Статья на тему «Современный урок — эффективный урок»

2
0
Материал опубликован 18 November 2019

Современный урок – эффективный урок

Боженко Надежда Герасимовна,

учитель английского языка

МБОУ СОШ №1

сельского поселения «Село Троицкое»

Нанайского муниципального района

Хабаровского края

Мастерство учителя – это

специальность, которой надо

учиться.

А.С. Макаренко

Традиционное понятие «урок» по–прежнему остаётся главной формой организации учебного процесса. Традиционный урок – реалия сегодняшнего дня. Более 60 % учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. Чем же отличается современный урок, в соответствии с требованиями ФГОС, от урока традиционного? Современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств.

Какой урок можно считать эффективным? Как сделать современный урок наиболее эффективным?

Под эффективностью урока следует понимать полезность для развития каждого ребёнка. Основным критерием эффективности современного урока является конечный результат – достигнута его цель или нет, что усвоили и как усвоили учащиеся.

    Повышение эффективности урока – важнейшая проблема, над которой работают учителя иностранного языка. Современный урок строится на основе использования современных технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Современные образовательные технологии (проектная деятельность, интерактивное обучение, уровневая дифференциация, ИКТ, развитие критического мышления, формирующая оценка, культурологическая драматизация и др.) в сочетании с лучшими традиционными приёмами обучения позволяют значительно повысить эффективность урока. Например, применение ИКТ (Интернет-технологий, интерактивных презентаций, обучающих компьютерных программ, интерактивных онлайн-упражнений) даёт возможность нашим ученикам обучаться в современной среде, которая интересна и привлекательна для них. Более того, информационно-коммуникативные технологии дополняют традиционные педагогические технологии, способствуя познавательной активности школьников, формированию положительной мотивации, а также развитию информационной культуры учеников и формированию универсальных учебные действия всех видов.

Сочетание традиционных и инновационных форм и методов обучения формирует у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. направлены на развитие умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это значит, что современный урок должен в значительной мере быть направлен на формирование универсальных учебных  действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Это позволит обеспечить эффективность обучения. В соответствии с требованиями ФГОС учитель должен четко представлять себе, какие УУД он будет развивать на каждом уроке и каких результатов достигнет.

Признанным подходом в современном обучении выступает  системно-деятельностный, то есть учение, направленное на практическое применение полученных знаний. Системно-деятельностный подход – основа стандартов общего образования нового поколения. Урок, построенный на основе системно-деятельностного подхода, характеризуется двумя важными аспектами:

-  применением  активных  форм познания: наблюдение, опыт, ролевая игра, учебный диалог и др.;  

- созданием условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё продвижение вперёд.   

Современному учителю следует сочетать и реализовывать разноплановые задачи: с одной стороны – сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний; с другой стороны – находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя индивидуальные способности учащихся. У некоторых учителей никто из учеников не оставляет класс, не выполнив максимально посильного для него объема учебной работы. Как достигают этого мастера, хорошо известно: нормирование объема познавательной работы, дифференцированный и индивидуальный подход, свободный выбор посильного варианта, гибкая система действующих стимулов, доброжелательность, ободрение, конкретная заинтересованная помощь.

Проблема эффективности урока довольно ёмкая и многоаспектная. В ходе моей подготовки к педагогическим чтениям, интересно было узнать, что на эффективность урока влияют почти 200 факторов. Учителя-практики обычно называют всего 5 – 7.

На ум приходят слова английского методиста П. Андерсона: «Только подумайте, как трагична судьба педагога, который преподаёт, не подвергая свои действия никакому сомнению». Современный урок значительно отличается не только по формам и методам обучения, но и по характеру взаимоотношений участников педагогического процесса от урока вчерашнего. Что нужно знать и делать педагогу, чтобы урок стал современным и эффективным?

Во-первых, необходим творческий подход к построению урока. Это святое! Можно сколько угодно рассуждать «о высоких материях», знать наизусть энциклопедии, но без творческого подхода к переработке полученной информации обучение вряд ли будет эффективным.

