Современные формы и методы контроля учебных достижений обучающихся при изучении технологии
Современные формы и методы контроля учебных достижений
обучающихся при изучении технологии
ешение проблемы успешного обучения учащихся, развитие их познавательной активности опираются на дифференцированный подход к обучению как средству формирования положительного отношения к учебе, познавательных способностей.
Дидактикой обосновано, что «не зная свойства объекта, на который будет оказано действие, мы не можем выбрать и способа деятельности. Этим объектом является ученик, а его свойства проявляются в том, как он устанавливает изучаемое содержание, как он относится к учению и как он изменяется под влиянием усвоенного содержания».
Каждый педагог должен понимать, что без индивидуализации не может быть развивающего обучения. Другими словами – необходимо учитывать специфику умственной деятельности учащихся.
Оценка знаний и умений - не самоцель, это вспомогательный процесс, который помогает успешному течению всей учебной работы. Система учета и оценки должна объективно отражать уровень знаний, умений и навыков, которыми овладел ученик за определенный период времени, быть объективной, стимулировать процесс обучения и воспитания, способствовать формированию адекватной самооценки, помогать более критично относиться к своим успехам и неудачам.
Самый точный учёт - математический. Учитывать на глаз - значит рисковать, впасть в многочисленные иллюзии глазомера, объективный учёт поддаётся проверке, он понятен как школьнику, так и родителю, проверяющему, а не только педагогу.
Личностно-ориентированное образование предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития ученика, с учетом его подготовки по предмету, его способностей, реализовывать навыки достижений приобретенных на уроках технологии. Все мы понимаем, что знания будут усвоены тогда, когда учащиеся смогут пользоваться ими, применить их на практике в жизненных ситуациях. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию - главный тезис личностно ориентированного подхода к обучению. При таком типе обучения формы и методы контроля должны не только быть направлены на проверку усвоения каждым учеников обязательного минимума образования по предмету технология, но и максимально учитывать индивидуальные особенности школьника.
Для этого используются разные формы и методы текущего и итогового контроля:
проверка остаточных знаний;
тестирование;
разноуровневая самостоятельная работа;
контрольная работа;
практическая работа;
индивидуальная домашняя работа;
творческий проект.
Работа учителя технологии направлена на то, чтобы дать учащимся прочные и осознанные знания, научить их применять эти знания на практике. Этого можно достичь путем систематической проверки знаний.
Основной целью проверки знаний является не только проверка усвоения материала, но и проверка умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Проверка знаний на уроках технологии служит средством контроля учащихся и должна показать каждому ученику, где и какие у него имеются пробелы, что он усвоил хорошо, а также какие требования предъявляются к нему учителем. Систематическая проверка знаний имеет большое воспитательное значение для учащихся, так как дисциплинирует их, воспитывает у них волю, характер, настойчивость и упорство в достижении цели, побуждает систематически готовиться к каждому уроку, выполнять своевременно и добросовестно задания.
На основании результатов проверки знаний можно судить о том, какие разделы учащиеся усвоили хорошо, какие - плохо, какие ученики отстают. Это позволяет мне судить о своих достижениях и недостатках и дает возможность наметить пути их исправления в дальнейшей работе с учащимися.
Проверка знаний должна носить обучающий характер, то есть, обязана не только выяснять степень усвоения пройденного материала, наличие умений и навыков, полученных учащимися, но также служить целям закрепления и дополнения полученных знаний.
Проверка знаний должна быть всесторонней и полной и достаточно простой по форме, а результаты её доступны пониманию учащихся.
Например: задание «логический диктант», которым пользуются многие учителя предметники, на которое отводится 10-15 минут. Суть данного задания заключается в том, что учитель зачитывает вопросы или незаконченные предложения. А задача учащихся в своих тетрадях написать только слово-ответ. Учитель зачитывает 7-10 вопросов. Каждый учащийся при опросе отчитывается о своей учебной работе индивидуально.
При проверке знаний и умений необходимо принимать во внимание особенности каждого школьника: его общее развитие, особенности медленной или быстрой реакции на замечания и так далее.
Правильно поставленная проверка способствует воспитанию у учащихся таких черт характера, как честность, умение преодолевать трудности, трудолюбие, желание учиться.
Проверку уровня знаний у учащихся можно разделить на три этапа: опережающую, текущую и окончательную.
Опережающая проверка знаний – это выяснение уровня знаний и навыков за предыдущие годы, четверти, необходимых для восприятия нового материала, проверка проводится в начале четверти, учебного года. Эти данные дают учителю представление о пробелах в знаниях и помогают своевременно организовать дополнительные занятия.
