Тетрадь взаимодействия родителей и учителя начальных классов, педагога-психолога и учителя - логопеда
МОУ «СОШ № 4 имени Д.М. Перова».
Нейротетрадь взаимодействия учителей начальных классов, коррекционных педагогов с родителями младших школьников.
Разработал, коллектив наставников:
Учителем логопедом, учителем – дефектологом: Кичигиной Т.А.,
Педагогом – психологом: Бережной О.В.,
Учителем начальных классов: Лебедевой Ю.А.
Молодые педагоги:
Учителя начальных классов: Кравченко К.Н., Дорошенко Ю.А.
Г. Саянск, 2023 уч. год.
Предисловие.
Настоящая авторская тетрадь разработана для работы педагогов начального образования и коррекционных специалистов с родителями младших школьников, строящих свою работу на основе «Общеобразовательной программы начального школьного образования для детей испытывающих трудности в усвоении программного материала из-за проблем с развитием внимания и памяти». В тетради представлены методические рекомендации учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога – психолога, учителя родителям для занятий дома с детьми. Они включают в себя логопедические пятиминутки, элементы дефектологических и психологических занятий, подвижные игры, физкульминутки и пальчиковую гимнастику, нейроигры, примеры заданий учителя и перечень литературы и иллюстративного игрового материала. Все материалы рассчитаны на каждую неделю работы и выдержаны в рамках определенной лексической темы, на основе которой планируют свою деятельность все педагоги, работающие в классе, что является необходимым условием для накопления и активизации полученных навыков и знаний учащихся. Предполагается, что рекомендации родителям по индивидуальной работе с детьми учителя будут вносить в тетрадь еженедельно. Хочется напомнить, что в день учителя могут рекомендовать родителям работу не более чем с 1-3 заданиями от каждого педагога. Приведенные в тетради перечни иллюстративного материала и литературы могут быть изменены, расширены или уменьшены учителями в соответствии с возможностями и способностями детей. Обязательным условием успешной работы является использование родителями только тех заданий и материалов, которые порекомендовали педагоги, так как использование не одобренного коррекционного материала может помешать всей работе, которую проводят преподаватели.
Данная разработка включает в себя определенную картотеку игр, заданий и упражнений для развития внимания, памяти и мыслительных операций младших школьников. Так же данная тетрадь может использоваться учителями начальной школы, педагогами – психологами, учителями логопедами, дефектологами и в процессе взаимодействия родителей с детьми дома.
Обучение в школе включает в себя не только усвоение знаний, формирование многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, способностей и личности ребенка в целом. Однако в большинстве случаев именно сами знания и навыки рассматриваются как конечный итог успешного обучения.
Для того чтобы способствовать успешному усвоению учебного материала на каждом возрастном этапе и в каждом учебном предмете, необходимо добиться на первом этапе систематизации познавательных процессов, обеспечивающих возможность успешного усвоения всей программы. Это относится в равной степени к развитию всех когнитивных функций (восприятия, внимания, памяти, воображению, мышлению и речи). Все познавательные процессы составляют целостную систему, которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала.
Методическая разработка содержит различные задания и упражнения на развитие всех познавательных процессов, а также рекомендаций для педагогов, которые работают с младшими школьниками и их родителей. Если в дошкольном возрасте основным видом деятельности была игра, то теперь выходит основная познавательная деятельность.
Цель данного методического пособия: помочь педагогам и родителям развивать у младших школьников психические познавательные процессы.
В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие задачи:
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности; - формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком полученной разнообразной информации.
Память младших школьников характеризуется непроизвольностью.
Детям легче всего запомнить материал, включенный в их практическую активную деятельность, с которым они непосредственно взаимодействуют, а также тот, с которым непосредственно связаны их интересы, мотивы и потребности.
Школьнику необходимо обязательно повторять материал вслух. После прочтения попросите ребёнка пересказать, что он запомнил. Сначала пересказ будет неполным, попросите ребёнка ещё раз пробежаться по материалу и вновь повторить попытку. Так раз за разом ребёнок будет легче запоминать и пересказывать прочитанное.
Постоянно повторяйте пройденный материал.
Находите «основные пункты» в тексте, это могут быть какие-то части текста, которые являются наиболее значимыми или эмоционально выраженными. Затем попытайтесь их связать друг с другом или составить план. Эти «основные пункты» будут как бы опорой при вспоминании материала, считающегося особенно трудным для восприятия.
