Применение современных форм и методов обучения в работе со школьниками: «Проектная деятельность на уроках истории и обществознания»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная школа №12» г. Магнитогорска
Тема работы:
Применение современных форм и методов обучения в работе со школьниками:
«Проектная деятельность на уроках истории и обществознания».
Автор: Гусева Анна Владимировна
учитель истории и обществознания
(высшая категория)
2020 г.
Использование метода проектов на уроках истории и обществознания
Радикальные изменения, связанные с разгосударствлением общественной жизни, затронули и систему российского образования. Можно говорить об отсутствии централизованно направленной на выполнение государственного социального заказа школы. Актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.
Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею «обучения посредством делания». Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.
В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х гг. XX века в практике советской школы не использовалась.
На современном этапе российского образования появилось много информации, посвященной использованию проектной методики на уроке.
Содержание проективной методики как образовательной технологии. Виды школьной проектной деятельности.
В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию – «метод проектов».
Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология – это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.
Прикладные проекты отличают следующие черты:
четко обозначенный результат деятельности;
тщательное продумывание структуры проекта;
четкое распределение функций между участниками;
оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием.
Исследовательские проекты подразумевают:
деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;
наличие этапов, характерных для любой научной работы.
Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.
Структура ролево-игровых проектов только намечается. Для них характерно:
конструирование гипотетической игровой ситуации;
исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения;
результат остается неизвестным до конца работы.
Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.
В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.
По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей – индивидуальными и коллективными; по продолжительности – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.
В реальной практике чаще всего происходит интеграцию различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.
Методика работы над исследовательскими проектами.
Для того, чтобы эффективно использовать метод проектов необходимо четко представлять особенности исследовательской деятельности, как образовательной деятельности, связанной с решением учащимися творческих, исследовательских задач и предполагающей наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика познания выбранного явления, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Рассмотрим основные аспекты, характерные для исследовательской, проектной деятельности.
Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
Как отмечает Е.С. Полат, проектный метод позволяет:
научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
принимать самостоятельные аргументированные решения;
научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Не каждый урок должен проходить в «проектной манере». При планировании обучения на год учителю необходимо выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать несколько примерных тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений педагогу необходимо руководствоваться программными требованиями по соответствующему учебному курсу.
Основными этапами организации исследовательской деятельности являются следующие:
выявление проблем исследования;
постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
формулировка гипотез исследования;
определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
оформление результатов исследования;
обсуждение и транслирование полученных результатов.
В школе проектную деятельность можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
На начальном этапе разработки учебного проекта условно можно выделить следующие шаги:
Определение проблемы исследования.
Формулировка основополагающего вопроса.
Выбор темы проекта.
Выбор творческого названия.
Формулировка проблемных вопросов.
Формулировка тематики исследования.
Разработка дидактических материалов.
Представление результатов проекта.
Первым этапом проектной деятельности является определение проблемы.
Проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
При определении проблемы учитель должен помнить, что ситуация приобретает проблемный характер, если:
имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить;
требуется установить сходство и различия;
важно установить причинно-следственные связи;
необходимо обосновать выбор;
требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров опыта – теоретическими закономерностями;
стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.
Вторым этапом в работе над проектом является формулировка основополагающего вопроса. Основное направление развития проекта определяется основополагающим вопросом, суть которого заключается в том, что основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа. Основополагающий вопрос служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом.
Тема задает общее направление проектирования, определяет основное содержание работы.
Определенная трудность для педагога заключается в том, что проект должен отражать одну из тем школьного предметного курса, обеспечить реализацию обязательного минимума и предусматривать осуществление аналитической, исследовательской, творческой деятельности учащихся.
Не менее важной задачей является формулировка творческой темы проекта: необходимо, чтобы формулировка темы привлекала внимание учащихся, была неординарной и запоминающейся.
На данном этапе работы над проектом целесообразно провести мини-тренинг для слушателей, предоставив им для работы общую тему общекультурного, философского характера.
Следующим этапом является формулировка проблемных вопросов. Основополагающий вопрос и проблемный вопрос – близкие понятия. Не совпадают они в психологической функции, которой проблемный вопрос обычно не имеет. Проблемный вопрос скорее логически концентрирует противоречия в наличном наборе наблюдаемых фактов и установленных теорией закономерностей. Как и основополагающий вопрос, проблемный вопрос может предопределить направление для экспериментального добывания ответа. Проблемные вопросы тесно связаны с темами самостоятельных исследований учащихся. Тема является результатом индивидуального творческого поиска и может быть определена только после выбора проблемного вопроса.
Важным моментом в исследовательской деятельности является формулировка целей, задач и гипотезы исследования.
Под целью понимается желаемый конечный результат проекта. Постановка цели определяется гипотезой, и предполагает ее проверку.
Цель проекта состоит в решении противоречия, имеющегося в практике, и ее достижение связано с усовершенствованием участка педагогической действительности.
Для определения цели используются следующие глаголы: «разработать», «выявить», «исследовать», «описать», «создать», «обосновать», «проанализировать».
Постановка проектных задач предполагает выработку определенной последовательности действий – шагов для достижения цели, осуществление выбора путей и средств ее достижения.
Гипотеза – это логически обоснованное предположение автора проекта, которое нуждается в подтверждении или опровержении, истинность которого не очевидна. Гипотеза должна быть проверяемой, не должна содержать в себе противоречивых суждений и суждений оценочного характера.
Как правило, описание хода исследования проекта не вызывает затруднений. Некоторые вопросы возникают при отражении результатов исследовательской деятельности.
Результаты исследования учащихся часто целесообразно представить в графическом виде. Это могут быть результаты проведения социологических опросов, обработки статистических данных. Результаты исследования более наглядно будут смотреться в виде таблиц, организационных диаграмм, схем.
Особое внимание при разработке проекта учителю необходимо уделять дидактическим и методическим материалам в поддержку проектной деятельности. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.
При использовании проектной методики важным является организационная деятельность, как со стороны учителя, так и учащихся. Начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее реализации. При организации проектной деятельности от учителя требуется направить мысль ребенка в нужном русле самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя предлагать учащимся решение проблемы в готовом виде. Следует обращать внимание на актуальность проблемы, недостаточную освещенность ее, указывать на то, что учитель ждет в лице своих учеников исследователей, способных найти новое решение.
