Статья «Пластилинотерапия в работе учителя-логопеда»
ПЛАСТИЛИНОТЕРАПИЯ
В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
Чем больше уверенности в
движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка.
В.А.Сухомлинский
Специальная педагогика всё больше внимания уделяет развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.Эта проблема актуальна,так как в процессе творческой деятельности у ребёнка с особыми образовательными потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности,формируется чувство внутреннего контроля и порядка.
А чтобы повысить эффективность коррекционных занятий,ускорить процесс постановки звуков,сделать обучение осознанным,заинтересовать детей и включить их в педагогический процесс,нужны нестандартные подходы,индивидуальные программы развития,инновационные технологии.
В коррекционной работе существенная роль отводится развитию кинестетических ощущений органов артикуляционного аппарата,что позволяет детям почувствовать контрастность положения языка,губ,челюсти,направленности выдоха.Их чёткость обусловлена осязательными ощущениями,что особенно важно на начальных этапах постановки звуков,когда ещё не сформирована дифференциация.
Поэтому для полноценного ознакомления с языком нужно привлечь как можно больше двигательных анализаторов.Ребёнку важно предмет потрогать,обвести его контуры пальцем, поменять по возможности даже форму предмета. В процессе лепки твёрдый комок пластилина служит образцом спастичного « непослушного» язычка. А пластичная масса для лепки настолько эластичная,что при разминании способна передавать мягкость и тепло языка.Все ощущения переходят к мышцам языка ( расслабление,подготовка к выполнению артикуляционной гимнастики).На пластилиновом язычке можно легко передать форму и положение языка,его динамику. Дети чувствуют все изменения тактильно. И,что немаловажно, занятия вызывают массу положительных эмоций.
К достоинствам пластилинотерапии относятся:
-простота исполнения работы;
-яркость и фактурность материала;
-возможность моментального исправления,а значит отсутствие страха перед возможной неудачей;
-насыщенность игоровыми приёмами, упражнениями, благодаря которым решение поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
-учить детей правильно произносить звуки;характеризовать артикуляционные уклады,используя объёмные модели;
-познакомить с артикуляционными признаками звуков:
положение губ;
положение языка;
характер воздушной струи.
Коррекционно-развивающие:
-подготовить артикуляционный аппарат к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики;
-подготовить артикуляционный аппарат для постановки звуков;
-создать зрительный образ язычка своими руками;
-использовать детские работы-аппликаторные слепки как обучающее пособие;
-учить детей сравнивать форму языка с образом предмета;
-развивать речевую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
-повышать мотивацию к учебной деятельности,речевую активность;
-воспитывать аккуратность и развивать творческое воображение.
Данная техника хороша и тем,что она доступна детям разного дошкольного возраста,позволяя быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей,делает привычное занятие разнообразным,увлекательным и запоминающимся.
Основной материал-пластилин или масса для лепки, а инструмент-рука, что очень важно для развития мелкой моторики, которая является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребёнка.
В процессе обучения детей с ОВЗ работе с пластилином не надо ставить очень сложные задачи, чтобы не оттолкнуть ребёнка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься интересным делом. Поэтому начинаем обучение с самых простых приёмов, таких как : разминание пластилина в руках; изготовление ровного гладкого шарика и превращение его в брусочек-колбаску;расплющивание пластилинового брусочка и придание ему определённой формы в соответствии с изображением на карточке-образце.
Затем переходим к более насыщенным приёмам,требующим от детей терпения и усидчивости:формировать нужное положение пластилинового язычка,попробовать поставить так же свой собственный язычок,контролируя себя в зеркале.
Таким образом, задействуем множество анализаторов и, главное, включаем двигательный (кинестетический) анализатор.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений арткуляционных комплексов-кинем. Для того, чтобы выработать у ребёнка навык удержания определённого положения языка, ребёнку нужно чётко себе представить, какой формы должен получиться язычок.
Обычно логопед предъявляет ребёнку изображение артикуляционного упражнения, создаёт зрительный образ данной кинемы и сам же демонстрирует его выполнение.
Это хорошие привычные приёмы, но изображение не всегда может быть доступно ребёнку, а показывать на себе и одновременно давать пояснения невозможно: тут либо показываем, либо объясняем.
Иногда я использую выполненный из пластичной массы для лепки и обшитый тканью «язык» для демонстрации нужного положения язычка:
Но чаще делаем с ребёнком макет из массы для лепки,которая легко принимает и держит заданную форму.Перед началом лепки рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику.Это позволит разогреть мышцы пальцев рук,подготовить к предстоящей работе,настроить на рабочий лад.Упражнения можно приурочить к тематике занятия.Например,
« Пальчики здороваются»:
Что слепить из пластилина?