Придумывайте яркие примеры. Важно не просто механически запоминать, но и понимать, то о чём идёт речь в тексте. Разобраться в этом помогут примеры, которые объяснят ребёнку материал, будут служить образцом.
Делайте перерывы. Младшему школьнику особенно сложно заниматься большое количество времени, он начинает утомляться и плохо запоминать, дайте ему немного отдохнуть и вернитесь к заданию немного позже.
Занимайтесь систематически, можно заучивать небольшие объёмы информации, но каждый день, чем большой объём за один день.
Внимание - это психическое состояние, определяющее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в её сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течение определенного периода времени.
Развиваем внимание.
Проведение занятия с разгадыванием головоломок, решением логических задачек, а еще лучше, игрой в шахматы – отличный способ развивать внимательность. Однако существует один нюанс – такие занятия должны быть интересны вам и приносить удовольствие.
Чтение – хороший помощник в улучшении навыков внимания, однако недостаточно просто много читать. Наиболее полезным является научно-популярный жанр, а также произведения про странствия.
Любое занятие должно сопровождаться тишиной или тихой музыкой (для тех, кого напрягает полная звуковая изоляция), чтобы внимание было направлено лишь на объект деятельности.
Эффективность концентрации, ее длительность имеет большую зависимость от обогащения мозга кислородом. Поэтому полезными будут прогулки или перерывы между работой на свежем воздухе.
Достаточный, крепкий и полноценный сон помогает мозгу восстанавливаться, что сказывается на внимательности и степени сосредоточенности ребёнка.
Мышление – это познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения предметов и явлений объективного мира в их существенных связях и проявлениях.
Мышление бывает:
Наглядно-образное мышление;
Словесно-логическое (оно же – абстрактное) мышление;
Наглядно-действенное мышление;
Логическое мышление;
Творческое мышление.
Развиваем мышление.
Школьнику необходимо:
играть в шахматы;
собирать пазлы;
делать поделки из подручных средств;
лепить из глины или пластилина;
складывать из бумаги фигурки оригами;
строить что-то из конструктора.
читайте слова и предложения задом наперед;
сочиняйте сказки и рассказы со всевозможными сюжетами;
I Четверть.
Сентябрь. 3 неделя.
1.Пальчиковая гимнастика.
Гроза
Капли первые упали.
(Указательным и средним пальцами каждой руки постучать по столу)
Пауков перепугали.
(Кисти рук опустить, пальцы подушечками опереть на стол и пошевелить ими)
Дождик застучал дельней,
(Всеми пальцами обеих рук постучать по столу)
Птички скрылись средь ветвей.
(Скрестить большие пальцы и помахать кистями рук в воздухе)
Дождь полил как из ведра,
(Всеми пальцами обеих рук быстро постучать по столу)
Разбежалась детвора.
(Указательным и средним пальцами обеих рук «побегать» по столу)
В небе молния сверкает,
(Указательным пальцем «нарисовать» в воздухе молнию)
Гром гремит – не затихает.
(Громко похлопать в ладоши)
Дождь прошел. И снова солнце
Засияло нам в оконце!
(Обе руки поднять вверх, пальцы выпрямить и слегка развести в стороны – лучи солнца)
2. Упражнение «Эстафета слов».
Вариант 1
Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Вы называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Вы повторяете свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до максимальной скорости. Игру можно проводить и в группе, по кругу.
Вариант 2
Можно проводить занятие и по-другому. Вы произносите короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Вы делаете то же самое и т. д. Например, вы говорите: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д.
3. Игра «Четыре стихии»
Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата.
Дети сидят в кругу, учитель договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, тот выходит из круга. Кто победит - все дети аплодируют.
4. Упражнение «Найдите слово в слове».
Учащимся предлагается набор слов, в которых нужно найти спрятанное слово. Время выполнения: 3- 5 минут.
Теленок, челка, зубр, зоопарк, гроза, кобра, краска.
Скот, корм, кочки, кустарник.
Китель, кисель, кров, крапива, краны, крот.
Ответы: лен, елка, зуб, парк, поза, коза, роза, пар, роза, кора, каска.
Кот, сок, ком, очки, куст, тир, наст.
Кит, ель, ель, сел, ров, вор, ива, рак, вар, раны, рак, кот, рот, ток.
5. «Графический диктант»
Распечатанная инструкция находится перед глазами ребенка, он самостоятельно воспринимает и выполняет инструкцию. В данном варианте тренируется зрительное внимание. "Он высокий, он огромный, он похож на кран подъемный. Только это кран живой, с настоящей головой".
6. Лабиринт «Посади цветочек»
7. «Обведи по линиям и раскрась».
8. Найди буквы и раскрась.
9. Найди цифры и раскрась.
10.Найди отличия.
11. Внеклассное чтение. Прочитай и перескажи.
М. Пришвин «Золотой луг»
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел, он — впереди, я — в пяту.
«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
12. Выучи стих.
Сенокос Сенокос, сенокос!
Луг остался без волос!
Он пострижен косами,
Он побрызган росами.
Как причёска эта
Хороша для лета!
И.Токмакова
13. Составь рассказ по картинке.
14. Запиши составленный рассказ на листе.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
I Четверть.
Октябрь. 1 неделя.
1.Пальчиковая гимнастика.
Лист у клена и каштана –
(Раскрыть ладонь левой руки, затем – правой)
Как ладони великана.
(Поднять вверх руки с раскрытыми пальцами)
У березки, у березки –
(Показать руками «стволы»)
Белый ствол и листья – слезки.
(нарисовать в воздухе указательными пальцами капельку.)
А у тоненькой рябинки
Листья – сложные картинки.
(Ладони перед собой, пальцы чуть растопырить) Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! ( зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. ( ладони гладят по коленям)
Солнце нас уже не греет,
(сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее,
( синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы,
( «птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится
( барабанить пальцами пo по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И ботинки обуваем (топаем ногами)
Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. ( кулак, ребро, ладонь)
2. Игра "Запомни слова"
Оценка слуховой памяти – кратковременной и долговременной.
Прочитайте ребенку любые 10 слов.
Например: стол, тетрадь, часы, цапля, брат, яблоко, собака, окно, лампа, книга.
Попросите ребёнка повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.
Если 6-7-летний ребенок повторяет 5 - 6 слов, то это показатель хорошей кратковременной памяти.
Назовите ребенку те слова, которые он не назвал, и так повторяйте 5 раз. Обычно к пятому повторению ребёнок называет 9—10 слов.
Вернитесь к этому упражнению через час и, не называя слов, попросите ребенка вспомнить их. Долговременная память для ребенка 6-7 лет считается хорошей, если он припомнил 7-8 слов.
3. Упражнение «Учимся быть внимательными».
В начале целесообразно предложить упражнения, не требующие математических вычислений.
1. Спиши числа. Обведи однозначное число в кружок, а двузначное число — в квадрат: 16, 15, 8, 6, 37, 11, 9, 85, 2, 76.
2.Спиши числа. Каждое однозначное число увеличь в 3 раза, а каждое четное число уменьши в 2 раза.
3. Найди пропущенное число.
4. Упражнение «Подберите необходимые по смыслу слова».
Вам нужно по смыслу правильно подобрать слова. Первая пара слов уже подобрана, вам нужно правильное подобрать слово по смыслу ко второй паре.
Медведь – лес, верблюд - … (пустыня).
Человек – одежда, конфета - … (фантик).
Лес – дерево, степь - … (трава).
Самолет – ангар,машина - … (гараж).
Школа – … (детство), институт – юность.
Глаз – слепой, нога - … (хромой).
(Зима) … - снег, лето – дождь.
Взрослый – терапевт, … (детский) – педиатр.
Стоматолог – зубы, … (окулист) – глаза.
Температура – градусник, … (вес) – весы.
Зима – лед, … (весна) – вода.
Глаза – два, нос - … (один).
Лапы – животное, руки - … (человек).
Телевизор – смотреть, радио - … (слушать).
Огурец – зеленый, помидор - … (красный).
Сосна – хвоя, осина - … (лист).
Корова – молоко, пчела - … (мед).
Лыжи – снег, коньки - … (коньки).
Светофор – три, радуга - …(семь).
Суша – вода, небо - … (земля).
Медведь – берлога, аист - … (гнездо).
Стрелка – часы, колесо - … (машина).
Коза – капуста, белка - … (орехи, грибы).
Кофта – шерсть , шуба - … (мех).
Ваза – стекло, кастрюля - … (металл).
Чай – печенье, суп - … (хлеб).
День – обед, вечер - … (ужин).
Магазин – продавец, больница - … (врач).
Рыба – река, птица - … (небо).
Инструмент – работа, кукла - … (игра).
Молоко – масло, мясо - … (фарш).
Машина – руль, корабль - … (штурвал).
Самолет – аэропорт, корабль - … (порт).
Липовый, пчелиный, душистый… (мед).
Белоствольная, раскидистая, зеленая … (береза).
Острый, болгарский, черный … (перец).
Рабочий, праздничный, выходной … ( день).
Детский, зимний, вишневый … (сад).
Отчий, многоэтажный, детский … (дом).
Зеленая, газонная, сорная … (трава).
Подсолнечное, оливковое, соевое … (масло).
5. Загадка.
Двигаясь по линиям, собери загадку. Начинай с буквы «Н». Запиши загадку и разгадай её.
Загадка: ___________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Ответ:___________________________________________________________
6. Найди слоги и посчитай.
7. Найди и запиши предметы.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Повтори рисунок.
Инструкция: Посмотри на верхний рисунок. Запомни расположение точек в квадратах. Закрой рисунок. Нарисуй точки в нижних квадратах по памяти. Сравни получившийся результат.
9.Внимание.
Запиши получившееся слово:____________________________________________________
10. Соедини по порядку и раскрась.
11.Раскрась мандалу.
12. «Попугай»
Цель: развитие навыка работы в парах, развитие внимания, памяти, развитие умения работать по образцу, учить понимать другого человека.
Учитель демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о себе. Учитель изображает роль попугая, стараясь подхватить интонацию ребенка, повторить его голос. Дети разбиваются по парам, играют, внимательно наблюдая за партнером и отражая мимику, жесты.
13. Назови деревья.
Запиши ответ:_______________________________________________________________
I Четверть.
Октябрь. 2 неделя.
Пальчиковая гимнастика.
"Собираем листочки"
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
2.Нади и обведи двумя руками.
3.Таблицы Шульте.
Приготовьте произвольно набранную «мешанину» из цифр и букв. Количество знаков зависит от возраста и подготовки ребёнка. Ребёнок должен найти и зачеркнуть все буквы перед цифрой 5 и все буквы после цифры 5.
Цифры, а также их количество могут быть любые. Лучше всего брать цифры, которые менее упрочены у ребёнка (т. е. он их путает и / или долго вспоминает начертание), которые схожи по оптическому признаку при написании, и цифры, которые ребёнок может отзеркалить.
4. Чтение стихотворения под хлопки или стук
Цель: Развитие слухомоторной координации, улучшение дикции, развитие концентрации и распределения внимания
1. Взрослый читает и одновременно прохлопывает стихотворение. Голосом и хлопками выделяются ударные слоги (в тексте эти слоги помечены ударением). Метод прохлопывания стихотворения полезен при заучивании любых стихов наизусть, так как к работе подключается левая височная доля мозга (речь, текст стихотворения) и правая височная доля (ритм, мелодика).
Зима недаром злится.
Прошла ее пора'.
Весна в окно стучится
И гонит со двора'. (Ф. И. Тютчев)
5. Работа с текстом.
Взрослый читает ребёнку текст в среднем темпе и одновременно стучит по столу. Ребёнок должен пересказать текст и назвать количество ударов. Текст берётся в зависимости от уровня подготовленности и возраста ребёнка. Рекомендованное количество ударов от 5 до 10.
В деревне
Приехал Миша летом в деревню из города. Всё незнакомо. Вышел во двор. А у крыльца маленький поросёнок ест из корыта. На заборе петух сидит. Крылья у петуха большие, гребешок красный. Взлетел на забор: — Ку-ка-ре-ку! Заглянул Миша в сарай. А там корова Зорька стоит, сено жуёт. Такого в городе не увидишь.
6. Кристальная пирамида
Цель: Развитие внимания зрительно-пространственных и моторных навыков, контроля руки
Ребёнку даётся заранее приготовленный шаблон треугольника, расчерченный на фрагменты («кристаллики»), и образец, в котором несколько «кристалликов» закрашено. Образец подбирается в зависимости от возраста и подготовленности ребёнка. Ребёнок должен закрасить карандашом части кристальной пирамиды так, чтобы получилось, как на образце.