Важным моментом в проектной деятельности является оценка творческих работ: презентаций, тематических буклетов, сайтов.
Литература.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – Москва. 2005.
Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
уев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41
Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7
Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.
Приложение
Тип проекта: Информационно-познавательный
Тема проекта: Мода на имена
Содержание
Введение 3-5 с.
Глава 1. Теоретическая часть 6-24 с.
1.1. Значение имени для человека 6-7 с.
1.2 Связь моды и имени 7-11 с.
1.3 Мода на имена в разные исторические периоды 11-23 с.
1.4 Значение моего имени 23-24 с.
Глава 2 Практическая часть 25-27 с.
2.1.Анкетирование 25-27 с.
2.2 Изготовление буклета 27 с.
Заключение 28 с.
Список использованных источников 29 с.
Приложение 1 30-33 с.
Приложение 2 34 с.
Введение
Мода – одна из самых быстротечных вещей в мире. На протяжении веков одни фасоны, модели и стили сменялись другими, однако менялись не только они – во все времена существовала мода и на имена.
Имя человека – одно из важнейших составляющих его индивидуальности. У каждого человека есть имя, оно играет важную роль в самоосознании человеком самого себя.
У имён – своя биография, история, судьба. Имя – это языковой знак (выражение), называющий индивидуальный предмет (собственное имя). Наука о собственных именах называется ономастикой. Имена людей – часть истории народа. Быт, верования, фантазия, художественное творчество народов, их исторические контакты отражаются в именах.
Традиционные имена имеют многовековую историю и носили их миллионы людей. Многие имена несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи. Личное имя ( в древнерусском языке- рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование)- это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему индивидуально, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить с другими.
Каждого человека можно назвать только по имени, поэтому все его поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Отсюда возможность переносного значения имени. Говорят: у него доброе имя, или не позорь моего имени.
Личные имена употребляются в быту, в частных разговорах, а также в документах, в официальных ситуациях.
Актуальность работы:
Знакомясь, мы называем свое имя и спрашиваем: «А как тебя (Вас) зовут?». Иногда удивляемся необычному имени, с которым столкнулись впервые, или радуемся: «А у меня так маму (папу, сестру….) зовут!» Часто можно встретить тезку?
Сталкиваясь с необычными именами, можно сразу этого и не сообразить. Как распознать имя, если встретил его впервые?
Возникает необходимость в исследовании имен и их популярности, чтобы получить ответы на следующие вопросы: как возникли в русском языке имена людей, какие из них используются в настоящее время? Какие имена являются более предпочтительными, модными? Почему мода на имена меняется.
Проблема исследования: Как мода влияет на выбор имени для человека.
Объект исследования: мода на имена.
Предмет исследования: имена людей в разные периоды развития российского общества.
Гипотезы исследования: у каждого поколения своя мода на имена.
Цель исследования: Определить на какие имена существует мода на современном этапе общественного развития.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
Изучить литературу о возникновении русских имён, их происхождении с точки зрения ономастики.
Провести сравнение популярности имен в разные исторические периоды.
Выяснить причины моды на имена
Провести анкетирование в 7 «в» классе на предмет отношения учащихся к своему имени, и что они о нём знают.
Проследить историю происхождения своего имени.
Определить значение имен одноклассников
Создать продукт в виде буклета
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы: сбор информации, изучение информации, обобщение, анкетирование, опрос, анализ и синтез полученной информации, оформление информации в виде диаграмм, описание.
Практическое применение знаний, умений, навыков, приобретенных в ходе исследовательской деятельности: расширение кругозора, углубление знаний по истории имен в России, углубление знаний по истории и культурологии, закрепление навыков самостоятельной проектной деятельности, закрепление навыков работы с различными информационными источниками: Интернет, учебная и документальная литература, формирование умения преобразования текстовой информации в графики, приобретение кулинарного опыта, совершенствование знаний по предмету история, развитие ораторского мастерства в условиях защиты проекта.
Глава 1 Теоретическая часть.
1.1. Значение имени для человека.
Имя - это слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.
Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно его.
Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения.
Имя – это личное название, которое дается человеку при рождении и служащее для идентификации в обществе. Очень трудно было бы общаться между собой, если бы не было возможности обращаться к собеседнику. Каждое имя несет в себе определенный набор характеристик, качеств человека, которые ему приписывает общество.
Наречение ребенка именем во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благополучие, здоровье, жизненный успех. К имени относились как оберегу, а к самой процедуре выбора имени как к гаданию, попытке выгадать ребёнку лучшую долю. Считалось, что вместе с выбором имени определяется судьба человека.
Имя — это связь индивидуума с самим собой. Оно отражает важнейшие периоды нашей жизни, у каждого из нас тоже существует его детский и взрослый варианты. Практически у каждого есть семейное имя, или имя, которым называла только мама или бабушка. Потом появляется вариант имени, которое дают друзья, а позднее разные варианты «рабочего» имени — официального и «для двоих».
Подбор имени новорожденному малышу - дело непростое. На выбор имени ребенка влияют такие факторы как: и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей.
О моде на имена следует поговорить отдельно. Эта мода существует всегда, в этом нет ничего плохого. Обычно она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена.
1.2 Связь моды и имени
Мода — совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определённой среде в определённое время.
Испокон веков наблюдалось более или менее ярко выраженное влечение к одним именам и равнодушие или даже пренебрежение к другим. Мода на имена в основном проявляется так же, как и мода на платья.
Можем ли мы предсказать, какие имена войдут в моду? Вряд ли. Хотя любому очевидно, что мода на имена постоянно меняется. Некоторые имена остаются модными (самыми популярными) в течение нескольких десятилетий. Другие имена уходят в прошлое.
В Российской империи детей называли исключительно по святцам. И в смутные времена имена, взятые из церковного календаря, оставались самыми распространенными на территории нашей страны. Одним из факторов, влияющих на распространенность имен, является частота их употребления в христианском календаре. В хитро устроенном церковном календаре некоторые имена встречались по многу раз. Например, Иван – 79 раз, Анна – 18, Мария – 12. Поэтому они довольно часто встречаются и сейчас. А вот имена Виктор и Виталий стали популярны по противоположной причине. С древних времен они считались монашескими, в миру их было мало, и поэтому в XX в. эти «свежие» имена имели успех.
