Статья на тему «Современный учитель технологии»
Современный учитель технологии.
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
Василий Ключевский (1841 — 1911)
В чем заключается работа учителя? Каким должен быть учитель в настоящее время? Чему мы можем научить подрастающее поколение? Как мы должны учить? Что мы хотим от современного образования? Часто, я задумываюсь над этими вопросами.
Профессия учителя - одна из самых древних профессий. Учителя появились задолго до того, как появилась наука педагогика. Все известные философы были учителями. Современный педагог должен понимать философское начало своей профессии.
Стремительно меняется время, меняются отношения между людьми и общество в целом. Однако роль учителя остается неизменной, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, который помогает обучающимся отвечать на главные жизненные вопросы.
Что для меня означает, быть учителем? Учитель это не профессия, не общественное положение, не скучная работа, а любимое хобби.
Я считаю, что нет неспособных детей. Мне нужно помочь своим ученикам найти себя, суметь открыть свои способности, а может, и талант. От меня это требует знаний, навыков, педагогического мастерства. Существует много способов как сделать свои уроки интересными и красивыми. Самое главное, как мне кажется, нужно верить в себя, верить в свои возможности. Приятно осознавать, что робкие движения обучающихся иголкой, швейной машинкой или спицами постепенно становятся более уверенными и точными, а из-под рук моих ребят выходят красивые и полезные изделия. „Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком.“
Все имеет своё начало. Меня тоже когда-то учили. Именно мои любимые учителя научили меня тому, что дружеское участие, живое доверительное общение с детьми - одно из главных условий успеха и удовлетворенности своей работой. Мне кажется, что педагог должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях.
Учитель – это еще и прежде всего друг по отношению к детям, их союзник, советчик и помощник. И это тьютор - человек, который не даёт детям готовые истины, а сопровождает их в этом поиске.
Современный учитель должен направлять на учение, не воспитывать, а руководить процессом воспитания. И чем отчетливее мы будем осознавать эту свою основную функцию, тем больше свободы, инициативы мы сможем представить своим ученикам. Мастерство учителя, как мне кажется, выражается, прежде всего, в умении организовать учебный процесс так, чтобы даже при самых неблагоприятных условиях можно было добиться нужного уровня воспитанности и знаний учащихся.
Мне близки идеи развивающего обучения. Педагоги античного времени уделяли много внимания этой проблеме. Я убеждена, что развитие ребенка должно идти через самостоятельную деятельность. Из опыта работы могу сделать вывод что, прочно усваивается то, для чего требуется выполнение определенных логических операций. Таким образом, можно сделать вывод, что нужно создавать на уроке атмосферу, которая наиболее полно сможет раскрыть творческий потенциал ребенка, и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.
Роль учителя не менее значима в условиях развивающего обучения, чем при традиционной системе обучения. Учитель выступает в роли мудрого организатора самостоятельной познавательной деятельности обучащихся, помощником и консультантом. Профессиональные умения направляются на диагностику деятельности учеников, чтобы вовремя оказать квалифицированную помощь в устранении намечающихся трудностей в познании и применении знаний.
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь» - известная китайская мудрость. Именно на уроках технологии ученик не только видит и слышит, но, и что самое главное, делает что-то самостоятельно, своими руками – «действует сам», и может увидеть материальный результат своей деятельности. И тогда уроки становятся не просто уроками. Именно в школе ребенок учится думать, творить, и здесь ему на помощь в этом приходит предмет Технология (Технический труд). С помощью учителя ребенок овладевает материалом и после сможет активно реализовать его в самостоятельной жизни. Для этого учитель-тьютор должен владеть целым арсеналом педагогических средств, чтобы иметь возможность выбирать из них наиболее эффективные, которые в каждом конкретном случае послужат достижению цели. Все это, вместе взятое может подготовит к жизни, труду, разнообразной полезной практической деятельности независимо от того, будет ли ребенок в дальнейшем занят в какой-либо отрасли производства, сфере бытового обслуживания, станет ли он педагогом, инженером, архитектором или посвятит себя медицине.