Образцы:
7. От общего к частному
Цель: Развитие умения устанавливать связи между общими и частными понятиями
Предложите ребёнку расположить по трём колонкам слова так, чтобы слева было широкое понятие, а в центре и справа — более узкие понятия.
Широкое понятие Среднее понятие Узкое понятие
Одежда зимняя одежда шуба
Шапка, меховая шапка, головной убор.
Посуда, чашка, кофейная чашка.
Сапоги, обувь, резиновые сапоги.
Мебель, полка, книжная полка.
Шариковая ручка, ручка, письменная принадлежность.
Коза, животное, домашнее животное.
Василёк, растение, полевой цветок.
Черника, ягода, лесная ягода.
Дикая птица, орёл, птица.
Продукт, сыр, молочный продукт.
8. Муха
Цель: Развитие концентрации внимания, зрительно-моторной координации, ориентации в пространстве на плоскости
Лист бумаги расчерчивается на девять квадратов, на один из них кладётся или рисуется фигурка мухи. Взрослый даёт устную инструкцию, например: «Муха полетела вверх, теперь налево, теперь вниз, опять налево. Откуда муха вылетела?»
Задание выполняется двумя способами: на листе бумаги и на полу, и имеет несколько уровней сложности.
На листе бумаги 1. Ребёнок передвигает муху или палец на листе согласно инструкции взрослого. Даётся 2-3 шага, прежде чем «муха вылетит» за пределы квадрата. 2. Ребёнок следит за мухой глазами, без помощи пальца. Число шагов и скорость, с которой взрослый даёт инструкцию, увеличиваются. 3. Ребёнок следит за мухой без зрительной опоры, т. е. с
закрытыми глазами, представляя квадрат в уме.
На полу 1. Ребёнок, выполняя роль мухи, передвигается по ковру, глядя на листочек с квадратами. 2. Ребёнок передвигается без листка бумаги. Как только «муха вылетела», нужно хлопнуть и показать на листке, откуда она вылетела.
9. Зеркальное рисование
Цель: Развитие пространственных представлений и снятие импульсивности
Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.
10. Гусеница
Цель: Закрепление звукобуквенного анализа
Предложите ребёнку превратить заданное вами слово в гусеницу. Одна буква — один кружок в её тельце. Сколько букв в слове — такой длины и должна быть гусеница. Сначала ребёнок должен в уме посчитать количество букв в слове, потом нарисовать кружочки тела гусеницы, а затем вписать буквы в эти кружочки. Усложнённый вариант: ребёнок вписывает буквы не с начала, а с конца слова (более сложный звукобуквенный анализ). Можно также попросить ребёнка раскрасить гусеницу: гласные буквы — красным цветом, согласные — синим.
11. Волшебные квадраты
Цель: Развитие зрительного внимания и пространственной ориентации
Предложите ребёнку посмотреть внимательно на два квадрата, расположенных перед ним. В первом квадрате буквы, а во втором — числа. Ребёнок должен находить числа по порядку и выписывать буквы, находящиеся на тех же местах в другой таблице. Если всё будет сделано правильно, получится предложение.
12. Объясни и пойми
Цель: Развитие умения понимать и давать инструкцию
Сначала ребёнок рисует, руководствуясь инструкцией взрослого. Образец рисунка ребёнок не должен видеть. Варианты рисунков могут быть любыми, в зависимости от возраста ребёнка. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями. Ребёнок придумывает рисунок и даёт инструкцию взрослому. Взрослый рисует по инструкции ребёнка.
Варианты рисунков:
Пример объяснения для второго рисунка. Нарисуй квадрат. Внутри квадрата нарисуй равнобедренный треугольник. Внутри треугольника нарисуй круг и заштрихуй его. Штриховка должна быть горизонтальной. От правого верхнего угла квадрата проведи вверх линию длиной 1,5 см. Далее 1 см вправо, 0,5 см вниз, 1см влево.
13. Вообрази и дорисуй
Цель: Развитие воображения
Ребёнок должен дорисовать элементы так, чтобы они стали частью какого-либо рисунка. Предложите посмотреть на примеры и придумать свои варианты.
