Современные информационно-педагогические технологии как фактор повышения профессиональной компетенции преподавателя
Современные информационно-педагогические технологии как фактор повышения профессиональной компетенции преподавателя
Современные реалии диктуют необходимость внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности преподавателя, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых ИКТ, современный преподаватель: получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития; повышает качество образования.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе. Со всеми своими ресурсами ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения. Во второй половине 20 века, активно развивающиеся цифровые технологии предложили новый способ доступа и получения информации, новые виды коммуникации – электронную почту, чаты, конференции.
ИКТ-компетентность преподавателя на современном этапе, понимается, как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере. Обладая ИКТ-компетентностью, преподаватель не только стремится к использованию ИКТ в своей работе, но и моделирует и конструирует свою информационно-образовательную деятельность.
На сегодняшний день у любого преподавателя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных средств ИКТ. Это банки данных, информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, дидактизированный материал, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний (тесты, зачеты, опросники и др.), форумы для общения и многое другое.
Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен информацией извне, процесс обучения принимает динамический характер. При этом учитель не только образовывает, воспитывает и развивает ученика, но с внедрением новых ИКТ он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Владея ИКТ, внедряя их в учебный процесс, преподаватель повышает качество образованияумножая при этом и свое профессиональное мастерство.
Развитие информационной культуры преподавателя, повышение его квалификации в области ИКТ, развитие информационно-образовательной среды являются приоритетными в деятельности современной системы образования.
Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:
- владеть основами работы на компьютере, в том числе уметь использовать информационно-образовательную среду;
- владеть мультимедийными информационными ресурсами, их программным обеспечением;
- владеть основами работы в Интернет.
Исследование информационной образовательной среды как средства обучения позволяет раскрыть совершенно неожиданные стороны новой структуры. И главным образом здесь необходимо отметить полифункциональный характер новообразования: обучающий, развивающий, вариативный, коммуникативный, диагностический, общекультурный, рефлексивный и др.
Нынешнее развитие информационных технологий позволяют педагогу использовать в процессе обучения не только печатные издания – книги, журналы, но и – мультимедиа ресурсы: аудио- и видеокассеты, электронные учебники и энциклопедии, записанные на CD-дисках или хранящиеся на образовательных серверах в Интернете.
Хочется отметить, что эффективность освоения и последующего использования ИКТ определяется, прежде всего, осознанием педагога того факта, что эти технологии являются средством развития обучаемых и его собственного профессионального развития. При этом важно, что развитие информационной культуры педагогов может осуществляться средствами современных технологий личностно-ориентированного образования. Использование данных технологий позволяет преподавателям как осваивать современные стратегии и приемы организации работы с образовательной информацией, так и развивать собственную информационную культуру.
В современной школе применение ИКТ является основным методом, повышающим у учащихся мотивацию обучения. Изучение биологии на вербальном уровне не создаёт правильного представления об изучаемых объектах и явлений. Поэтому главной задачей педагогов биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Информационные компьютерные технологии позволяют развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, умение самостоятельно приобретать знания, работать с различными источниками информации. При использовании новых информационных технологий улучшается качество знаний, повышается интерес к предмету. Учащийся становится активным участником образовательного процесса. При использовании мультимедиа технологий структура урока не меняется. В нём сохраняются все основные этапы, но увеличивается мотивация и познавательная активность. Их можно использовать для объявления темы урока, сопровождать объяснение, проводить самостоятельные, контрольные, лабораторные работы, осуществлять контроль знаний.
Применение компьютера позволяет организовать активную работу учащихся, так как занятия становятся более наглядными и интересными. При использовании компьютера в учебном процессе у учителя накапливается разнообразный дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборка задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями. Уроки с икт делают общения учитель – ученик более продуктивными, содержательными, индивидуальными.
Мультимедийная презентация является эффективной формой представления материала по биологии. Каждый слайд соответствует различным этапам урока. Их может создать любой учитель, имеющий доступ к компьютеру. Педагогу предоставляется возможность проявить индивидуальность, творчество.
На этапе объяснения, иллюстрации с дикторским сопровождением, придают эмоциональность, наглядность. Видеофрагменты, модели, 3D рисунки, создание пространственного рисунка, приближение, удаление объекта позволяет учителю выбрать необходимый фрагмент. Анимации короткие и сюжетные, показывающие динамику процесса, могут содержать подписи отдельных частей, иллюстрацию механизмов биологических процессов, сопровождаться текстом диктора. У учащихся улучшается восприятие за счёт использования неподвижных и подвижных иллюстраций, звукового сопровождения, анимации, видеофрагментов. Презентации используются для представления ученических проектов, выступлениях на конференциях, применяются для оформления результатов работ.