При оценке успеваемости учащихся по труду обычно учитываются:
уровень знаний теоретических вопросов технологии и умение применять их в практической работе;
степень овладения рабочими приемами;
продолжительность выполнения работы;
соблюдение требований безопасности труда и санитарно-гигиенических норм;
качество выполненной работы и др.
При этом надо обязательно учитывать старание ученика, его отношение к работе, степень самостоятельности и проявление элементов творчества.
Учащимся необходимо объяснить, что оценки имеют различный вес, значимость. Текущие, которые они получают на каждом занятии, показывают степень усвоения небольшой части материала. Другое дело итоговые оценки, выставляемые за знание изученной темы, раздела и курса, выполнение изделия в целом. При выставлении годовых оценок в первую очередь ориентируются на итоговые.
Наряду с оценкой, выставляемой в журнал, для ученика не менее важна и оценка, выраженная в вербальной (словесной) форме. И чем младше дети, тем они отзывчивее на нее. Выраженная в эмоциональной форме, она затрагивает чувства ребенка. Может окрылить его, заставить поверить в свои силы, а может и сформировать комплекс неполноценности, привить неприязнь к учителю и отвращение к предмету. Ведь не секрет: нравится учитель, нравится и предмет.
«Учитель и ученик ежечасно и ежеминутно связаны в единой оценочной системе... Ученик постоянно подвергается сильному психологическому воздействию посредством отдельных замечаний и суждений педагога, оценивающих те или иные частичные, отдельные знания, навыки, поступки... Парциальная оценка есть не только причина переживания ребенка, но и основное средство ежедневной и ежеминутной текущей ориентации ребенка в собственных силах» (Ананьев В.Г. Избранные психологические труды. Т.2. М., 1980.)
Особенно тяжело воспринимают неудачи учащиеся, успевающие по другим предметам. Затруднения могут возникнуть у них вследствие недостаточной гибкости пальцев, плохо развитой координации движений, отсутствия опыта ручной работы, негативного отношения к трудовому обучению, сформированному нередко в семье.
Известно, что учащиеся придают отметкам большое значение. Поэтому важно, чтобы их целью стало приобретение знаний и умений, а не получение хорошей отметки любым путем.
Примером может служить тестовый контроль знаний учащихся. Тесты позволяют за короткий промежуток времени проверить знания учащихся всей группы, выяснить уровень усвоения учебного материала. Тесты зачитываются учителем или печатаются на отдельных листах и выдаются учащимся в начале или конце урока. Работа по ним проводится в течение 10-15 минут. Ответы на вопросы теста школьники записывают на оценочных листках в порядке определенном заданием. Вопросы при этом не переписываются, а ставится лишь их порядковый номер и вариант ответа. Кроме ответов записывается номер теста и фамилия отвечавшего ученика. Тесты требуют только анализа ответа или предварительных расчетных операций, а затем уже анализа и ответа. Вопросы теста и предлагаемые варианты ответов часто содержат полезную информацию, способствующую нахождению правильного ответа. В тесте может быть от 10 до 20 вопросов. Уровень усвоения материала можно установить, выделив соответствующие вопросы и обработав ответы на них. Учитывая различный уровень подготовки и способностей каждого ученика, задания подбираются дифференцированно.
Текущая проверка знаний - это индивидуальная проверка знаний, умений и навыков по материалу курса, пройденному за определенный отрезок времени. Данные этого вида проверки знаний позволяют систематически следить за подготовкой учащихся. Чем чаще тот или иной ученик участвует в выполнении различных видов проверочных заданий, тем лучше он усваивает программный материал.
Одновременно с этим происходит развитие его познавательных способностей и интереса к предмету. Большую помощь в работе по выяснению и закреплению знаний учащихся могут оказать различного рода дидактические карточки с заданиями, дающие возможность за короткое время выявить результаты усвоения изученного материала, как отдельными учениками, так и классом в целом. Карточки-задания могут быть разными по форме и содержанию.
Задания могут включать: информацию, из которой требуется выбрать сведения, характеризующие те или иные объекты или явления, тексты, в которые предлагается вписать пропущенные термины, слова или написать название того или иного узла или конструкции, отмеченного цифрой и так далее. Карточки могут включать задания, связанные с заполнением таблиц по предлагаемой в них схеме. Наибольший интерес у учащихся вызывают технологические карточки-задания, включающие схемы соединения деталей и соответствующие вопросы. Схемы дают возможность учащимся оживить полученные ранее представления об изучаемых объектах и на этой основе извлечь из памяти необходимую информацию.