После декрета Совнаркома об отделении церкви от государства граждане получили полную свободу имя-творчества.
Мимолетную моду на имя Тимур ввел советский полководец Михаил Фрунзе, в 1923 г. он назвал Тимуром своего сына. Вслед за ним Тимуром стал сын писателя Аркадия Гайдара. После выхода книги «Тимур и его команда» многие родители бросились называть своих детей Тимурами.
В СССР родители, как сговорившись, называли половину новорожденных мальчиков Александрами, Алексеями, Андреями, Дмитриями, Игорями или Сергеями; девочек – Еленами, Иринами, Маринами, Натальями, Ольгами или Светланами. Это была мода на простые имена. Проанализировав ситуацию, ученые встревожились: население страны растет, а состав личных имен обедняется. С 1960-х годов начали выходить пособия по личным именам – справочники, научно-популярные статьи и статьи по истории русских имен. То ли усилия ученых возымели действие, то ли что-то еще, но с 1966-го по 1988 год количество общеупотребительных имен увеличилось.
В поздние 1960-е вдруг пошла мода называть новорожденных Эдуард, Алекс, Альфред, Артемий, Жан, Фернан, Ева, Жанетта, Изольда, Леонелла, Магда, Рената, Жанна, Эвелина. Специалисты объясняют такое обновление интернационализацией: участились браки с иностранцами, в русский язык начала проникать иноязычная лексика. Но иностранными именами больше увлеклись жители села и люди с невысоким образовательным уровнем. А среди интеллигенции в это время началась мода на все глубоко национальное, и возродились из небытия древнерусские имена Добрыня, Горислав, Любава, Святослав и другие. В то же время наиболее верные идеалам коммунизма родители продолжали называть детей сохранившимися с послереволюционных времен идеологическими именами-аббревиатурами: Вилен, Владлен, Гелий, Радий, Рем, Ким, Владилена, Нинель.
Правда, Александр, Алексей, Дмитрий, Сергей по-прежнему оставались именами массового распространения (более 50 на каждую тысячу человек). Список женских имен чуть расширился: Анастасия, Анна, Екатерина, Мария, Наталья, Ольга и Юлия.
В конце XX – начале XXI вв. широко распространенными именами (20–50 на тысячу человек) считались для мальчиков Андрей, Антон, Артём, Виталий, Владимир, Денис, Евгений, Иван, Игорь, Константин, Максим, Михаил, Николай, Павел, Роман, Станислав; для девочек – Александра, Виктория, Дарья, Елена, Ирина, Ксения, Ольга, Светлана. Мода на русскую старину продолжалась.
Сейчас по-прежнему модны старинные имена. Это – по данным ЗАГСов – Богдан, Горислав, Данила, Ефим, Игнат, Илларион, Илья, Макар, Матвей, Тихон… Василиса, Дарья, Евдокия, Евлампия, Пелагея, Марья. Зато Жанны, Марианны, Эллы, Эдуарды и Роберты стали не часты, мода на них отошла.
Отчего зависит, какое имя станет распространенным, а какое останется единственным и неповторимым? Как вообще возникает мода на имена? Есть несколько общих тенденций в наречении:
• Необычные имена девочкам дают чаще, чем мальчикам.
• Во всем мире в моде этнические тенденции: старинные народные имена, часто имена других народов.
• Есть зависимость: чем нестабильней общество, тем традиционней имена. Лет двести назад родители были озабочены не популярностью своего ребенка, а тем, как бы его выкормить. И называли как-нибудь основательно, по старинке, не изобретая ничего нового. Сейчас в благополучных странах имя выбирают исходя из того, какой будет самооценка ребенка, когда он вырастет, и при этом важна оригинальность.
• В имя ребенка часто вкладывают мечты о его будущем (так называли девочек в издерганной кризисом Америке 1920-х: Руби, Опал, Миртл, по названию драгоценных камней и цветов, чтобы жилось им легко и красиво, так появлялись «заграничные» Анжелики и Кристины в советские годы).
• Заметно влияет на выбор имени телевидение, эстрада и кино, а когда-то и литература (благодаря Шекспиру в свое время распространились Миранда, Джессика и Корделия, благодаря Данте – Беатриче, а Пушкин ввел в моду крестьянское имя Татьяна в высшем свете).
Как воспользоваться модой на имена? В древности считали, что личные имена, которыми называют детей, должны даваться примерно в равной пропорции, чтобы не было доминирования, преобладания в обществе нескольких имен в ущерб всем остальным. В наше время этого правила не придерживаются, и мы сталкиваемся с тем, что в одном классе или группе детского сада мирно уживаются четыре Златы, шесть Марин и три Ильи
Известны, кстати, определенные критерии, чего может добиться человек, если его называют тем или иным именем, в данном случае самым модным и распространенным в поколении, например, входящим в пятерку самых популярных имен. Это дает возможность выдвинуться в обществе только при условии поддержки коллектива, массы, на гребне общей волны. Но при этом человек с очень распространенным именем вынужден подчиняться общим стереотипам поведения и сильно зависит от окружения.
Редкое имя действует по-другому. Вы ломаете стереотипы и можете действовать вопреки окружающей среде, можете продвинуться вперед, рассчитывая только на свои силы. Такие люди выигрывают именно на противостоянии мнению большинства, и зачастую добиваются гораздо большего! С другой стороны, им часто приходится рассчитывать только на свои силы, у них нет общественной поддержки.
Лучше всего, конечно, называть ребенка именами средней распространенности. Список этих имен меняется из поколения в поколение. Они помогают разумно сочетать индивидуальность с коллективной энергией, дают возможность оригинально заявить о своем имени. Такой человек может выбирать свою линию поведения в обществе.
1.3 Мода на имена в разные исторические периоды
В истории существования русских имен выделяются четыре основных периода
1) дохристианский этап, когда использовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка;
2) период после введения на Руси христианства, когда церковь вместе с религиозными христианскими обрядами стала насаждать иноязычные имена;
3) новый этап, начавшийся после революции 1917 года, когда в русский именослов стало проникать большое число новых имен, связанное с перестройкой старого общества.
4) современный этап в перио существования постиндустриального общества.
Первый период, до введения на Руси христианства личные имена были очень похожи на прозвания, которые давались человеку по тому или иному признаку, отличающему его от других людей. Все люди индивидуальны, поэтому и прозваний, характеризующих человека, было очень много. Так, благодаря народной фантазии, с одной стороны в древнерусских именах раскрывалось богатство языка, с другой - удивительная наблюдательность русского человека, его доброта, щедрость, общительность, а порой, когда дело касалось нравственных пороков или физических недостатков, и простодушная, идущая из самого сердца, грубоватость.
Благодаря этой способности людей в подборе соответствующего имени, древнерусские имена были достаточно разнообразны. Например, издавна наши предки использовали так называемые «числовые» имена, в которых представлен весь числовой ряд от одного до десяти: Перва и Первой, Второй, Вторак, Третьяк(кстати, это имя было одним из самых распространенных на Руси), Четвертак, Четвертуня, Пятой иПятак, Шесток и Шестак, Семой и Семак, Осьмой и Осьмак, Девятой и Девятко, Десятой.
Вполне очевиден тот факт, что «прямые потомки этих имен» в настоящее время продолжают жить в таких современных фамилиях, как: Первов и Первый, Третьяк и Третьяков, Четвертак иЧетвертаков, Шестак, Шестаков и др.
Одно из перечисленных выше имен в наше время не зарегистрировано, но старые заимствованные числовые имена нередко встречаются и теперь: Прим (первый), Октавий (восьмой) и Октавия(восьмая).
Такие внешние признаки как, например, рост человека, особенности его телосложения тоже могли использоваться нашими предками. Так появились имена:Сухой, Толстой, Долгой, Малюта, Малой, Малуша, Заяц, Голова, Головач, Лобан.Чтобы объяснить подобную орфографию,необходимо отметить тот факт, что в древности в прилагательных, которые сейчас оканчиваются на –ый и – ий, часто писалось – ой: белой, малой, долгой.
Кроме имен, дававшихся по внешнему виду, были и такие, которые присваивались в зависимости от характера и поведения ребенка: Бессон, Булгак (беспокойный), Забава, Несмеяна. В некоторых именах отмечались желанность или нежеланность появления ребенка в семье и многие другие обстоятельства: Богдан и Богдана, Бажен (желанный, милый), Голуба, Любим, Любава, Ждан и Неждан, Чаян и Нечай, Милава, Поздей и другие. Существуют имена, которые давались и по времени рождения ребенка: весной родился - называли Вешняк, зимой – Зима, Мороз.
Весьма популярными в древности были имена, данные по цвету волос и кожи: Черныш, Черняй, Чернава, Чернавка, Бел, Беляй, Беляк, Белой, Белуха и многие другие.
Были и другого порядка имена, восходящие к древним поверьям: Горяин, Немил, Некрас, Нелюба, Неустрой, Злоба, Тугарин (от «туга» – печаль). Считалось, что эти «плохие» имена способны были отвращать злых духов, болезни, смерть.
Нередко по именам можно было узнать и о соседях, рядом с которыми издревле жили русские люди, например: Козарин (хазарин), Чудин (представитель финно-угорского племени чудь), Карел, Татарин. Многие имена, данные в детстве, оставались у людей на всю жизнь.
А теперь обратим внимание на названия старых профессий: серебреник, пушечник, медник, они тоже послужили для образования личных или фамильных прозваний, о чем свидетельствуют следующие фамилии – Пушечниковы, Медниковы, Серебряниковы. В книге В.В.Данилевского «Русская техника» имеются ценные для нас сведения о древнерусских мастерах, носящих следующие прозвания: «…Богдан Ковырин, Ждан Абрамов – строители, Третьяк Астафьев и Некрас Михайлов – серебряники, Беляк Русаев и Девятко Агафонов – медники, Пятой Богданов и Булгак Новгородов – пушечники, Вихорко Иванов – железных дел мастер...»
Интересно отметить тот факт, что среди древнерусских имен есть такие, которые дошли до наших дней: Вадим, Всеволод, другие, надолго забытые, ныне возрождаются. В современных справочниках и сегодня можно встретить прекрасные имена, оставленные нам нашими предками в наследство: Добрыня, Ждан, Любава, Ярослав.
Признаки | Примеры древнерусского имени (Прозвища) |
Числовые | Первой, Второй, Третьяк, Четвертак, Пятой, Шестак, Семой, Осьмой, Девятой, Десятой |
Цвет волос и кожи | Черныш, Чернява, Бел, Беляк, Белуха и др. |
Рост и др.внешние признаки | Сухой, Малой, Толстой, Заяц, Беспало |
Характер, внешний вид | Бессон, Истома, Молчан, Смирной, Блоха и т.д. |
Соседи | Чудин, Карел, Татарин |
Время рождения ребенка | Вешняк, Зима, Мороз и др. |
Имена-Обереги | Немил, Некрас, Злоба, Строй, Тугарин |
Флора и Фауна | Волк, Кот, Жеребец, Трава, Пырей, Щука, Ворона |
Профессия | Серебряник, Пушечник, Медник |
Второй период в истории образования русских имен наступил после введения христианства. В это время в практику входят так называемые календарные имена. Они тоже стали составной частью русского языка, частью истории русского народа. Календарными мы называем их условно, так как они давались новорожденным по церковным календарям с учетом памятных дат святых и распределялись по всем дням года.
История русских календарных имен не менее интересна, чем история древнерусских. Она отражает тесную связь русского народного языка и церковнославянского - официального языка русской православной церкви. Этот процесс был сложным и многотрудным и проявился в многочисленных орфографических изменениях личных имен, в борьбе древнерусских «языческих» имен, претендующих на свое существование, в приспособлении «христианских» имен к условиям русской языковой среды.