В современном мире, где количество информации стремительно увеличивается, необходимо быстро находить нужную информацию. Неоценимую помощь в этом оказывает Интернет. В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование, увеличивается число информационных ресурсов. Велико значение интернета для самообразования педагога и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Для учащихся интернет позволяет систематизировать информацию, выделять главное, предоставляет возможность дистанционного обучения, принять участие в дистанционных олимпиадах, конкурсных мероприятиях, углубить знания по предмету.
У учащихся активизируется познавательная деятельность, развивается активность, творческое мышление.
Так как многие биологические процессы отличаются сложностью, дети с образным мышлением не способны усвоить абстрактные обобщения. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Использование рисунков, схем, фотографий, диаграмм, графических иллюстраций позволяет улучшить понимание. Интерактивные модели имитируют биологические процессы, позволяют сформировать целостную картину. Интерактивные рисунки выделяют часть объекта при подведении курсора. В интерактивных заданиях заложен компьютерный контроль, имеется система подсказок.
Программные системы контроля знаний – тесты – быстрая, удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Компьютерное тестирование, разноуровневые контрольные работы дают возможность за короткий срок анализировать результат работы.
Электронные энциклопедии - это аналоги справочно-информационных изданий, словарей, справочников, энциклопедий. Но они обладают дополнительными свойствами и возможностями: удобная система поиска по ключевым словам и понятиям; удобная система навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты. Работа с электронными энциклопедиями позволяет быстро найти нужную информацию.
ИКТ предоставляет возможность проведение лабораторных практикумов при отсутствии оборудования, недостатке времени, при этом работа с натуральными объектами заменена на виртуальные модели. Можно использовать и системы виртуального эксперимента - это программные комплексы, позволяющие учащимся проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». Возможна обработка результатов эксперимента в виде графиков, схем, диаграмм. Открыв�ются большие возможности использования цифровых и компьютерных технологий при проведении исследовательских работ. Качественные цифровые фотографии, иллюстрирующие результаты исследований, сводные таблицы, возможность постоянного пополнения материала делает работу увлекательней и интересней.
Использование ИКТ в педагогической деятельности помогает сделать учебно-воспитательный процесс соответствующим передовым требованиям педагогической науки и объединить все лучшее классической педагогики с инновациями, отчего, в конечном счете, только выиграет ученик. Применение информационных технологий позволяет перейти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны.
Таким образом, активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества образования, повышению профессионального мастерства учителя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ghid. Биология. Методический гид для лицеев. Автор: Нина Бырназ. 2010.
2.Curriculum national. Биология. Куррикулум для 10-12 кл.2010.
3. Curriculum national. Биология. Куррикулум для гимназического образования 6-9 кл. 2010.
4. Ильина Т.С., Шилова О.Н. Опыт развития информационной культуры учителей средствами образовательных технологий // Развитие региональной образовательной информационной среды "РОИС-2006": Материалы межрегиональной научно-практической конференции (http://rois.loiro.ru) – Санкт-Петербург, 2006, с. 120-123
5,Кулик Е. Ю. Система формирования готовности учителей к конструированию информационной образовательной среды предметного обучения. Дис. канд. пед.наук: – М.: РГБ, 2005
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000, с.176
7. Урсова О.В. К вопросу о формировании и развитии ИКТ-компетентности учителя-предметника // Развитие региональной образовательной информационной среды "РОИС-2006": Материалы межрегиональной научно-практической конференции (http://rois.loiro.ru) – Санкт-Петербург, 2006, с. 51-53
АннотацияВладение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами как умение читать и писать.
Текст документа
ИКТ технологии обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами как умение читать и писать.
И у каждого учителя должен быть в распоряжении целый набор возможностей для применения в процессе обучения разнообразных средств ИКТ.
Основную информацию мы берем, конечно же, из Интернета. Это разнообразные банки данных, электронные учебные пособия, словари, справочники, презентации, программы, тесты, иллюстрации, видеофрагменты.
Мы публикуемся на различных сайтах, имеем свои, общаемся на форумах. Используя все это в своей работе мы, как учителя, приобретаем мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития.
Сейчас нет учителей, которые не умели бы владеть основами работы на компьютере; владеть мультимедийными информационными ресурсами, их программным обеспечением; владеть основами работы в Интернет.
