой. И был сделан вывод: «Наука и вера в Бога несовместимы». Но здесь, сразу, вспоминаются слова академика Ивана Петровича Павлова, который в своё время сказал, что религия совместима с наукой, потому что факт существования верующих учёных отрицать невозможно. Сам академик и лауреат Нобелевской премии  был глубоко верующим человеком и до конца жизни оставался старостой одного из православных приходов Ленинграда. К сожалению, размер статьи не позволяет рассказать обо всех выдающихся ученых связывающих свои религиозные убеждения с наукой, поэтому ограничусь рассказом о наиболее известных читателю. Подробно расскажу и о вкладе этих ученых в науку, как  важном моменте в споре о вере и науке.  В статье использованы материалы  из различных источников.

       Чаще всего противники совместимости науки и веры аргументируют своё утверждение достижениями в космонавтике, астрономии и авиастроении. Но, приводимые ими аргументы являются отголоском популярного в хрущевские времена утверждения «Вот Гагарин в космос летал, но Бога там не видел». Но как можно оценивать это аргумент, зная, что основатель советской космонавтики Сергей Павлович Королёв  постоянно жертвовал на содержание православных монастырей? Кстати, среди ученых, работавших в Конструкторском бюро  Сергея Павловича, было много верующих людей.  Например, заместитель  Королева по полетам, сын священника, генерал – полковник Леонид Александрович Воскресенский. В Сталинские, а позже  в Хрущевские и Брежневские времена, Леонид Александрович не прерывал своей дружбы с православными священниками и  посещал службы в Православных храмах. Глубоко верующим человеком был и Борис Викторович Раушенбах (правая рука Королева), академик, член-корреспондент АН СССР выдающийся учёный в области механики и процессов управления, один из основоположников российской космонавтики. Он писал: «Замечу, что все чаще люди задумываются: не назрел ли синтез двух систем познания, религиозной и научной?... я уже говорил, что математика красива, но, с другой стороны, и религия — это логика... Существование логически строгого богословия наряду с глубоко интимным религиозным переживанием и красота сухих математических доказательств, свидетельствуют о том, что на самом деле разрыва (прим. – между наукой и религией) нет, есть целостное восприятие мира"Известны труды Бориса Викторовича в Богословии. В его работе об иконе был четко сформулирован закон обратной перспективы. По этому закону человек постепенно входя в содержание иконы, начинал смотреть  на свою жизнь глазами тех, кто изображен на иконе.  Не менее значительной была его работа о Троице. В ней он приблизил догмат Троицы к пониманию современного человека. Содержание этой работы  очень важно для людей  только вступающих в Церковь. Интересна судьба и сотрудницы конструкторского бюро Королёва майора Наталии Владимировны Малышевой (в монашестве матушки Адрианы). Она была единственной женщиной в комиссии по испытанию ракетных комплексов. Наталья Владимировна ушла на фронт студенткой 3 курса. Через 2 недели после этого в одном из боев погиб  ее жених, военный летчик Михаил. Прошла всю Великую Отечественную войну разведчицей. Служила в штабе К. Рокоссовского, дошла до Берлина. Была награждена боевыми орденами и медалями. Наталью Владимировну привел к Богу  случай из её фронтовой жизни. В своих воспоминаниях она о случившемся:  «Мне кажется, я до сих пор ощущаю то волнение, когда в разведку ушли наши товарищи. Внезапно послышалась стрельба. Потом снова стало тихо. Неожиданно сквозь метель мы разглядели ковыляющего товарища – к нам шел Саша, один из ушедших в разведку. Вид у него был ужасный: без шапки, с искаженным от боли лицом. Он рассказал, что они наткнулись на немцев и Юра, второй разведчик, тяжело ранен в ногу. У Саши ранение было легче, он все равно не смог вынести товарища. Перетащив его в укрытое место, сам с трудом приковылял к нам для сообщения. Мы оцепенели: как спасти Юру? Ведь добираться до него надо было по снегу без маскировки. Сама не знаю, как случилось, но я стала быстро снимать с себя верхнюю одежду, оставшись только в белом теплом белье. Схватила сумку, в которой был комплект экстренной помощи. Сунула за пазуху гранату (чтобы избежать плена), перетянулась ремнем и бросилась по оставленному Сашей на снегу следу. Остановить меня не успели, хотя и пытались. Когда я нашла Юру, он открыл глаза и прошептал:  «Ой, пришла! А я думал, вы меня бросили!». И так он на меня посмотрел, такие у него были глаза, что я поняла - если такое еще раз будет - пойду еще и еще раз, только бы вновь увидеть такую благодарность и счастье в глазах. Нам надо было ползти через место, которое простреливали немцы. Одна я проползла его быстро, а как быть вдвоем?  У раненого была разбита одна нога, другая нога и руки были  целы. Я перетянула его ногу жгутом и переплела его ремни со своими.  И вдруг неожиданно пошел густой снег, как по заказу, словно в театре!  Снежинки склеились, падали «лапками», и под этим снежным покровом мы проползли самое опасное место. На полпути нам бросились навстречу наши ребята, взяли на руки Юру, да и меня тоже пришлось тащить  - силы меня оставили. Потом поделилась этой историей с близкими друзьями. Сын одного из них, принявший впоследствии монашество, произнес, ставшие для меня откровением слова: «Неужели вы до сих пор не поняли, что вас все время хранил Господь, и кто-то сильно молился за вас и ваше спасение?». С этого момента Наталья  Владимировна стала задумываться о своей жизни. Вспомнила удивительные случаи своего спасения в ситуациях, в которых вроде бы спасения не могло быть. Она постоянно рисковала жизнью. Когда шла на разведку в деревню, где случилось предательство, и ее ждали, чтобы пытать и убить. Когда во вражеском тылу она передавала разведданные по рации, её обнаружил немецкий офицер и неожиданно отпустил. Когда во время самых тяжелых боев в  Сталинграде открыто  ходила по улицам города с белым флагом и на немецком убеждала фашистов прекратить огонь и сдаться. 18 раз переходила  линию фронта и всегда удачно. Вспомнила и другие необъяснимые с человеческой точки зрения события. Это заставило Наталью  Владимировну многое пересмотреть в своей жизни, и вскоре прийти к Богу. После войны она успешно закончила МАИ и была принята на работу в конструкторское бюро С.П. Королева. С сотрудников Конструкторского бюро пользовалась заслуженным авторитетом,  как специалист и ученый. Много лет проработала в космическом ракетостроении. Но, чтобы принять самое активное участие в восстановлении православного Пюхтицкого подворья в Москве Наталья Владимировна ушла на пенсию и в 2000 году приняла монашеский постриг с именем Адриана. Скончалась 4 февраля 2012 года в возрасте 90 лет. Люди, рассказывающие о её жизни, восхищаются тем, как она до последних дней помогала страждущим, отвечала на звонки, давала советы, решала тяжелые  проблемы, помогала нуждающимся даже деньгами, отложенными  с пенсии.