Разумеется, все имена – как языческие, так и христианские – были творчеством представителей многих национальностей, бравших именования из своего обиходного языка. Конечно, христианская религия создавала определенные направления для имя творчества и восприятия имен, но источником их все же была не религия, а все тот же прекрасный народный язык. Поэтому в христианских святцах при более подробном их изучении, как ни странно, можно найти множество имен, образованных от обозначений древних языческих богов, «свергнутых» ранними христианами: Апполон, Ермоген, Ермий (от Гермес) и многие другие.
По церковным преданиям, христианские имена были именами подвижников и мучеников, погибших за утверждение новой религии. Но эти же самые имена принадлежали в древности не только тем лицам, которых чтила церковь, но и тысячам других людей – представителям тех народов, из языка которых были заимствованы эти имена. То же следует сказать и о «языческих» именах: древнерусскими именами Вячеслав, Всемил, Доманег звались люди, которые поклонялись языческим богам, однако сами имена никакого отношения к язычеству не имели.
Официальное принятие христианства на Руси, как известно, произошло в 988 году, когда князь Владимир Святославович крестил жителей Киева. Именно в его княжение христианство стало государственной религией. В это время на Руси происходили важные государственные события: князьям необходимо было укрепить свою власть, достичь внутреннего единства древнерусского государства. В немалой степени этому способствовало принятие христианства.
Христианизация населения Руси сопровождалась и обязательным при этом обрядом крещения, что вело к наречению людей новыми христианскими именами. Названия этих имен были переданы византийской христианской церковью вместе с религиозными обрядами, пришедшими на смену языческим. Попали они в древнерусский язык в подлинных иноязычных звучаниях и были совершенно непонятны и чужды русскому человеку той поры.
Это сегодня мы понимаем, что многие имена древних русичей в точности соответствуют тем именам, которые пришли из Византии. Так, греческое Агафон, в переводе на русский язык означавшее «добрый», соответствует имени Добрыня, латинское Павел (в переводе малый) – русскимМалой, Малыш, Мал, греческое Агапий и древнееврейское Давид – русскомуЛюбим, греческое Петр и сирийское Кифа – русскому Камень (от него образована фамилия Каменев).
Нужно отметить тот факт, что принятие новых имен русским населением шло весьма медленно: большинство из них продолжало вплоть до 17 века именовать своих детей по-своему, по обычаю, то есть по-русски. Крещеное, или крестное, имя – «рекло, назвище, прозвище», как тогда нередко его называли, - давалось священниками по святцам в соответствии с тем, какое имя приходилось на день рождения или крещения ребенка по календарю. Родителям в такой ситуации чаще всего не предоставлялось возможности права выбора.
Известный советский поэт М.Владимов в своем стихотворении «Святцы» так описывает ситуацию, бытовавшую в то время:
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То –хошь не хошь – Иероним!
Прекрасные древнерусские имена Владислав, Владимир, Святогор церковь не признавала, считая их языческими, именно поэтому великому князю киевскому Владимиру Святославовичу при крещении было дано имя Василий, а киевская княгиня Ольга, одна из первых принявшая христианство, таким же образом была «переименована», и в 957 году при крещении ей было дано имя Елена.
Борис и Глеб, младшие сыновья Владимира Святославовича, были названы при крещении Роман и Давид, однако история и народ, с особым уважением, почтением и любовью относившийся к ним, к счастью, сохранили для нас только их дохристианские имена. Переписывание богослужебных книг на Руси и перевод их на церковнославянский язык, начиная с 11 века, осуществлялось хорошо образованными людьми.
Именно благодаря их усилиям и стараниям удалось сохранить наилучшие и наиболее приемлемые варианты имен в той орфографии, которая соответствовала их живому, современному для того времени, звучанию, а именно: Катерина, Нестор, Измаил, Демьян, Куприян, а не использовать в тех формах, которые помещались в церковных книгах: Екатерина, Нестор, Исмаил, Дамиан, Киприан.
На протяжении следующих трех веков шла ассимиляция иноязычных имен и уже к 14 веку многие иноязычные имена стали привычными, своими для русских людей. Это время стало своеобразным рубежом в истории русской ономастики. Русские князья не могли уже больше зваться двумя именами, так как церковными нормами это не предусматривалось, а вот у лиц низшего звания древние двуосновные имена сохранялись еще в течение двух веков.
Берестяные грамоты, сохранившие русские имена, наряду с календарными именами донесли до нас и дохристианские, языческие, и имена, которые можно рассматривать одновременно и как христианские, и как языческие. Так, могло быть старое русское имя Миронег и соответствовать христианскому Мирон, а имя Данша могло быть сокращением и от христианского Даниил, и от древнерусского Данслав.
С православием пришли имена древнеиудейские, древнеримские, древнегреческие:
древнегреческие: (Кира – «госпожа, владычица»,Ирина – «мир, покой», Ксения – «гостеприимство», Петр – «камень», Николай – «победитель народов»)
латинские: (Наталия – «родная, природная», Диана – «божественная», Стелла – «звезда», Валерий – «крепкий, здоровый», Виталий – «жизненный», Константин – «твердый, постоянный»)
древнееврейские: (Мария – «любимая, желанная», Анна – означает «милость», Илья – «крепость Господня», Михаил – «кто как бог»).
Третий этап развития русских имен, продолжающийся и в наши дни, начался со времени опубликования декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 23 января 1918 года, положил начало свободному выбору личных имен родителями и объявил законной гражданскую регистрацию вместо церковного крещения. С этого момента в русский именной ряд вошли новые русские имена, возникшие в годы революционной ломки старого уклада жизни, ломки многих устоявшихся веками традиционных представлений.
В первые годы после Октябрьской революции рождавшимся еще продолжали давать старые имена. Даже в самых передовых семьях бабушки тайком от родителей крестили своих внучат в церкви. Но вместе с тем сказывались и результаты активной антирелигиозной пропаганды – многие уже не хотели давать своим детям имена в память тех или иных святых и придумывали новые либо заимствовали иноязычные, не подозревая о том, что многие из них – те же самые, широко распространенные имена, только на другом языке.
Активно этот процесс проходил в городах, где революционные события существенно влияли на идеологию и сознание людей. Специальные исследования лингвистов и произведения художественной литературы, отразивших на своих страницах этот временной промежуток, помогают современному человеку понять, какие имена появлялись в то время.
Вспомним вторую часть уже прозвучавшего ранее стихотворения М.Владимова «Святцы»:
Эпоха новым лексиконом
Врывалась в речь цехов и сел.
Шли Амфилохии в ревкомы,
Аделаиды – в комсомол.
Они своих созвучно эре
Именовали октябрят:
Заря, Идея, Пионерий,
Ревмир, ревпуть и Диамат.
У ровесников Октябрьской революции были очень необычные с современной точки зрения имена – Идея, Искра, Коммунар, Марат, Октябрина. Все эти имена отражали новые взгляды и симпатии русских людей к новым веяниям в обществе. В середине 1920-х годов имя творчество достигло своей наивысшей точки. Новые имена печатались в различных календарях, в том числе и отрывных, издававшихся миллионными тиражами. Наряду с общеизвестными здесь можно было найти такие имена, как: Гомер, Гораций, Кромвель, Ампер, Вольт, Босфор, Волга, Колхида, Комиссара, Радища, Пролеткульта. Перечни имен, попавшие в календари тех лет, были лишь частью имен, созданных в те годы.
Вскоре это новомодное увлечение, как и следовало ожидать, пошло на спад, и уже в предвоенные годы и особенно после Великой Отечественной для именования новорожденных стали использовать в основном старые, привычные русские имена. Выяснилось, что большинство русского населения среднего и пожилого возраста являются носителями старых русских имен, в том числе и таких редких, как Афанасий, Герасим, Капитон, Аграфена, Матрена, Прасковья. Многие из этих имен оказались отнюдь не единичными и у представителей молодого поколения.
Через два десятка лет уже в записях новорожденных начала 70-х годов самое большое место среди новых имен занимали имена народов тогдашнего СССР – татарские, узбекские, латышские, эстонские и многие другие. На своей исторической родине по происхождению они, безусловно, были не новы, но для русского населения оказались таковыми. Но и на фоне этого нового увлечения все-таки чаще всего встречались, конечно, в первую очередь имена славянских народов - такие, как: Станислав, Янина, реже – Альберт, Артур, Анжелика, Марат, Ренат, Руслан, Виолетта, Диана, Нелли.
Жизнь любого человека тесно связана с родиной, с теми местами, где он родился и вырос. Память человека хранит и тяжелые, и радостные события, иногда связанные с определенными местами. Многие восхищаются новыми увиденными городами. И если родились в таком примечательном для человека месте сын или дочь, родители в память обо всем увиденном, прочувствованном дают им соответствующие имена.
Естественная привязанность к родным или памятным местам дает начало традициям: в Сибири любят давать детям имена по названиям могучих рек этого края – Ангара, Лена, Амур, Витим, Алдан.
Среди современных имен, образованных от названий мест, есть и такие: Алдан, Амур, Ангара, Лена, Волга, Кама, Самара. Известно, что в Санкт-Петербурге одной девочке родителями было дано имя Нева.
Признаки | Примеры имен |
названию революционных месяцев | Ноябрь, Октябрь, Май, Ноябрина, Октябрина, Майя |
в результате разного рода сокращений | Ревдит (революционное дитя), Вилен (Владимир Ильич Ленин). |
по первым буквам слов | Ким (Коммунистический Интернационал молодежи) |
по первым слогам | Красарма (Красная Армия), Донара (дочь народа), . |
с именами и фамилиями вождей революции | Вилен, Владлен |
запечатлены первые этапы индустриализации | Мартен, Трактор, Смычка, Рэм (революция, электрификация, машиностроение) |
приметы новой действительности | Лагшмивара (лагерь Шмидта в Арктике) |
Четвертый этап: Современные имена.
В 2000-е гг девочек в эти годы все также чаще называли Анастасиями, Мариями и Аннами. Также стали появляться такие имена, как Полина, Ксения, Виктория. Мальчиков называли как неизменно популярными именами (Александр, Алексей), так и Даниилами, Никитами, Артемами. Популярным стало имя Арсений.
По мере того, как российский зритель все больше смотрел голливудские фильмы, стали появляться мальчики с очень странными именами. Например, можно было встретить Оушенова, Орфея и прочих.
К 2005 году девочек нередко называли Софьями, Полинами. По-прежнему было популярно имя Дарья. Среди мальчишек снова стало набирать популярность имя Иван. Ближе к 2010 году стало появляться все больше редких имен. Девочку могли назвать Белла, Влада, Милена, Камилла.
В 2002 году в России родители пытались назвать мальчика БОЧРВ260602. Это реальное имя, которое они придумали ребенку. Расшифровывалось оно, как Биологический Объект Человек рода Ворониных-Фроловых. К счастью горе-родителям отказали в присвоении такого жуткого имени мальчику. Но только представьте, а что если бы им разрешили?
Можно с полной уверенностью сказать, что именно сейчас происходит что-то небывалое. Как только родители не называют своих детей. Причем, даже не задумываясь над тем, как сложно им будет в будущем. Встречаются и очень красивые старорусские имена. Например, Милена, Мирослава, Ева, Любава, Злата, Лада. Называют девочек и Марфами. Но есть и такие родители, которые уверены, что девочка будет счастлива, если назвать ее Атлантида, Береза, Виагра (страшно подумать в честь чего), Жужа, Изумруда. А как вам имя Макарена или Милианера? Есть и Гермионы и Кармелиты. Более патриотичные родители и вовсе называют девочек Россия.
Или еще креативное имя – Сюрприза. Есть и очень скромные родители, которые называют дочерей просто Царица. Но не думайте, что эта напасть обошла стороной мальчиков. Их сегодня называют Алладинами, Алмазами, Амурами. Зарегистрировано даже имя Ваучер и Гигабайт. Гигабайт Алладинович, Гугл. Тоже, кстати, вполне реальное имя. Если у Гигабайта родится сын, то можно его так назвать. Гугл Гигабайтович звучит очень интересно и по-современному.
Есть и более брутальные имена. Например, Армандо, Атилло или Владигор.
Современное общество делает все, чтобы выделиться. К сожалению, нередко родители пытаются сделать это за счет имен детей. В такие моменты имена Анна, Николай, Сергей, Светлана кажутся такими родными. Возможно тенденция «кто кого переплюнет» прекратиться. Конечно, никто не хочет жить как в инкубаторе, где каждого второго зовут одинаково. Но и у креатива должен быть предел.
1.5 Значение моего имени.
Значение: Имя Владислава славянское по происхождению — перевод звучит как «владеющая славой». В России и русскоязычных странах популярно. А названной им девушке нравятся уверенные в себе, одновременно шутливые и оптимистичные парни. Женское имя Владислава сегодня уже не пользуется такой популярностью, какую имело в 90-ые годы, но еще имеет вес и числится в перечне самых распространенных. Сочетает в себе отличнейшую значимость, уникальную символику, и хорошую совместимость.
Какую бы уменьшительную форму своего имени не выбрала Владислава — Влада, Лада или даже Слава — все равно в ее характере чаще всего преобладают уверенность в себе, целеустремленность и живость характера. Здесь опять же сказывается заметная разница между женским и мужским восприятием имени — у женщины с именем Владислава сильнее, чем у мужчины, проявляется импульс к лидерству. Вернее будет сказать, что если Владиславу-мужчине во многих случаях свойственна сдерживающая его осторожность, то у женщины этот импульс обычно реализуется гораздо легче — Влада всегда стремится быть первой если и не во всем, то хотя бы в чем-то.
Святых покровительниц с именем Владислава в святках нет, а вот мужчинам с аналогичным именем покровительствует святой Владислав, король Сербский. Поэтому обладательницы имени Владислава могут отмечать именины в день его рождения, а именно 7 октября.
Глава 2 Практическая часть.
Опрос среди учащихся 7 «в» класса.
Проектно-исследовательская работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме.
Мы решили провести опрос и узнать, что же ребята знают о своем имени, о моде на имена. Опрос был проведён среди учащихся 7 «в» класса.
1. Знаешь ли ты значение своего имени и его происхождение? (да, нет).
2.Знаешь ли ты, какие имена сегодня считаются наиболее актуальными (модными)? (да - нет)
3. Считаешь ли ты свое имя актуальным (модным) на сегодняшний день ?
4. Много ли встречается людей с таким именем как у тебя? (да,нет)
5. Нравится ли тебе твое имя? (да, нет)
В опросе участвовало 20 человек.
В результате проведённого опроса было выяснено, что
1. не все опрошенные (80%) знают значение своего имени.
20%
80%
2. Только 15% из 100% считают, что могут назвать актуальные (модные) имена на сегодняшний день.
15%
85%
3. 75% опрошенных оппонентов считают свое имя актуальным, 25% его таковым не считают.
25%
75%
4. 90% опрошенных оппонентов сказали, что их имя часто встречается у других людей, всего 10% считают свое имя редким.
10%
90%
5. 95% сказали, что им нравится их имя, остальные 5% хотели бы иметь другое имя.
5%
95%
Вывод: исходя из ответов учащихся 7 «в» класса, можно сделать вывод, что
большинство опрошенных оппонентов знают значение своего имени, но большинство не могут назвать актуальные имена, хотя многие считают свое имя модным, большой процент также считают, что их имя часто встречается у других людей и лишь малы процент хотели бы свое имя изменить на другое.
Изготовление буклета.
Изготовление буклета потребовало от нас поэтапной работы
Допечатного, во время, которого мы подготовили эскиз, подобрали текст, подобрали цветные иллюстрации.
Выполнили макет с подбором цвета и расположения текста и картинок, и печати буклета цифровым методом, удобным при малом тираже;
Редакция содержания буклета;
Напечатали буклет на цветном принтере, используя формат бумаги А4.
Согнули буклет в нужном направлении.
Заключение
Итак, в результате проделанной работы мы пришли к выводу, что в каждое время существовала мода на имена. Мода на имена существовала всегда. Зачастую она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Причины возникновения модных имен: развитие науки и техники, традиции семьи, литературные пристрастия, политические события, музыкальные шлягеры и т.п.
В недавнем времени модными именами становились те, которые были забыты, отброшены как слишком простые или, наоборот, слишком вычурные. Феномен понятия популярные имена не изучен до конца, да и к тому же, весьма загадочен. Неизвестно, какое имя станет популярным в будущем, точно так же как неизвестно, какая песня станет хитом.
Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь, поэтому к выбору имени ребенка нужно подходить ответственно и не всегда следовать веяниям моды.
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.
Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
Список литературы:
Леви В. Л., О редких именах: как имя влияет на жизнь. – М, 2002
Петровский Н. А., Словарь русских личных имен. - М., 2000.
Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий. – М., 1975 г.
Словарь древнерусских личных собственных имен М. Н. Тупикова. - СПб., 1903
Суслова А.В. О русских именах. – Л.: Лениздат, 1991.
Успенский Л.В. Ты и твоё имя. – М., 1960 г.
Устный лингвистический журнал «Что в имени тебе моем?..» // Русский язык в школе, 2006, № 1
Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2002.
Интернет-источники
https://horoscopes.rambler.ru/
https://boooh.ru/harakter-po-imeni/
https://russian7.ru/post/russkie-imena-kakie-analogi-u-nikh-est/
https://magistika.com/article/kak-bukvy-imeni-cheloveka-vliyayut-na-ego-sudbu-510
https://kakzovut.ru/sovremennye-imena.html
Приложение 1
Звуковая теория имен.
Имя представляет собой набор звуков разной высоты и тембра. Разные имена — разные наборы звуков, неодинаковые для мозга звуковые раздражители. А разные раздражители, как известно, приводят в возбуждение разные структуры мозга.
Значения букв в имени:
А - символ начала и желание что-то начать и осуществить, жажда физического и духовного комфорта.
Б - душевный романтизм, постоянство, прочность, пробивные способности, стремление финансово обеспечить свою жизнь.
В - коммуникабельность, связь с жизнью, единение с природой. Творческая личность, устремленная в будущее.
Г - стремление к знанию, ввод в скрытую тайну, умение все понять в неразрывной связи с жизнью, внимание к деталям и потребность все делать добросовестно.
Д - размышление, обдумывание перед началом дела, ориентация на семью, готовность помочь, иногда капризность. Часто - способности экстрасенса.
