12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Элляева Людмила Владимировна24
Учитель начальных классов
Россия, Саха (Якутия) респ., Якутск
5

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Учитель начальных классов

Элляева Людмила Владимировна

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа «город Якутск»

ellyaeva66@bk.ru

«СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»


Аннотация. Статья посвящена современному состоянию проблемы нарушения письменной речи у младших школьников. Целью исследования является теоретико – практическое изучение условий, задач и содержания работы по коррекции дисграфии у младших школьников в процессе совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов. Дается описание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению дисграфии, а также его поэтапное преодоление. Анализируются результаты констатирующего и контрольного эксперимента.

Ключевые слова. Учитель начальных классов, учитель-логопед, дисграфия, коррекция, диагностика.


Корнев А. Н. писал: «Расстройство устной речи препятствует развитию дифференцированных фонематических представлений, дезорганизует фонематическое восприятие, затрудняют овладение фонематическим анализом» [1].

Письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно-функциональных компонентов и многих психических функций. Оно тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. На письме дети могут путать буквы, пропускать их, писать в зеркальном отражении, либо добавлять ненужные буквы и слоги в слова. Они могут смешивать письменные и печатные буквы по оптическим и моторным признакам, писать слова без гласных букв, сливать несколько слов в одно или наоборот расщеплять слова на части. Поэтому для наиболее эффективного коррекционно-логопедического процесса необходима специально организованная поэтапная работа с учетом индивидуальных особенностей детей и систематизации лингвистического материала [3].

Прогноз дальнейшего развития и обучения детей с недостатками речи, чаще всего благоприятный. Обязательными условиями являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя – логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Преемственность учителя-логопеда и учителя начальных классов предполагает совместное планирование и обмен информацией, обсуждение достижений детей. Учитель планирует работу с учетом требований, как общеобразовательной программы, так и письменных возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционно-логопедической программы, реализуемой учителем-логопедом в соответствии характером письменного нарушения.

Цель статьи - теоретико – практическое изучение условий, задач и содержания работы по коррекции дисграфии у младших школьников в процессе совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.

Поводом для обращения к врачу или учителю-логопеду является рекомендация учителя или инициатива родителей, предполагающих наличие у ребенка трудностей в овладении письмом или чтением. В связи с этим главной задачей является уточнение характера трудностей и степени отставания в этих навыках. Необходимо сопоставить степень выраженности затруднений в письменной речи и уровень развития устной речи. Выявляются речевые функции или навыки, несформированность которых создает патологическую основу расстройства [5].

Особенностью логопедической работы является индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия. Это связано с тем, что ученики одного и того же класса резко различаются по уровню развития речи, у одних детей звук поставлен и автоматизирован, у других имеется изолированное произношение звука, но он не закреплен в речи.

В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие учителя начальных классов и логопеда с детьми с дисграфией. Учитель должен знать основные направления коррекционной программы, индивидуально-возрастные особенности формирования письма младших школьников, понимать особенности произносительной и лексико–грамматической сторон речи и учитывать письменные возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности. Совместно с логопедом учитель планирует занятия по развитию письменности, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму.

Чтобы работа учителя-логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. Учитель начальных классов может обратить внимание учителя-логопеда на детей, которые по тем или иным причинам не стоят на сопровождении, но имеют речевую патологию. Как правило, учитель-логопед с первого класса курирует детей, имеющих нарушения речи, составляет списки, ставит на очередь детей, не попавших на логопункт. Учитель начальных классов, может выявить детей, имеющих нарушения в формировании речевой системы и направить их на диагностику к логопеду.

По средствам совместной работы учителя начальных классов и учителя-логопеда, можно отслеживать результативность работы. Это могут быть наблюдения учителя на уроках, наблюдения логопеда, посещающего уроки, а также сюда можно отнести анализ рабочих тетрадей по письму и русскому языку [2].

У логопеда и учителя начальных классов единая цель коррекционного обучения: дать качественное образование школьникам. Но различные задачи взаимодополняющие друг друга: логопед устраняет речевые дефекты, развивает устную и письменную речь до такого уровня, на котором ребенок смог бы успешно обучаться в школе; учитель начальных классов продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, приобретенные в процессе логопедической работы.

Опытно-экспериментальная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов проводилось на базе МОБУ СОШ №3 ГО «город Якутск», в котором приняли участие 16 учащихся 2–3 классов, 8 из которых приняли участие в формирующем эксперименте (экспериментальная группа).

Основными задачами диагностического обследования являются:

изучить состояние письма младших школьников;

определить структуру нарушения;

сформулировать логопедическое заключение.