Технологические карточки могут включать вопросы и задания, развивают умение анализировать задачи и находить оптимальные пути их решения. Для их выполнения необходимы такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, аналогия и другие. Как говорилось выше, технологические карты наиболее эффективны, так как схемы понятны ученикам даже при беглом их просмотре, вызывают интерес и легко усваиваются.
При индивидуальной работе с учащимися применяю дидактические карточки, задания которых ориентированы на краткие конкретные ответы. Дидактические карточки использую при проведении окончательной проверки знаний учащихся. Применение дидактических карточек дает возможность при закреплении и проверке знаний осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Для текущей проверки знаний по предмету также можно использовать и тестовый контроль знаний учащихся. Но в данном случае необходимо проводить изучение материала блочной системой. Большие темы разделов поделены на 2-3 блока, маленькие составляют один блок. Проверка знаний учащихся осуществляется с помощью тестов, составленных по материалам каждого блока.
Тестовый контроль знаний учащихся в дальнейшем осуществляется также как и при опережающей проверке знаний. Но использование программированных (тестовых) заданий, из которых один правильный, а 2-4 ложных не всегда дает ожидаемый результат, поскольку при неправильном выборе ответа у учащихся могут формироваться ошибочные представления о том или ином объекте. К тому же такие задания используются только один раз.
Каждый из методов дает возможность проверить только определенные стороны знаний и навыков учащихся, поэтому проверку знаний нельзя проводить только одним методом.
Окончательная проверка проводится в конце изучения темы или раздела. Она подытоживает результат приобретенных знаний, умений и навыков учащихся.
На данный этап проверки уровня знаний обычно отводится большая часть урока, нежели в предыдущих видах проверки. Поэтому на данном этапе учебного процесса можно сочетать несколько методов про верки знаний учащихся. На первом этапе урока, так сказать для "разогрева", необходимо заставить учащихся активизировать мыслительную деятельность, подготовить учащихся к основной части ответа. Для данного этапа подходят такие методы, как диктант или тестовый контроль знаний учащихся. Следующий этап урока технологии должен укрепить в сознании для основного этапа проверки, те знания, которые были извлечены на поверхность.
Придет время, когда в процессе жизненной практики учащийся столкнется с необходимостью применить приобретенные знания и навыки в ситуациях, которые не в состоянии заранее предвидеть.
Поэтому время от времени, по мере накопления знаний и навыков, ставить учащихся лицом к лицу перед подобными, хотя бы только воображаемыми ситуациями, чтобы воспитать у них представление о том, что знания - это сила, и необходимо научиться пользоваться этими знаниями.
На третьем этапе урока, в основном необходимо применять дидактические карточки разного типа.
Также, в заключение изучения темы учащимся дается задание на дом, в зависимости от уровня сложности пройденного материала. В одном случае некоторым ученикам необходимо написать рефераты или оформить небольшое сообщение по пройденному материалу в целях активизации познавательной деятельности детей. Такие задания развивают знания и умения пользоваться научной литературой, если применяются в соответствии с содержанием учебного материала и возрастом учащихся.
Выше перечисленные методы проверки знаний, реферат, сообщения позволяют учителю определить уровень интереса к предмету, усвоения знаний, а также умение учащихся применять знания на практике.
Во всех звеньях учебного процесса происходит в той или иной форме проверка знаний. Но, в тоже время, в процессе проверки знаний происходит одновременно уточнение и закрепление знаний. Учащийся, ответивший урок лучше знает его содержание, чем до ответа его учителю. Такая проверка знаний носит обучающий характер и конечно будет способствовать большей осмысленности и прочности знаний учащихся.
Учитывая специфику предмета «Технология», большое значение при проверке знаний учащихся отводится практическим работам. Такие виды работ обычно провожу по группам, причём группы формирую таким образом, чтобы в них входили учащиеся, разные по способностям, так как в случае необходимости, они могут посоветоваться друг с другом и принять правильное решение.
Успех в учении - основной фактор, способствующий устойчивому интересу к учебному предмету. В педагогической литературе отмечается: учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Следовательно, нужно выявить причины нежелания учиться, составить перечень всех пробелов в знаниях, наметить сроки их ликвидации, прикрепить к слабым учащимся сильных в качестве консультантов, при возможности раз в неделю справляться о выполнении задания, давать советы, как успешнее сделать его.
При оценке целесообразно учитывать лишь те ошибки и пробелы, которые появились при изучении нового материала. Это помогает учащемуся подтянуться, проверить свои силы, воспитывает у него потребность заниматься регулярно.
|