Е - потребность к самовыражению, обмену идеями, склонность выступать в роли посредника, проницательность благодаря умению входить в мир тайных сил. Возможна болтливость.
Ё - энергичность самовыражения, эмоциональность. Человеку не всегда удается сдержать свои страсти.
Ж - содержательный, не всем открываемый внутренний мир, желание как импульс к действию.
3 - круговая оборона "я" от внешнего мира, высокая интуиция, богатое воображение. Человек иногда занимает позиции страуса, прячущего голову в песок.
И - тонкая духовность, чувствительность, доброта, миролюбие. Внешне человек показывает практичность как ширму для сокрытия романтической мягкой натуры.
К - выносливость, происходящая от силы духа, умение хранить секреты, проницательность, жизненное кредо "все или ничего".
Л - тонкое восприятие красоты, артистические (художественные) таланты, стремление поделиться знаниями и ощущениями с партнером. Предупреждение своему владельцу не тратить жизнь впустую, найти свое истинное назначение.
М - заботливая личность, готовность помочь, возможна застенчивость. Одновременно предупреждение владельцу, что он - часть природы и не должен поддаваться искушению "тянуть одеяло на себя". Хищнически относясь к природе, владелец этой буквы вредит себе самому.
Н - знак протеста, внутренняя сила не принимать все подряд, без разбора, острый критический ум, интерес к здоровью. Усердный работник, но не переносит "мартышкиного труда".
О - глубокие чувства, умение обращаться с деньгами. Для полноты реализации, однако, человек должен понять свое предназначение. Присутствие этой буквы в имени показывает, что цель ему предуготована и нужно воспользоваться своей богатой интуицией, чтобы выделить ее из суеты существования.
П - богатство идеями, сложившиеся устойчивые мнения, забота о своем внешнем виде. Эта буква направляет ум человека к обобщениям, постижению действительности в ее целостности.
Р - способность не обманываться видимостью, а вникать в существо; самоуверенность, стремление действовать, храбрость. Увлекаясь, человек способен на глупый риск и иногда слишком догматичен в своих суждениях.
С - здравый смысл, стремление к прочному положению и материальной обеспеченности; в раздражении - властность и капризность. Человеку важно найти свой собственный путь в жизни.
Т - интуитивная, чувствительная, творческая личность, искатель правды, не всегда соразмеряющий желания и возможности. Символ креста - напоминание владельцу, что жизнь не бесконечна и не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, - действовать, используя каждую минуту эффективно.
У - активное воображение, великодушный сопереживающий человек, филантроп. Стремится подняться на высший духовный уровень. Одновременно напоминание владельцу не строить утопических планов и помнить, что не всякую правду можно оглашать на каждом перекрестке: в жизни существует непроизносимое!
Ф - потребность блистать, быть центром внимания, дружелюбие, оригинальность идей, на первый взгляд сумбурных, но содержащих весьма ценное зерно истины. Удовольствие делать людей счастливыми. Внутренняя противоречивость воззрения - причудливая каша всех философских систем. Способность приврать, пустить в дело якобы необходимую ложь с самыми лучшими намерениями.
Х - установка преуспеть в жизни собственными силами, завоевать авторитет, независимую позицию в жизни. Человек чувствителен к тому, что говорят о нем люди. Эта буква в имени напоминает о том, что ее владелец должен вести себя так, чтобы не нарушить ни одного закона морали.
Ц - лидер, не лишенный притязаний, заносчивости, самомнения, но спаянный с целым, с традициями, не способный существовать в одиночестве.
Ч - часть, чувствующая себя неразрывной принадлежностью целого. Дочь льнет к матери, ночь - к суткам. "Прочь" - отделение части от целого, не упуская ее из виду.
Ш - внимательность к жизни, способность по малейшему намеку, шепоту, шороху оценивать ситуацию. Скромность и умение устраивать свои дела по-тихому. Развитое чувство юмора.
Щ - великодушие, щедрость, способность к проникновению, расширению, устремление вперед, движущая сила.
Ъ - мягкость натуры, умение сглаживать острые углы отношений. Опасность стать рабом волевого партнера.
Ы - чувство сопричастности, практическая сметка, тяготение к материализму, приземленность духа.
Ь - способность классифицировать, разделять, раскладывать по полочкам.
Э - умение видеть подоплеку событий, изнанку людей, хорошее владение языком в устной речи и на письме. Любопытство, иногда чрезмерное, пронырливость. Стремление показать свою принадлежность к "хорошему обществу".
Ю - стремление к истине, идеалы всеобщего равенства и братства, способность к самопожертвованию и одновременно к жестоким поступкам, якобы диктующимся высшими соображениями.
Я - чувство собственного достоинства, желание добиться уважения и любви окружения и способность их получить.
Приложение 2
Значение имен моих одноклассников.
Имена девочек класса
Алексакндра – имя означает «мужественная» или «защитница».
Виолетта – имя означает «фиалковый цвет» или просто «фиалка».
Галина – имя означает «спокойствие», «тишина», «безмятежность», «морская гладь».
Дарина - имя означает «подаренная» или «победительница».
Кристина – имя означает «последовательница Христа».
Мария – имя означает «желанная», «горькая», «безмятежная».
Полина - имя означает «солнечная», «посвященная Аполлону»
Софья - имя означает «мудрая», «премудрая», «мудрость», «знание».
Имена мальчиков класса
Адам - имя означает «сын Божий» или «человек».
Александр - имя означает «алекс» - «защищать» и «андрос» – «мужчина».
Арсений - имя означает «решительный», «отважный», «мужественный», «сильный», «зрелый».
Бронислав - имя означает «славный в защите» или «защитник».
Данил - имя означает «судья мне Бог», «суд Божий», «Бог – судья».
Дмитрий - имя означает «посвященный» или «принадлежащий» Деметре(богине плодородия).
Максим - имя означает «величественный», «большой», «величайший».
Мехрубон - имя означает «ласковый», «нежный», «приветливый».
Мустафо - имя означает «избранник».
Никита - имя означает «победитель», «победоносный».
Павел - имя означает «маленький», «младший», «незначительный», «малыш», «скромный».
Семен - имя означает «слушающий», «услышанный Богом».
Степан - имя означает «корона», «венок», «венец», «диадема».