Предварительно проведено изучение медицинской документации детей: мед.карты, выписки врачей и др. Проведены индивидуальные беседы с родителями и учителем.

В ходе обследования, помимо изучения школьных тетрадей, детям предлагалось выполнить письменные задания в присутствии учителя-логопеда, чтобы иметь возможность видеть сам процесс их выполнения и степень имеющихся у ребенка затруднений, колебаний.

Для проведения диагностического обследования речи младших школьников использованы некоторые пробы методики Фотековой Т.А. [4]:

Проверка состояния фонематического восприятия

Исследование звукопроизношения

Исследование навыков языкового анализа

Исследование грамматического строя речи

Исследование словаря и навыков словообразования

Исследование письма

В пробу исследования письма входят – диктант и списывание текста.

Анализ результатов исследования (констатирующий эксперимент)

Уровни речевого развития: Высокий уровень – 60–50 баллов; средний уровень – 49–35 баллов; низкий уровень – 34 и ниже.

Таблица 1


Показатели / баллы

Контрольная группа

01

02

03

04

05

06

07

08

Проверка состояния фонематического восприятия

2

0,5

0,5

2

0,5

0,5

2

0,5

Исследование звукопроизношения

6

6

6

3

3

3

6

6

Исследование навыков языкового анализа

10

6

11

9

6

8

5

5

Исследование грамматического строя

4,5

3,5

4,5

3,25

4,5

3,25

5

2,25

Исследование словаря и навыков словообразования

4,25

3,75

4,5

4

4,5

4,5

4

3,25

Исследование письма

24

20

24

17

20

17

17

20

Уровень

В

С

В

С

С

С

С

С


Показатели / баллы

Экспериментальная группа

09

010

011

012

013

014

015

016

Проверка состояния фонематического восприятия

0,25

0,5

0,5

0,25

0,25

0,5

0,5

0,5

Исследование звукопроизношения

1

3

6

3

3

6

6

3

Исследование навыков языкового анализа

5

8

9

4

4

6

5

5

Исследование грамматического строя

1,25

2,5

2,25

2,25

2,5

3,25

4,5

2,25

Исследование словаря и навыков словообразования

1,25

2,75

2,75

4

4,5

4,5

3,75

2,25

Исследование письма

3

18

24

11

7

18

18

14

Уровень

Н

С

С

Н

Н

С

С

Н

Как видно из таблицы два ребенка показали высокий уровень развития речи (12,5%), Большинство детей показали средний уровень развития речи – 10 (62,5%). 25% детей по результатам диагностики показали низкий уровень развития речи (4 ребенка): при проговаривании слогов наблюдалось неточное воспроизведение обоих членов пары с перестанов­кой слогов, их заменой и пропусками. При исследовании звукопроизношения один или несколько зву­ков группы изолированно и отраженно произносились правильно, но недостаточно автоматизированы.

Работа по коррекции дисграфии у младших школьников строилась в соответствии с планом совместной работы учителя – логопеда и учителя начальных классов.

Таблица 2

План совместной работы учителя – логопеда и учителя начальных классов по коррекции дисграфии у младших школьников

Направления работы

Форма работы

Сроки

1

Диагностическое направление

Изучение личных дел учащихся, медицинской документации.

2–7 сентября

2

Диагностическое обследование. Совместный анализ письменных работ учащихся.

7–27 сентября

3

Совместное обсуждение хода и результатов работы по коррекции дисграфии у младших школьников, определение динамики в развитии детей.

2–15 марта

4

Коррекционно-развивающее направление

Коррекционно-логопедические занятия на логопедическом пункте.

2 раза в неделю

30.09 – 28.02.20

5

Коррекционная работа учителя начальных классов (во время уроков и во внеурочное время)

6

Консультативное направление

Индивидуальные консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о характере письменной речи ребёнка, с целью обеспечения комплексного подхода к ребенку со стороны учителя начальных классов и учителя-логопеда, а также индивидуальный подход со стороны учителя во время урока).

В течении всей совместной работы

7


Взаимопосещение уроков учителя и занятий учителя – логопеда с последующим анализом (обмен опытом, знакомство с методами и приемами работы учителя-логопеда)

Октябрь, март

8

Просветительско-профилактическое направление

Обзор литературы по диагностике и коррекции дисграфии у младших школьников.

Сентябрь-октябрь

9

Выступления на лектории для родителей по теме: «Игры для исправления специфических ошибок на письме».

Декабрь

10

Проведение мастер-классов для учителей начальных классов по темам: «Методические рекомендации по работе с детьми, имеющих специфические ошибки на письме», «Индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности».

