Статья на тему «Современные педагоги-новаторы»

22
26
Материал опубликован 28 May 2019 в группе

   Движение педагогов-новаторов (другие названия: авторская педагогика, новаторская педагогика) оформилось в начале 1980-х годов. Оно зародилось на стыках очень многих движений: коммунарское движение, мемориальные движения школ Монтессори и вальдорфцев,8 пришедшие к нам с Запада в эпоху перестройки, тренинговая культура и кооперативное движение той же поры, движение летних школ, многие новаторские педагогические инициативы советских педагогов и преподавателей (например, А. Тубельского, А. Караковского, Ш. Амонашвили, Е. Бондаревской, И. Волкова, Е. Ильина, С. Лысенкова и многих других).

   Транслятором движения послужили семинары, учебные лагеря, открытые мастер-классы, где демонстрировались элементы авторских программ новаторов. Мультипликатором выступила инициатива В. Матвеева (на тот момент редактора «Учительской газеты») по созданию Творческого Союза Учителей СССР, объединившая многих педагогов-новаторов: Ш.  Амонашвили (учитель младших классов, депутат Съезда Советов), В.  Апраушева (директор Загорского интерната слепо-глухих детей), Э. Днепрова (в будущем министр образования) и других. Ещё большую роль в мультипликации движения сыграла государственная политика в эпоху перестройки, когда делались передачи на ТВ, печатались книги, издавались статьи о наиболее ярких новаторских инициативах — В. Шаталова (методика опорных конспектов), М. Щетинина (методика погружений), О. Газмана (базовая культура и самоопределение личности) и других.

   Причиной появления движения стал ответ на кризис образовательной системы при переходе от индустриальной к постиндустриальной фазе развития общества. Фазовый переход требовал изменений в основном психотипе, формируемом образовательной системой. Общество уходило от ‘конвейерных’ методов в образовании, формирующих исполнителей, и требовало изменений в системе образования для заполнения предпринимательской ниши, просторы которой были открыты во времена перестройки. Основные прорывы движение сделало именно в области создания новых образовательных (не воспитательных) методик. Выработаны десятки новых подходов к преподаванию: межпредметные курсы и погружения, образовательные тренинги, дидактические ролевые (построенные на действии) и игры, направленные на организацию деятельности, проектные методики, интегрированные уроки, исследовательские лаборатории по разным предметам, преподавание через компьютер, тьюторство, новые подходы к оценке учебного процесса, разные типы олимпиад и т.д.

   Сформулированы новые задачи образования: развитие мышления в противовес энциклопедичности, развитие коммуникативности, толерантности, способности принимать решения и нести ответственность, способности работать на стыке различных предметных областей, быстро ориентироваться в информационных потоках, умение работать в команде проектным способом, умение оформить и предъявить результат, освоение текстовой культуры и иных гуманитарных технологи. Освоены новые методы мотивации детей в учебном процессе: исследовательский тип, конструкторский, игровой, клубный и другие.

Бондаревская Евгения Васильевна.

Бондаревская Евгения Васильевна выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают:

  • Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;
  • Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и другое;
  • Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности;
  • Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям и другое;
  • Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей и другое;
  • Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое”.

Реализация базового содержания воспитания опирается на принципы гуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования. Важнейшими принципами реформирования педагогического образования должны быть:

1.     Обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.

2.     Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение педагогического образования в лоно культуры, его гуманизацию, гуманитаризацию, создание экологически чистой культурно-образовательной среды, отношение к учащемуся, как свободному суверенному субъекту подготовки, ответственность школы за качество его подготовки. Основное содержание подготовки должна составлять отечественная и мировая культура. Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.

3.     Овладение учащимися базовыми основами культуры – фундаментальная задача общепедагогической подготовки. Культура рассматривается как динамическая система общечеловеческих ценностей, творческих способов деятельности и личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и развития личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в мир культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь в овладении базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности, как человека культуры.

В качестве основных ценностей, определяющих ориентации выделены:

a) человеческие: социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала;

b) духовные: совокупный опыт человечества, отраженный в философских теориях и способах мышления;

c) практические: способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы;

d) личностные: способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества. Интренализация этих ценностей составляет мировую культуру.

Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные качества; философские теории и творческое мышление; опыт творческой деятельности, обоснование собственной деятельности как системы (дидактической); культура поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.

Лысенкова Софья Николаевна.

Лысенкова Софья Николаевна предприняла конкретную попытку преодолеть те трудности, с которыми чаще всего не справляются многие учителя начальных классов. Ее организационно-методическая система обучения по сути своей является конкретизацией теории управления психическим развитием ребенка в процессе обучения, заложенной в трудах Выготского и получившей дальнейшее развитие в исследованиях многих ведущих советских психологов.

“Характер учебной деятельности детей, которую описывает в своей книге С.Н. Лысенкова, отражает результат ее труда по организации взаимодействия детей на уроке, постепенного их перевода на уровень осознания форм и средств этого взаимодействия и самоконтроля. Одновременно это и есть формирование у детей психологических механизмов саморегуляции в процессе взаимодействия на уроке с учителем и между собой”.

В системе работы С. Н. Лысенковой большое значение имеет перспективная подготовка, то есть “попутное прохождение трудных тем (которые будут изучаться по программе значительно позже) в связи с изучаемым в данный момент, на данном уроке. После такой многоразовой подготовки к объяснению нового трудного материала это объяснение носит характер обобщения уже известного и основательного его закрепления”.

Важнейший принцип организационно-методической системы Лысенковой — опережение, или перспективное опережающее изучение трудных вопросов и тем программы. В данном случае учитель руководствуется главным образом не логикой учебной программы, а логикой развития учащихся. Большим подспорьем в этой работе служат специально разработанные опорные схемы, таблицы, комплекты карточек, или, одним словом, опоры. Это, по существу, выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения учителя.

В дальнейшем опоры становятся очень важным средством, организующим учебный труд. В сущности, опоры представляют собой материализацию учебных действий. Многие из них моделируют основные связи и зависимости в учебном материале, создают оптимальные условия формирования понятий.

Создание на уроке положительного эмоционального настроя детей через обеспечение всем и каждому успеха в труде — также существенная отличительная черта методики Лысенковой.

Одновременно учитель осуществляет дифференцированный подход к детям с учетом способностей, степени овладения материалом предмета Общий темп обучения при этом растет. Создается резерв времени, который рационально используется в работе над сложными темами и разделами.

Шаталов Виктор Федорович.

Методическая система донецкого педагога Виктора Фёдоровича Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях. Область педагогического творчества Шаталова довольно разнообразна. Она включает в себя обучение математике, физике, истории в средней общеобразовательной школе.

Сущностью опыта Шаталова является создание эффективной организационно-методической системы обучения ряда предметов в общеобразовательной школе. Новаторство этого опыта заключается в создании и использовании наглядных схем – опорных сигналов, включающих несколько параграфов изучаемого материала. Методика Шаталова исходит из того, что все дети — без исключения — способны ус­пешно овладеть школьной программой. Учитель должен помочь ученику осоз­нать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитывать в нем чувство человеческого достоинства, составляющая которого — осозна­ние ответственности за свои поступки перед собой, това­рищами, обществом. От веры учителя в воз­можности каждого своего ученика, от его терпения, умения вовремя прийти на помощь зави­сят успехи его учеников на пути познания.

Вот как идет работа над новым материалом по методике Шаталова: “Первый этап — развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем отобранных для урока параграфов. Второй этап — сжатое изложение учебного материала по опорному плакату (увеличенная копия листа с опорными сигналами), озвучивание, рас­шифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними. Третий этап — изучение опорных сиг­налов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы. Четвертый этап — работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях. Пя­тый этап — письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке. Шестой этап — ответы по опорным сигналам (письменные и устные: тихие, магнитофонные по листам взаимоконтроля и т. д.). Седьмой этап — посто­янное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи — ‘педагогичес­кий десант’ — не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами). Таким обра­зом, семь этапов работы над теоретическим материа­лом. Глубокое понимание теоретических вопросов рождает желание испробовать свои силы в деле, а вре­мя, сэкономленное благодаря сконцентрированному изучению теории, позволяет, увеличив количество ре­шаемых задач, разобрать подробно и всесторонне их типы и возможные пути решения”.