        Верующие ученые есть и в астрономии. Православной была доктор физико-математических наук Елена Ивановна Казимирчак – Полонская, выдающийся ученый – астроном. Много лет состояла председателем научной группы по динамике малых тел при Астрономическом совете АН СССР. За разработки в области астрономии стала лауреатом премии Академии наук СССР им. Ф.А. Бредихина. Как признание  огромных заслуг в развитии астрономии её именем назвали  одну из малых планет Солнечной системы. Кроме астрономии Елена Ивановна увлекалась философией и была доктором философии Варшавского университета. С 1980 года активно работала в области библиистики (переводила богословские работы, т.к. хорошо владела польским, французским и немецким языками). В 1987 году приняла монашеский постриг с именем Елена. Здесь же можно рассказать и об открытиях выдающегося ученого нашего времени Валитова Наджипа Хатмулловича (1939 -2008) профессора кафедры общей химической технологии и аналитической химии БашГУ, доктора химических наук, академика Нью-Йоркской Академии Наук. Будучи физико-химиком  сделал ряд выдающихся открытий в различных областях науки,  в том числе и связанной с космосом.  Наджип Хатмуллович постоянно повторял: «Сначала я доказал бытие Бога формулами. А потом открыл Его в своём сердце». Строгим языком формул Валитов доказал, что любые объекты во Вселенной взаимодействуют друг с другом мгновенно, независимо от расстояния между ними. А это  является  подтверждением существования во Вселенной единой Высшей силы. После того, как ученый сделал это открытие, он перечитал Священное Писание и выразил восхищение, насколько точно в текстах Божественного Откровения обозначена суть его научного открытия:  «Да. Есть сила, которой подчинено все. Мы можем называть ее Господом или Мировым разумом. Суть не меняется». Он же доказал, что «в равновесных обратимых процессах время может превращаться в массу и энергию, а затем претерпевать обратный процесс». Значит воскрешение мертвых, на что указывает Священное Писание, возможно. Профессор предложил проверить свои выводы научным оппонентам из атеистов. И они не смогли ничего в его трудах опровергнуть.