I Четверть.
Октябрь. 3 неделя.
Пальчиковая гимнастика.
"Осень"
Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)
Ветер бросил на тропинку.
Четвёртый лишний
Цель: Развитие мышления и речи
Предложите ребёнку найти в каждой строчке лишнее слово и объяснить свой выбор. Например:
Роза, береза, незабудка, ирис (береза не цветок). Корова, лошадь, лось, коза {лось не домашнее животное). Курица, воробей, зяблик, синица {канарейка — домашняя птица). Мышь, крыса, волк, хомяк (волк не грызун, а хищник). Пихта, сосна, кедр, каштан (каштан не хвойное дерево). Саксофон, труба, гитара, флейта (гитара — струнный музыкальный инструмент). Подосиновик, рыжик, мухомор, шампиньон (мухомор— несъедобный гриб). Автомобиль, трактор, автобус, троллейбус (троллейбус едет с помощью электричества). Платье, юбка, тапочки, сарафан (тапочки — обувь).
Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Крошечка-Хаврошечка, Красная Шапочка (Красная Шапочка — героиня авторской зарубежной сказки).
3. Hoc — пол — потолок
Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности
Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то, что называет взрослый, игнорируя его показывание.
4. Волшебные квадраты
Цель: Развитие зрительного внимания и пространственной ориентации
Предложите ребёнку посмотреть внимательно на два квадрата, расположенных перед ним. В первом квадрате буквы, а во втором — числа. Ребёнок должен находить числа по порядку и выписывать буквы, находящиеся на тех же местах в другой таблице. Если всё будет сделано правильно, получится предложение.
5.Рисование двумя руками
Цель: Развитие межполушарных взаимодействий
Ребёнок рисует заданные рисунки двумя руками одновременно по образцу или устной инструкции взрослого. Чёрной стрелкой указано направление рисования левой рукой, серой— правой рукой.
6.Развитие логического мышления, понимания сложных грамматических конструкций
Предложите ребёнку решить данные задачи.
1. Термометр показывает 10 градусов тепла. Сколько градусов показывают два таких термометра? (10 градусов тепла.)
2. Мама купила четыре воздушных шарика, зелёного и красного цвета. Зелёных было больше, чем красных. Сколько шариков каждого цвета купила мама? (Три зелёных, один красный.)
3. Дети сидели на лавочке. В каком порядке они сидели, если известно, что Маша сидела справа от Серёжи, а Серёжа, справа от Иры? (Маша, Серёжа, Ира.)
4. Катя и Наташа одинакового роста. Катя выше Оли, а Таня выше Наташи. Кто выше, Оля или Таня? (Таня выше Оли.)
5. Верёвку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось? (Семь частей.)
6. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги? (3 кг.)
7.Расставь числа в квадраты
Цель: Развитие навыка программирования
Ребёнок должен расставить данные числа в пустые клетки квадрата так, чтобы по горизонтали и по вертикали в сумме они давали заявленное число.
8. Запомни фигуры
Цель: Развитие зрительной памяти, распределения внимания и закрепление понятия о геометрических фигурах
Вариант 1. Ребёнку предлагают рассмотреть и запомнить изображения на карточках, а затем нарисовать их на бумаге.
9.Цветные карточки
Цель: Развитие ориентации в пространстве, относительно своего тела, умение быстро переключаться
У взрослого в руках четыре цветные карточки. Он показывает их в произвольном порядке и сопровождает инструкцией. Ребёнок должен делать шаги согласно инструкции. Например:
«Жёлтая — шаг вперёд, зелёная — шаг назад, синяя — влево, красная — вправо». Спустя время инструкцию к цвету карточки можно поменять, тем самым сломав стереотип
10. Дутибол
Цель: Повышение тонуса мозговой деятельности
Ребёнок и взрослый сидят или лежат на полу друг напротив друга. Перед каждым из них — ворота для шарика, сделанные из карандашей или ручек. Роль шарика может выполнять скомканный листочек бумаги или ваты. Шарик кладётся между игроками на одинаковом расстоянии от каждого. По команде игроки начинают дуть, стараясь загнать шарик в ворота противника. Другой вариант этой игры — «Рекорды», когда ребёнок соревнуется сам с собой. Ребёнок дует на шарик, стараясь с каждым разом продвинуть его как можно дальше.