Ноябрь

В экспериментальном исследовании приняли участие 8 младших школьников. 4 учащихся с низким уровнем и 4 - со средним уровнем речевого развития. По результатам диагностического обследования у каждого из них прослеживались специфические ошибки стойкого характера. Определено логопедическое заключение – дисграфия смешанной формы, с преобладанием дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

На каждого учащегося экспериментальной группы составлен индивидуальный план коррекционно-логопедической работы.

Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Полученные ребенком на логопедических занятиях знания и умения, закрепляются и отрабатываются на уроках учителем начальных классов и родителями в домашних условиях.

На этапе контрольного эксперимента было проведено итоговое диагностическое обследование речи с целью определения уровня сформированности навыка письма у младших школьников, выявление динамики по результатам формирующего эксперимента. Проведен сравнительный анализ результатов диагностики экспериментальной и контрольной групп. Использована та же методика, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Таблица 3

Анализ результатов исследования (контрольный эксперимент)


Показатели / баллы

Контрольная группа

01

02

03

04

05

06

07

08

Проверка состояния фонематического восприятия

2

0,5

2

2

0,5

2

2

0,5

Исследование звукопроизношения

6

6

6

3

6

3

6

6

Исследование навыков языкового анализа

12

6

12

9

6

8

7

5

Исследование грамматического строя

4,5

4,5

4,5

3,25

4,5

4,5

5

3,75

Исследование словаря и навыков словообразования

4,75

3,75

4,75

4

4,5

4,5

4

3,25

Исследование письма

27

25

28

21

20

23

24

20

Уровень

В

С

В

С

С

С

С

С

Показатели / баллы

Экспериментальная группа

09

010

011

012

013

014

015

016

Проверка состояния фонематического восприятия

0,25

2

2

0,5

0,5

2

0,5

0,5

Исследование звукопроизношения

3

6

6

3

6

6

6

6

Исследование навыков языкового анализа

9

12

12

9

10

11

10

8

Исследование грамматического строя

3

4,5

4,25

3,75

4,5

5

5

3,75

Исследование словаря и навыков словообразования

3,25

4,75

4,75

5

5

5

4,75

3,25

Исследование письма

24

30

30

26

25

30

30

24

Уровень

С

В

В

С

С

В

В

С

По результатам диагностического обследования экспериментальной группы по итогам формирующего эксперимента, наблюдается положительная динамика в развитии речи, в том числе письма. Улучшились показатели по всем направлениям работы.

50% (4) учащихся показали высокий уровень развития речи: чистое звукопроизношение, точное и правильное воспроизведение слогов в темпе предъявления, развитый навык словообразования, языковой анализ и безошибочное письмо (слуховой диктант, списывание).

Другие 50% (4) учащихся показали средний уровень и нуждаются в продолжение коррекции. Фонематический слух развит недостаточно, нарушено звукопроизношение, встречаются отдельные аграмматизмы, но значительно улучшился навык словообразования, произошло уменьшение ошибок на письме, многие из них стали менее стойкими.

Учащиеся экспериментальной группы на занятиях стали проявлять активность и заинтересованность, чувствовать себя увереннее, научились работать самостоятельно. Наблюдается улучшение в развитии мелкой моторики, памяти, внимания, зрительно - пространственной ориентировки и др.

В ходе сравнения констатирующего и контрольного этапа эксперимента выявилось, что речевое развитие учащихся контрольной группы осталось на прежнем уровне. Анализируя итоги диагностики в баллах, можно сделать вывод, что результаты улучшились, но незначительно. У некоторых детей улучшилось состояние фонематического слуха, грамматического строя, навык словообразования, что положительно отразилось на письме.

Таким образом, экспериментальное исследование доказывает, что помощь детям с дисграфией должна быть комплексной и осуществляться совместно с учителем и родителями. Проведенное исследование доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с его сетью интегративных связей. Проведенная совместная работа учителя – логопеда с учителем начальных классов по коррекции дисграфии у младших школьников оказалась успешной.

Успех и эффективность коррекции письменного недоразвития у школьников определяется системой логопедической работы, одним из элементов которой является активное взаимодействие и преемственность в работе учителя-логопеда с учителем начальных классов в целостном коррекционно-развивающем процессе. При наличии обоюдной заинтересованности и целенаправленной работы, этот тандем может значительно повысить качество коррекционной работы и успеваемость учащихся.

Литература:

Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: Просвещение, 1972. - 206с.

Занимательные материалы к урокам русского языка в начальной школе. / Сост. И. А. Касаткина. - Волгоград, 2003 -128с.

Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс) / Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Бурина Е. Д. и др. - СПб.: КАРО, 2006. -112с.

Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов / Фотекова, Т.А., Ахутина, Т.В. – М.: АРКТИ, 2002. – 136с.

Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: Просвещение, 1997.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.