Далее, важен характер взаимоотношений учителя с учениками на уроке. Роль активного творца, рефлексирующего свою и совместную учебную деятельность даёт ученикам так необходимый «психологический комфорт». Общая деятельность, единая цель также очень важны. Учителя, которые ничего не делают в этом направлении, обречены на неудачу. Не скажу, что это легко и просто. Но это реальность сегодняшнего дня.

В третьих, обучение в системе и логической последовательности, а главное – понимание и осознание учителем стратегии и тактики обучения, необходимости и важности выполнения всех требований алгоритма подготовки – диагностирования, прогнозирования и проектирования урока также играют важную роль в эффективности обучения. Урок вместе с подготовкой нужно рассматривать как систему. Убеждена, что этап подготовки урока более важен, чем этап проведения, так как хорошо продуманный и тщательно подготовленный урок наверняка даст качественный результат. И на это, увы, нужно потратить время. Самоанализ урока – это начало подготовки учителя к следующему уроку.

Отдельно хотелось бы подчеркнуть значение четкого планирования времени урока. Помню, первые полгода после окончания вуза и работы в школе это было самым сложным: то времени от урока оставалось очень много, и дети начинали шалить, либо, наоборот, его катастрофически не хватало, останавливалась со звонком на полуслове. Выполнить все запланированное вместе с детьми ровно по звонку – это дорогого стоит!

Еще хочу поделиться собственным мнением относительно воспитательных задач урока: если урок эмоционально окрашен, учитель – живой активный человек, который может поделиться своими мыслями, пошутить, чтобы разрядить обстановку, привести интересные примеры и удивить – это ли не признаки реального воспитательного воздействия? Живое общение учителя и ученика не всегда можно уложить в шаблон. А ученики это оценят.

Невозможно провести эффективный урок в разных классах по одному «шаблону». В проектировании каждого отдельного урока всегда учитываю особенности контингента конкретного ученического коллектива, их способностей, уровня подготовки, по-разному распределяю время на выполнение каждого задания. Цели и задачи формулирую так, чтобы они были чёткими и конкретными, понятными учащимися с тем, чтобы они осознавали своё продвижение вперёд на каждом конкретном уроке. Вопрос о том, нужен ли план урока, для меня не существует. Нет плана – нет эффективного урока, который является ступенькой к качественным знаниям!

К каждому своему уроку учитель готовится всю жизнь. А накануне - к тому классу, тем ученикам, к которым он придет завтра. Всем известно, что неудачный, малоэффективный, плохо спланированный урок – это пробел, который трудно ликвидировать. Поэтому призыв: каждому уроку - отличную подготовку, совершенные методы, высокое качество - отражает жизненную потребность.

Хороший урок иностранного языка всегда многоплановый, т.е. развивающий различные виды речевой деятельности, насыщенный по содержанию, формам, методам и средствам обучения. В этом смысле учителя иностранных языков уже давно идут в ногу со временем в плане реализации системно-деятельностного подхода. Почему же общий уровень языковой подготовки по иностранным языкам в нашей стране недостаточно высок? Можно предположить, что в плане реализации инновационных идей, у многих педагогов существуют психологические барьеры, а именно: нежелание меняться, страх перед неудачей, перед неизвестным и т.п. Думаю, что проблема эффективности, подготовки и перестройки урока иностранного языка в соответствии с современными требованиями довольно актуальна для учителей с тем, чтобы выйти на новый качественный уровень преподавания, получения знаний и подготовки учащихся к итоговой аттестации. Разумное включение лучших традиционных методов обучения в систему современных образовательных технологий – вот ключ к решению проблемы повышения эффективности каждого урока. Поэтому инновации – это требование времени.

 

Литература:

Г.А. Китайгородская. Инновации в образовании – дань моде или требование времени? – Иностранные языки в школе – 2009. - №2.

В.П. Сафонова, И.Г. Мамо «Современный урок иностранного языка». – Волгоград: Учитель, 2011.

А.Г. Штарина «Английский язык: компетентностный подход в преподавании. – Волгоград: Учитель, 2011.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.