Применение современных форм и методов обучения в работе со школьниками

4
0
Материал опубликован 11 September 2020 в группе

Применение современных форм и методов обучения в работе со школьниками


Курганова Ирина Александровна,

учитель математики МБОУ «СОШ №25»

г. Абакан, Республика Хакасия


В современном мире быстро меняются социально-экономические условия общества, влекущие за собой ряд инновационных процессов. Все это непосредственно отражается на системе образования. Если меняется социальный заказ общества, то необходимы качественные изменения в сфере образования. Все больше работодателей ходят видеть при устройстве на работу такие качества как: ответственность, целеустремленность, общительность, мобильность, творческое, сознательное, самостоятельное определение своей деятельности, саморегулирование [1]. А самым необходимым является способность к обучению. Именно это качество позволяет работодателю экономить время на поиск нужного работника. Специалист проходит переподготовку или курсы повышения квалификации, что существенно сохраняет временные ресурсы.

Исходя из этого, на первый план задач образования выходит создание всех условий для развития учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся школ и вузов.

Введение и дополнение новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования приводит к тому, что уже становится недостаточно ранее известных форм и методов обучения. Некоторые из них просто совершенствуются и адаптируются к новым условиям и потребностям. Появляются и совершенно новые методы обучения.

Может возникнуть простой вопрос: почему же методы и технологии известные в обучении ранее сейчас либо трудно применить, либо их применение не приносит никакого эффекта?

Ответ прост. Все дело в поколении детей, которые родились в эпоху глобализации.

Это дети, которые никогда не видели мир без современных гатжетов и Интернета. Они родились и выросли в эпоху новых технологий и соцсетей. И порой уже в раннем возрасте разбираются в современных устройствах намного быстрее и лучше, чем мы, взрослые. При таком развитии общества классическая модель образования уже не подходит. Сегодня уже не удивишь ученика презентацией на уроке, не удержишь его внимание и не подтолкнешь к самообразованию, поиску информации. В этом случае не стоит ждать высоких результатов обучения от всех учащихся. Здесь же мы должны подумать и о способах контроля обучения.

Поставленная проблема вынуждает каждого педагога искать наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышении заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии [1].

Одними из таких педагогических технологий являются компьютерные, появившееся сравнительно недавно по отношению к другим. Они стали реальной частью нашей жизни, что образование уже нельзя представить без их использования. Компьютерные методики обучения становятся частью работы учителя и возможностью обучения учащихся

В условиях реализации требований ФГОС ООО одной из наиболее актуальных является информационно – коммуникационная технология.

Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет педагога в коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого педагога, развивающего свои профессиональные компетенции. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для педагога новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания [2].

Неизбежность применения именно информационно – коммуникационной технологии в обучении показали события весной 2020 года. Когда школы были вынуждены перейти на дистанционное обучение.

В крупных городах проблем не возникало с организацией, а вот в небольших появились трудности.

Одна из них заключалась в неготовности ресурса электронной школы к большому наплыву посетителей. Сайт не отвечал на запросы и выдавал ошибки.

Многие мои коллеги дублировали задания друг другу через мессенджеры, а уже классные руководители отправляли ученикам. Но и тут иногда возникали трудности. Например, не у всех детей была возможность открыть и прочитать документ MS Word (модель телефона была слишком старой); найденные видеоуроки в интернете не отражали необходимой информации и многое другое.

Для меня выход из этой ситуации был прост – наличие блога или сайта.

Возможности направления блога очень разнообразны. Он может иметь непосредственное отношение к предмету его деятельности: к уроку, секции, методике преподавания, классному руководству, подготовке учащихся к экзаменам, работе с родителями, коллегами и т.п.

Работа с блогом позволяет иначе организовать свое профессиональное пространство и время. Материал в Интернете размещается довольно быстро и легко. К тому же блог может быть групповым, т. е. созданным группой педагогов или единомышленников [3].

Размещен собственный блог на одной из бесплатных платформ для его создания – Blogger.com.

Для создания собственного блога и дальнейшей работы с ним можно использовать аккаунт, созданный на gmail.com.

Дальше всего несколько простых кликов и наш блог готов.

Необходимо войти в свой аккаунт, выбрать приложения и найти Blogger.

Настроить его можно по своему дизайну и желанию. Все параметры можно просматривать предварительно и только потом сохранять изменения.

