12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Брызгалова Наталья742
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
7

Статья «Совместная деятельность учителя-логопеда и психолога в коррекционном процессе с детьми с особенностями развития»

Совместная деятельность учителя-логопеда и психолога в коррекционном процессе с детьми с особенностями развития

Авторы: Брызгалова Н. А., Николаева В. В.

О взаимодействии психолога и учителя – логопеда говорят и пишут многие, эта тема совсем не нова. Но на наш взгляд она не потеряла своей актуальности, а зазвучала по новому в связи с введением ФГОС.

В совместной работе педагога – психолога и учителя – логопеда нами учитываются следующие принципы:

- проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество организации с семьёй;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования.

Определив цель совместной работы, мы тесно взаимодействуем   в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулируем речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Ставим следующие задачи:

создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда и обозначить их основные направления взаимодействия;

разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

Соблюдаем основные принципы взаимодействия:

- системность;

- комплексность;

- соответствие возрастным и индивидуальным возможностям;

- адекватность требований и нагрузок;

- индивидуализация темпа работ.


 

Решаем следующие задачи:

- учитель - логопед

Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

-психолог

Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.

Совершенствование мелкой моторики и развитие зрительно-моторной координации.

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.

Обеспечение психологической готовности к школьному обучению. Формирование предпосылок учебной деятельности.

Обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях нововведений.

Совместные направления работы

- диагностическое;

- коррекционно-развивающее;

- Аналитическое (мониторинг результатов);

- консультационно – профилактическое (консультирование, просвещение педагогов и родителей).


 

Диагностика направлена на определение уровня речевого и психического развития ребенка; выявление факторов риска, на основе полученных результатов.

Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка.


 

В нашем Реабилитационном Центре, совместно учителем-логопедом и психологом проводятся бинарные занятия с детьми с различными нарушениями в развитии. Бинарные занятия дают возможность детям реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность. Такое построение занятий, позволяет специалистам решать следующие задачи:


 

установить контакт с ребенком через взаимодействие психолога и ребенка, поскольку часто дети с особенностями в развитии не идут на контакт с посторонними людьми, психолог, обладая необходимыми знаниями, может помочь учителю-логопеду в установлении контакта с ребенком, таким образом, создавая условия для дальнейшей коррекционной работы;


 

развивать внимание ребенка - психолог, используя различные упражнения, развивает устойчивость и концентрацию внимания ребенка, что в свою очередь необходимо для эффективной работы учителя-логопеда;


 

развивать речь и мышление ребенка – учитель-логопед в ходе совместного занятия с психологом, использует различные игры и упражнения на развитие дыхания, артикуляционного аппарата. Все это способствует развитию речи ребенка, а как известно, речь и мышление человека тесно взаимосвязаны. Развитие речи приводит к развитию мыслительных процессов ребенка, таким образом, задачи стоящие перед психологом и логопедом, тесно переплетаются и их решение способствует наиболее эффективному процессу реабилитации детей с особыми образовательными потребностями.


 

Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка. Предполагается разработка критериев динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска и выделить основные критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.


 

Консультативная поддержка педагогических работников и родителей решает вопросы инклюзивного образования, повышает уровень компетентности в области речевого и психического развития детей. Проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей помогает родителям и педагогамграмотно взаимодействовать с детьми, эффективно строить коррекционно - развивающую работу.


 

Таким образом, согласованность и взаимодействие психолога и учителя - логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, повышается уровень знаний педагогов, компетенции родителей в области дошкольной психологии и коррекционной педагогики.

Библиографический список:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996.

2. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. – 1995. – № 6.

3. Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – М., 1998.

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.