Колобка или павлина?
Лилипута? Исполина?
А,быть может, Чиполлино?
Нет,мы слепим Язычок!
Он наш мягенький дружок!
В процессе лепки я комментирую все действия,часто сопровождая их стихами. Например:
Язычок из пластилина-
Вот весёлая картина,
Не картина,а кино,
Скажите про кого оно?
Фильм наш мультиком зовётся-
Сокращённо так «мультфильм».
Ну, а главным здесь героем
Выступает господин-
Господин наш Язычок.
Ой, вы слышите щелчок?
Это Язычок наш скачет
На лошадке « скок-скок-скок»,
А нам слышится щелчок.
Чтобы чинно прошагать
Лошадке нужно чётко
Ножки поднимать.
Потянула она ножку-
Постояла так немножко.
А язычок не устаёт-тянется у нас вперёд…..
При отработке упражнений артикуляционной гимнастики я использую карточки-образцы с точным положением органов артикуляционного аппарата (губы,зубы,язык).На карточку накладываю прозрачную плотную плёнку, защищающую поверхность рисунка и позволяющую видеть образец.
Для создания макета язычка при постановке звуков,использую карточки, которые служат опорой для зрительного образа правильного артикуляционного уклада того или иного звука.
Здесь иногда приходится, помимо « язычка», лепить и «губки» из пластилинового жгутика длиной 12-14 см, соединяя два его кончика для придания формы кольца, выделяя уголки губ. И снова сравниваем модель с рисунком.
Для творчества нам необходимо следующее:
- пластилин или масса для лепки красного и розового цвета( во избежание высыхания массы для лепки хранить её в герметичной ёмкости);
- прозрачная плотная плёнка (слюда);
- артикуляционная гимнастика в картинках (помещённых в файлы);
-карточки-образцы артикуляционных укладов звуков (в файлах);
-доска для лепки;
-тканевые салфетки, влажные салфетки.
И, конечно же, положительные эмоции, хорошее настроение, желание творить!
Пластилин:
Масса для лепки:
Аппликаторные слепки язычков иногда применяем на занятиях. Например, в язычок – «чашечку» наливаем капельку воды, чтобы наглядно показать, что положение языка нужно обязательно удержать. И, если язычок выполнен неаккуратно, то и капелька в нём « кривая».
Иногда макетом нам служит «стоматолог» (так мы с детьми называем игрушку-голову из набора «Play-Doh» для лепки.Здесь наглядно продемонстрированы все необходимые в артикуляции детали (зубы, губы, нёбо, язык…).Пластилиновые зубки дети тоже с удовольствием «ремонтируют». Надеюсь, кому-то из детей такое общение с «доктором-стоматологом» поможет преодолеть, в некотором смысле, и страх перед стоматологическим кабинетом.
Каждое новое творчество для ребёнка-это не просто умение, навыки, опыт; это ещё и способ развития мыслительной активности,
согласно взаимосвязи «рука-мозг».
В воспитании ребёнка нет и не может быть мелочей, и такая забавная и несерьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть весомую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.
Литература:
1.Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей В.М.Акименко.-Ростов н/Д.: Феникс,2009.
2.Голубева Г.Г.Коррекция фонетической стороны речи у дошкольников:метод.пособие/Г.Г.Голубева-СПб.:Издательство РГПУ им.А.И.Герцена.
3.Лыкова И.Ф.Я леплю из пластилина /И.Ф.Лыкова.-М.: Мир книги,2009.
4.Новикова Е.В.Артикуляция звуков в графическом изображении/Е.В.Новикова.-М.: ГНОМ и Д.,2006.
5.Цвынтарный В.В. Играем,слушаем,подражаем-звуки получаем/В.В.Цвынтарный.СПб.:Лань,1999.
6.Шорох-Троцкая М.К.Коррекция сложных речевых расстройств : сб. упражнений/М.К.Шорох-Троцкая.-М.: Сфера,2011.
© Е.В.Каретина , 2018
Притворю тихонько дверцу,
Поздно, ночь, уже стемнело.
Пластилиновое сердце
Постепенно коченело.
Через год нашла случайно
Я кусочек пластилина,
Он засох,как листик чайный,
Сверху пыль и паутина.
Я протёрла полотенцем
И дыханьем отогрела,
Пластилиновое сердце
Постепенно розовело.
И,как хрупкого младенца,
На ладошках покачала,
Пластилиновое сердце
Потихоньку застучало.
Шемякина Н.
Дементьева Ирина Михайловна
Порошина Ольга Анатольевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Шабанова Алёна
Сафонова Ирина Александровна