Заключение.

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. Инновационная педагогическая деятельность как особый вид творческой деятельности направлена на обновление системы образования. Она является результатом активности человека не столько в приспособлении к внешней среде, сколько в изменении его личных и общественных потребностей и интересов.

Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому, общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации, стоящих перед обществом задач, он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.

Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:

- происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики;

- усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;

- развитием современных технологий;

- изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в деятельности руководителей педагогических коллективов, методических служб учебных заведений становится анализ и оценка вводимых преподавателями педагогических инноваций, создание необходимых условий для их успешной разработки и применения;

- вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Все рассмотренные в работе технологии педагогов-новаторов отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют идеи гуманизации; осуществление воспитания в контексте культуры; поддержка и развитие индивидуальности; альтернативность и гибкость методов и организационных форм воспитания.

Литература.

1.     Богатырева И. Ю. “Национальная модель экспериментальной школы Йена-план” / ПГЛУ, 2007 – сc. 141.

2.     Дерновский И. “Инновационные педагогические технологии” / Учебное пособие, К. : Академвидав, 2004, cс. 352.

3.     Лысенкова С.Н. “Когда легко учиться” / – 2-е изд., испр. и доп. – М.,: Педагогика, 1985. – c. 156.

 4.  Москаленко К.А. “Педагогические основы опыта повышения эффективности урока в школах Липецкой области” / Липецк-Рязань, 1995, c. 171.

 5. Москаленко К.А. “Психолого-педагогические основы объединенного урока” / Сборник педагогических статей. – Липецк, 1995. – c.57.

 6. Поляк Г. “Новая школа на Западе: педагогическая система Декроли” / Работник просвещения, 1928, cс. 98.

7.     Скляренко Э. О. “Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?”

8.     Ульенкова У.В. и Пешкова, Т.Г. “Организационно-методическая система обучения Лысенковой С.Н.” / Вопросы психологии. 1987, 3. – c.124.

9.     Шаталов В.Ф. “Учить всех, учить каждого” / Баженова И.Н. Педагогический поиск. – М., 1990. – c. 146.

Комментарии

Спасибо за интересную статью, Наталья Валерьевна!!!

28 May 2019

Благодарю, Светлана Анатольевна!

28 May 2019

Вспомнила с каким восторгом слушала В Ф Шаталова,а с Амонашвили, Лысенковой,Ильиным встречалась много раз на курсах! До сих пор их методы и приёмы использую!!!

28 May 2019

Здорово!!! Спасибо за отзыв, Марина Юрьевна!

28 May 2019

Наталья Валерьевна, спасибо за материал!!!

28 May 2019

Благодарю, Татьяна Николаевна!

28 May 2019

Стоит равняться на таких педагогов!

28 May 2019
Ответ для

Согласна, Татьяна Николаевна!

28 May 2019

Спасибо за увлекательную статью, Наталья Валерьевна!

28 May 2019

Благодарю за отзыв, Ирина Сергеевна!!!

28 May 2019

Очень интересная статья, спасибо!

28 May 2019

Благодарю за отзыв!

28 May 2019

С огромным интересом почитала статью.Многое вспомнила.Приемы и методы данных педагогов многие учителя используют с удовольствием.Большое спасибо,Наталья Валерьевна, за содержательный материал.

28 May 2019

Спасибо большое за отзыв, Светлана Николаевна!

28 May 2019

Спасибо за статью! Вспомнились студенческие годы в институте, подробно изучали педагогические технологии данных педагогов.

28 May 2019

Благодарю за отзыв, Ольга Анатольевна!!!

28 May 2019

Хороший материал!!! Вспомнились курсы повышения квалификации, изучаем ,исследуем, претворяем в жизнь!!!

28 May 2019

Спасибо, Наталья Петровна!

29 May 2019

Интересная статья!!! Полезная информация! Спасибо, Наталья Валерьевна!!!

30 May 2019

Благодарю за тёплый отзыв, Татьяна Викторовна!!!

30 May 2019
Показать больше комментариев