Создан блог был в ноябре 2014 года. По началу, в своей работе пользовалась им достаточно редко. В нем размещались объявления о предстоящих олимпиадах и конкурсах, а также карточки, выдаваемые на дом.

Необходимость в постоянном ведении блога почувствовала только при переходе на дистанционное обучение. Он очень сильно пригодился в самом начале. Ученики знали о нем достаточно давно и проблем с поиском домашней и классной работ не возникло. Кроме того мною были загружены на Google диск фрагменты решения тех заданий, на которые важно было сделать акцент при изучении темы.

Сейчас блог понемногу наполняется полезным материалом и ссылками. Плюсом размещения карточек с заданиями можно считать огромную экономию бумаги на распечатывание. Для меня он стал настоящим помощником в работе. Могу в любое время размещать дополнительные задания, тренажеры и многое другое.

Идея создания тренажеров возникла спонтанно при работе с учеником, находящимся на надомном обучении.

Было замечено, что для него обычная работа в тетради порой становиться очень трудной. Вследствие этого пройденный материал усваивался плохо. Тогда возник вопрос: как разнообразить обучение с учетом его интересов? А интересны ему были компьютерные игры – симуляторы.

Для начала использовала задания с Учи.ру. В определенный момент стало не хватать заданий. Хотелось найти именно такой инструмент, чтобы он был полезен именно для закрепления и повторения материала.

Им стал для меня конструктор интерактивных заданий Learning Apps.

Он предназначен для поддержки процесса обучения с помощью интерактивных модулей (упражнений). При этом создавать интерактивные модули по готовым шаблонам может как учитель, так и учащийся.

Сервис имеет понятийный пользовательский интерфейс, предлагает регистрацию (кнопки Вход – Создать новый аккаунт) и представлен на 20 языках мира, в том числе и на русском. Для выбора нужного языка необходимо в правом верхнем углу страницы сайта выбрать пиктограмму с соответствующим флажком.

Сайт содержит галерею общедоступных интерактивных заданий, созданных пользователями ресурса. Все представленные в сервисе упражнения распределены по учебным предметам, что гораздо облегчает поиск нужного задания.

Разобраться с функционалом и навигацией сервиса очень просто. Для этого достаточно нажать кнопку «Все упражнения» в верхней части главной страницы, и перед вами откроется список упражнений, созданных и опубликованных другими пользователями.

Для создания и сохранения собственных заданий на сайте необходимо зарегистрироваться. После прохождения процесса регистрации становятся доступными шаблоны, которые помогают создать интерактивное упражнение. Шаблоны предлагаемых упражнений сгруппированы по функциональному признаку.

Создав задание, можно тут же опубликовать его или сохранить для личного пользования. Доступ к готовым ресурсам открыт и для незарегистрированных пользователей. Можно использовать задания, составленные коллегами, скопировав ссылку внизу задания из поля «Привязать» и вставив её на страницу своего личного сайта.

Созданные в данном сервисе работы можно опубликовать на страницах личного сайта (блога), «поделиться» ими в социальных сетях, отправить на них ссылку коллегам и учащимся по электронной почте.

Кроме того, можно создать аккаунты для своих учащихся и использовать свои ресурсы для проверки их знаний прямо на этом сайте.

Недостатков у данного интернет-ресурса практические нет. Кроме того, что работать с ним можно только в режиме онлайн [3].

Данный ресурс понравился разнообразием шаблонов, которые можно применить для составления задания. Оно может быть одним, а подача разная. Например, на зрительное и аудиальное восприятие.

В заключение, говоря о современных формах и методах обучения со школьниками, можно сказать, что любые из них в работе учителя содержат именно его какую-то «фишку». Нет такого, чтобы взять уже готовое и применять. Каждый из педагогов адаптирует к своим группам учащихся, добавляя свое, развивая или меняя какие-то элементы для повышения эффективности обучения.

Учить детей – это и самому учиться, идти в ногу со временем, особенно в век быстро развивающихся технологий.


Список использованной литературы:

 1. Зайцев В.С., Современные педагогические технологии: учебное пособие. – в 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012. – 411 с.

2. Современные педагогические технологии [Электронный ресурс] – https://kp-muk1.edu.yar.ru/metodicheskie_rekomendatsii/sovremennie_pedagogicheskie_tehnologii.html

3. Тимошкина В.Н., Интернет - сервисы в работе педагога: монография. – Ульяновск: Зебра, 2019. – 102 с. 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации