Статья «Совместная работа учителя начальных классов и логопеда»
Совместная работа учителя начальных классов и логопеда.
По данным статике в последнее время увеличилось число детей, имеющие те или иные речевые нарушения. Поэтому учителю начальных классов необходимо работать в тесной связи с о школьным логопедом. Речевые нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы, и дети часто стойко не успевают по ряду предметов из-за речевого недоразвития. Этих осложнений можно избежать, если на своих уроках учитель будет учитывать рекомендации школьного логопеда. В свою очередь и логопеду необходимо придерживаться содержанию предметного материала на уроках русского языка и литературного чтения.
Так, в первом классе идёт работа над развитием фонематического восприятия и воспроизведения. Поэтому на своих уроках я систематически применяю логопедические упражнения, направленные на развитие фонематического слуха. На уроках обучения грамоте особое внимание отвожу выделению звука в словах, находим его место в слове, обращаем внимание на артикуляцию звука и способ образования. На каждом уроке провожу фонематическую разминку с употреблением оппозиционных звуков.
Работа продолжается и на уроках литературного чтения. Всем известно, что многие дети испытывают трудности при слиянии звуков в слоги, слова. Для того, чтобы добиться осознанного, правильного, беглого чтения я использую орфоэпические упражнения. Прочитываем слоги, слова, предложения с изменением высоты и силы голоса, с изменением темпа и ритма речи, а так же используем прием ролевого чтения (например, от лиц различных персонажей).
На уроках письма звук приобретает графический образ. Нужно уделять на каждом уроке большое внимание развитию графомоторных навыков. Здесь использую самомассаж рук с карандашом, Су-Джок, пальчиковые игры и проговаривание чистоговорок с выполнением ритмических движений.
На всех уроках идёт работа по развитию и совершенствованию активного и пассивного словаря. Так, на уроках русского языка, выполняем задания по словообразованию и словоизменению, находим родственные слова, группируем по заданному признаку. На каждом уроке проводится словарная работа по уточнению, расширению и обогащению словарного запаса с расширением представлений об окружающей действительности. Необходимо учить детей правильно и последовательно пересказывать прочитанное.
Вся совместная работа учителя и логопеда должна быть продолжена в семье. Родители проводят с ребёнком достаточно много времени. Совместная деятельность детей и родителей должна способствовать накоплению новых впечатления, знаний об окружающем мире, развитию любознательности, это способствует обогащению активного словарного запаса.
Такая последовательная совместная работа позволяет добиться устойчивых результатов в речевом развитии, в усвоении программного материала, формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.