Результат каждой попытки отмечается, например, карандашом. Дополнительно можно попросить ребёнка чередовать вдохи: первый раз — вдох носом, выдох ртом, второй раз — вдох ртом и выдох ртом.
11.Копирование точек
Цель: Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, концентрации и распределения внимания
Вариант 1. Предложите ребёнку скопировать точки так, как они расположены на образце.
12.Перепиши без ошибок
Цель: Развитие зрительного внимания
Является хорошей подготовкой к школьным работам по списыванию, так как набор букв абсолютно бессмысленный. Это заставляет чаще смотреть на образец, вместо того чтобы записывать по памяти, что может привести к неправильному додумыванию.
Нужно правильно переписать бессмысленный набор букв или сложные слова / тексты.
Вариант 1
АЛШЩМВУЛ ШДМКВР АТЬДЗ СВВРОЛЖЖ ЯЦЪУСЖЭ ФЛЦУЬСЧИМЕ ГБЮЙДОЩ ВУЛОАКТС
13.Одна буква
Цель: Развитие речи, увеличение скорости реакции, отработка звукобуквенного анализа
Взрослый и ребёнок одновременно и как можно быстрее записывают слова, которые начинаются на загаданную заранее букву. Даётся 1 минута. Побеждает тот, у кого получилось больше слов. Если ребенок не умеет писать, то называют слова по очереди.
I Четверть.
Октябрь. 4 неделя.
Пальчиковая гимнастика.
"Ходит осень в нашем парке"
Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)
Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)
Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)
Фартук разовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди).
2. Запомни фигуры
Цель: Развитие зрительной памяти, распределения внимания и закрепление понятия о геометрических фигурах
Вариант 2. Ребёнку нужно посмотреть на рисунки и запомнить, что изображено в геометрических фигурах и в каком количестве. Затем рассказать по порядку: «Первым был квадрат, а в нём два дерева».
3. Цель: Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, концентрации и распределения внимания
Вариант 2. Копирование цветных точек. Происходит переключение деятельности, в данном случае с одного цвета на другой.
4.Перепиши без ошибок
Цель: Развитие зрительного внимания
Является хорошей подготовкой к школьным работам по списыванию, так как набор букв абсолютно бессмысленный. Это заставляет чаще смотреть на образец, вместо того чтобы записывать по памяти, что может привести к неправильному додумыванию.
Нужно правильно переписать бессмысленный набор букв или сложные слова / тексты.
Вариант 2
Ребёнку нужно переписать сложные слова. Слова желательно подбирать такие, которые ребёнок не знает и не сможет додумать смысл. Например: рекогносцировка дисцикуляторный
5. Сократ
Цель: Расширение словарного запаса
По команде взрослый и ребёнок начинают записывать названия города, животного, дерева, которые начинаются на букву «С». Даётся 1-2 минуты. Потом нужно перейти к букве «О» и т. д.
Можно использовать один или несколько экземпляров таблицы. Выигрывает тот, кто заполнил все графы в своей таблице.
6.Контуры
Цель: Развитие зрительного восприятия
Ребёнок должен внимательно посмотреть на рисунок и назвать все предметы или всех существ, которые в нём спрятаны.
6. БАЛАНСИР.
Ставьте малыша на балансировочную доску, при этом держите его за одну ручку. Самых маленьких можно посадить на попу, покружить и покачать. Чтобы ребёнку было легче устоять на доске - оденьте ему сандалии или чешки. На несколько секунд убирайте свои руки, давая возможность малышу самому поймать равновесие. Доказано, что ежедневное стояние на балансире значительно повышает эффективность работы мозга, т.к. оказывает мощное активирующее воздействие на подкорковые структуры.
Чтобы ребёнку было интересней, а также для улучшения произвольной саморегуляции, хорошо использовать счёт или потешку. Пока вы считаете или поёте малыш должен удержаться на доске. Пример потешки:
"Лодочка плывёт по речке,
Оставляя нам колечки,
Кач-кач, Кач-кач,
Мама купит нам калач".
7. Рисование двумя руками.
8.Найди отличия.
9.
10.Зачеркни букву. Составь слово.
11. Следуй за стрелками.
12. Разгадай ребусы.
13. Раскрась мандалу.
Желаем удачи!!!!!
Тарасова Ирина Викторовна