В современной школе применение ИКТ является основным методом, повышающим у учащихся мотивацию обучения.
Использование ИКТ технологий позволяет организовать активную и интересную работу на уроках, так как они становятся более наглядными, красочными и запоминающимися.
С использованием ИКТ технологий у учителя накапливается разнообразный дидактический материал: контрольные, самостоятельные, проверочные работы, тесты, интерактивные тесты и модули, различная подборка задач, электронные учебники и т.д.
Использование различной техники, а именно компьютеров, мультимедийных проекторов, интерактивных досок облегчает подбор заданий для учащихся, снимает проблему нехватки учебных пособий, рабочих тетрадей, дидактических пособий, экономит время.С помощью компьютера происходит быстрое оценивание, а так же поиск пробелов в знаниях, с их последующей быстрой коррекцией. Уроки с икт делают общения учитель – ученик более продуктивными, содержательными, индивидуальным.
С внедрением ФГОС ИКТ технологии приобретают еще большее значение.
В метапредметном направлении мы не сможем обойтись без них, работая по таким понятиям как:
Первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации
Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
Нам учителям важно, что бы ученик работал активно, с интересом и увлечением, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки педагогов. Процесс информатизации образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагога, к его профессиональной компетентности.
Существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования к специалисту, должностные и функциональные обязанности педагога и т.д. А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным (компетентный [от лат. сompetentis – соответствующий, способный] – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области) и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики?
Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным? «Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся». «Профессиональная компетентность – это те компоненты, которые могут быть отнесены не столько к предметному содержанию, сколько к формируемым качествам личности: ответственности, творчеству, любознательности, настойчивости, стремлению к приобретению новых знаний, эстетическому восприятию действительности и, конечно, к высокой нравственности, без которой немыслим подлинный профессионал своего дела… «Эмбрионы» всех этих качеств должны присутствовать не только в структуре и содержании общего образования, но и в структуре грамотности». В свою очередь, «Профессионал – это специалист, который владеет нормами профессии, самостоятельно ставит профессиональные цели, по своей инициативе развивает способности, имеет высокий уровень мотивации и саморегуляции, умеет управлять своим состоянием». Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям. Повышение компетентности, профессионализма учителя – одно из важнейших условий повышения качества образования.
Профессиональная деятельность школьного учителя за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение профессионального уровня учителя, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационными и коммуникационными технологиями. Учитель сегодня должен обладать так называемой «двойной компетенцией», т. е. помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру, что, в свою очередь, требует изменения всего компонентного состава и структуры традиционной методической системы.
Формирование информационной культуры учителя – залог повышения уровня профессиональной компетенции, как фактора повышения качества образования. Уровень сформированности информационной культуры учителя определяется:
во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;
во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности;
в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в образовательной деятельности;
в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.
Конструирование урока с использованием новых информационных технологий и ресурсов Интернет требует от учителя высокой степени профессиональной компетентности, а именно (и, прежде всего) информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки, организационных и мобилизационных умений на этапе педагогической реализации.
Предполагается, что компетентность интегрирует в себе 3 аспекта — когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей). Это объясняется тем, что компетентный специалист является индивидуальностью, самостью, обладающей способностью осознавать и рефлектировать собственные ценности, сопоставлять, оценивать себя и иное, проектировать будущее.
Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности. На мой взгляд, центральное место в формировании информационной компетентности занимает информационная среда общеобразовательной школы.
Под информационной образовательной средой общеобразовательной школы понимается специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию новых информационных технологий в педагогическую систему школы с целью построения личностно- ориентированной педагогической системы. Информационная образовательная среда не может возникнуть стихийно. Ее формирование – это целенаправленный управленческий процесс.
В условиях развивающейся информационной образовательной среды школы осуществляется интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышается эффективность и качество процесса обучения за счет возможностей, предоставляемых информационной образовательной средой. Формирование информационно-образовательной среды школы на основе применения информационно-коммуникационных технологий является ключевым моментом в создании оптимальных условий для развития и саморазвития учителя, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.
Нельзя жить по старинке, нельзя мыслить и поступать как все.
Необходимо помнить, что жизнь – это вечное движение вперёд! И Учитель XXI века – это высококвалифицированный специалист, всегда готовый к любым жизненным переменам, в совершенстве владеющий разнообразными педагогическими технологиями, ну и, конечно, Человек с большой буквы!
Вспоминаются удивительные слова Галилео Галилея:
«Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе». А помогают сделать эти открытия учителя.