     Много верующих людей было и среди авиаконструкторов. Из них нам наиболее знакомы Андрей Николаевич Туполев, Роберт Бартини,  Михаил Леонтьевич Миль, Павел Владимирович Сухой, Николай Николаевич Поликарпов. Они никогда не скрывали своей веры в Бога. Жизнь Н.Н. Поликарпова  является одним из примеров такой жизни. Родился будущий авиаконструктор  в семье сельского священника. Учился в семинарии, в дальнейшем поступил в "Политех" Петербурга. Начинал конструкторскую работу в 1916 году, работая на РБВЗ, где совместно с Сикорским создавал самолет "Илья Муромец". Всегда ходил в Церковь и постоянно носил крестик. Внук Поликарпова рассказывал: "То, что дед был верующим, в семье, разумеется, помнили. Рассказывали, как он ездил к образу Иверской Божией Матери, который после разрушения часовни возле Воскресенских ворот Кремля был перенесён в храм Воскресения в Сокольниках. Оставлял машину на значительном расстоянии от церкви и шёл туда пешком. Шофёр потом с улыбкой говорил: "Будто я не знал, куда Николай Николаевич ходит". Здесь так же можно вспомнить и Богословские труды  Игоря Ивановича Сикорского,  русского ученого авиаконструктора и изобретателя. В 1918 году Сикорский был вынужден эмигрировать в США. В начале 40х годов ХХ века стал пионером вертолетостроения. Его Богословские сочинения получили широкую известность в Америке. Например знаменитое "Oтче  Наш. Размышления о Молитве Господней". Игорь Иванович принимал активное участие в строительстве православного храма Джорданвильского монастыря в Коннектикуте. Ему, единственному,  доверили произнести перед другими эмигрантами из России речь в честь 950-летия Крещения Руси.

           Возможно, будет интересным и то, что среди современных православных священников  много докторов и кандидатов наук. Назову некоторых из наиболее известных. Благодаря доктору медицинских наук иеромонаху Анатолию (Берестову) и доктору медицинских наук, заслуженному  врачу РФ, священнику Григорию (Григорьеву) тысячи людей были спасены от наркотической и алкогольной зависимости. А священник Сергий (Вогулкин) - доктор медицинских наук, профессор, одновременно является проректором по науке и развитию Уральского гуманитарного института. Так же продолжает совмещать службу в Церкви с работой старшего  научного сотрудника  в институте психологии Российской Академии наук, кандидат психологических наук, священник Владимир (Елисеев). Многие психологи сегодня  пользуются разработками по  подростковой и юношеской психологии монахини Нины (Крыгиной), которая до принятия монашества была профессором Магнитогорского университета. Современные специалисты высоко оценивают научные работы священника  Александра (Половинкина) – заслуженного деятеля науки России, профессора, доктора технических наук. В одном ряду с ними замечательный ученый Сергей Кривочев. В двадцать пять лет защитил кандидатскую диссертацию, в двадцать девять - докторскую. Работал на кафедре кристаллографии СПбГУ в должности профессора и заведующего. За выдающийся вклад в развитие науки награжден медалями для молодых ученых Российского минералогического общества, Российской академии наук и Европейского минералогического союза. Состоял стипендиатом Национального научного фонда США и стипендиатом фонда им. Александра фон Гумбольдта. Соавтор открытия 25 новых минеральных видов на месторождениях России (в честь него назван новый минерал кривовичевит). В 2004 году Сергей Кривочев был рукоположен в сан диакона. Список православных священников – ученых можно долго продолжать.

            В статье рассказано об ученых православного вероисповедания. Но, необходимо вспомнить и о том, что более половины лауреатов Нобелевской премии являются верующими людьми, представляющими многие мировые религии. Пример жизни верующих ученых и есть самое лучшее доказательство того, что наука и вера в Бога могут успешно взаимно дополнять друг – друга. Ну что здесь еще можно добавить к спору о совместимости науки и веры в Бога?        

Чепелев Л.А., историк.                                      

Комментарии
Комментариев пока нет.