Совместное детско–родительское мероприятие с элементами тренинга «Дорога в 5 класс» для учащихся 4 класса и их родителей
Приложение 75
Цель: показать родителям важность психологической поддержки детей при переходе в среднее звено, подвести итог совместной деятельности детей, родителей и классного руководителя в учебном году, вариативность возможности дальнейшего школьного обучения, установление атмосферы доверия и взаимопонимания между родителями и детьми., создать хорошее оптимистическое настроение
Задачи:
1.Способствовать формированию у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умения понимать своих детей;
2.Создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
3.Обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций; научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;
4. Способствовать формированию у каждого из участников тренинга чувства эмпатии; навыков эмоциональной поддержки у детей и родителей.
Подготовительная работа:
1. Подготовка портфолио (на каждого выпускника начальной школы).
2. Творческое задание: Рецепт друга (приложение № 1).
3. Творческое задание: Модель выпускника (приложение № 2).
4. Оформление фотовыставки: «Воспоминание о детстве» (яркие моменты из жизни начальной школы).
5. Оформление сочинений учащихся на тему: «Самый памятный день в школе».
6. Оформление класса шарами, в которых пожелания родителей детям. На доске портфель, сделанный из бумаги. На нём наклеены отметки.
Ход занятия:
Дети и родители сидят полукругом.
1. Организационный момент.
Вводная беседа: «Будущие пятиклассники».
Учитель: Дорогие родители и ребята, сегодня мы собрались потому, что наши дети - будущие пятиклассники. Всех вас волнует один вопрос: какую выбрать школу? Одной из таких трудностей является психологическая поддержка детей. Будущие выпускники будут находиться в новом для себя статусе – статус школьника среднего звена. Новый классный руководитель, новые друзья, новые кабинеты, новые учителя, новая школа – всё это, несомненно, окажет огромное влияние на ваших детей. Дети могут испытать страх и неуверенность. Именно в этот момент вашим детям потребуется ваше внимание и поддержка.
2. Беседа учителя с детьми «Воспоминание о детстве».
(Работа с фотовыставкой. Музыкальное сопровождение: «Куда уходит детство?»)
Учитель: Наша дружная семья сегодня в сборе. Она существует уже 4 года. Вместе мы преодолеваем хорошее и радостное, грустное и тревожное. На то она и дружная семья, чтобы преодолеть все трудности. В каждой семье есть свой семейный альбом. Перелистаем же и мы наш альбом и вспомним, как мы встретились и жили 4 долгих счастливых года. Сегодня я предлагаю вспомнить всё то, что ярко запомнилось вам в начальной школе. Что из прошлого хотели бы взять с собой, чтобы чувствовать себя уютно и комфортно. Запомните свои чувства успеха и уверенности, радости от учёбы, всё хорошее, что было в начальной школе и пусть эти чувства помогают учиться в 5 классе. (Рассматривание фотографий и комментарии к каждому зафиксированному событию, свободные высказывания детей).
3. Игра для родителей «Все мы родом из детства».
Учитель: Согласно высказыванию древних мудрецов: «Все мы родом из детства». Уважаемые родители, Вам когда-то было 10 лет. Сейчас каждый участник внимательно рассмотрит своего соседа слева и представит, каким он был в детстве в 10 лет, составит рассказ по своим впечатлениям. В конце повествования второй участник игры расскажет, что правда, а что нет.
Учитель: – Какие качества характера вам помогали учиться?
– Кто приходил на помощь, когда вам было трудно в школе?
Комментарий после проведения игры: «Родители не имеют права выпустить из своей большой ладони детскую ладошку, а значит, не имеют права оставить ребёнка без поддержки, внимания, любви».
4 .Творческое задание: «Рецепт друга».
Учитель. В переходный период важна поддержка не только учителей, родителей, но и друзей.
– Как вы представляете, каким должен быть настоящий друг?
В предварительной работе каждый из вас составил личный рецепт друга. Сейчас мы попробуем составить рецепт «Идеального друга».
Комментарий после проведения игры: «постарайтесь выбрать себе друга согласно этому рецепту!».
Рецепт друга:
Доброжелательный;
Уважающий старших;
Трудолюбивый;
Спортивный;
Жизнерадостный;
Умный;
Сильный;
С чувством юмора;
Воспитанный;
Верный.
5. Составление модели « Будущий пятиклассник».
Учитель: Каким должен быть пятиклассник, чтобы адаптироваться к новым школьным условиям?
В предварительной работе, учащиеся уже вывели свою модель «Пятиклассника». Вам, уважаемые родители, предстоит задание выполнить сейчас. Назовите, пожалуйста, необходимые качества ученика, которые помогут ему адаптироваться к школьному обучению в 5-м классе.
Идет сопоставление двух моделей. И в процессе обсуждения рождается «идеальная модель пятиклассника».
Учитель подводит итог: Идя в 5 класс, ученик должен быть собранным, умным, активным, решительным, сильным, мог бы за себя постоять и т.д.
В добрый путь, выпускник!
Каким должен быть выпускник!
Умным;
Спортивным;
Активным;
Бойким;
Зорким;
Трудолюбивым;
Опрятным;
Честным;
Справедливым.
Беседа по вопросам:
– Каких качеств тебе не хватает? Почему?
– Как приобрести это качество?
– Какими качествами ты хотел бы поделиться?
– На каких уроках и кружках ты смог приобрести эти качества?
6. Упражнение «Согласованность действий и требований».
Учитель: – Для того, чтобы ребёнок благополучно адаптировался к своему новому положению необходима согласованность в работе учителей и родителей, родителей и детей, единство требований обоих родителей к своему ребёнку. Сейчас я предлагаю Вам потренироваться в воспитании этих необходимых качеств.
Описание игры:
Участвуют две команды: дети и родители. Каждой команде раздаётся по мячу с кольцом. Необходимо поднять с пола кольцо с мячом, дружно держать за верёвочки и перенести « конструкцию» с одного места на другое.
Рефлексия упражнения:
а) Легко ли было договориться?
б) Как вы пришли к единому решению?
в) Кто был лидером? Кто был пассивным исполнителем?
7. Упражнение «Мои качества».
Учитель: – Для нормального развития ребёнка необходимо, чтобы родители понимали и принимали его таким, какой он есть. Чтобы понять и принять ребёнка, необходимо в первую очередь понять и принять себя. Сейчас каждый по очереди назовите качество, которые помогает преодолевать вам жизненные трудности. Это может не только положительное, но и отрицательное качество.
8. Упражнение «Пойми меня».
Учитель: – Уважаемые родители, обратите внимание на то, что 55% информации передаётся через позы и жесты, 38% - интонацией и только 7% - славами.
Описание игры:
Родителям предлагается разыграть различные ситуации. Например: – Дайте мне мягкую игрушку; – Я хочу есть; – Сейчас идет дождь, с условием, что все действия должны изображаться пантомимой. Дети должны догадаться, о чем идет речь и выполнить просьбу родителя.
Заключение: напутственные пожелания родителей своим детям (вручение воздушных шаров с напутствиями).
9. Рефлексия:
Над чем задумались? К какому выводу пришли?
С. Маршак:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет!
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.