12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Четверикова1028
ФГБОУ ВПО «Дальневосточная государственная академия искусств», «Музыкально-инструментальное искусство»; ПП: «Методическая и организационная деятельность в профессиональной образовательной организации с учетом ФГОС», квалификация-Старший методист
Россия, Амурская обл., Благовещенск
5

Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетенции преподавателя художественной школы

Динамично меняющаяся современная отечественная действительность нуждается в неординарно мыслящих, творческих, активных людях, способных определять, формулировать перспективные новации, нестандартно решать поставленные задачи.

Заказ современного общества на формирование нового человека в системе этих требований тесно связан с уровнем профессиональной психолого-педагогической подготовки педагогических кадров. Формирование высокого профессионального уровня требует серьёзной мировоззренческой, теоретической, углубленной психолого-педагогической подготовки российского учителя.

Продуктивность сложного процесса профессионального формирования будущего педагога-учителя обусловлена, во-первых, поставленными целями и задачами воспитания учителя-новатора нашего времени, во-вторых, уровнем и характером профессиональных требований к себе и к процессу профессиональной педагогической самореализации.

Профессиональные качества педагога в значительной степени определяются  стремлением его как личности к получению новых знаний, способностью к росту, самообразованию. С этими свойствами связано совершенствование профессиональных знаний, культуры педагога. Они определяют личность педагога, его статус, способствуют формированию его как учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника, педагога-творца.

Непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, постоянство перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и многие другие – вот те основные принципы самообразования, задействованность которых в полную силу обуславливает эффективную самореализацию отечественного педагога.

Эти свойства, принципы и постоянная их реализация, являются основой качественной и эффективной педагогической деятельности, залогом востребованности педагога как специалиста. Чем больше знает и умеет учитель, тем больше знаний может получить ученик. Высококлассный специалист в значительной степени определяет имидж учебного заведения.

Поэтому самообразование является не просто одной из форм, но важнейшей формой повышения профессионального мастерства учителя-педагога. Более того, учитель в широком смысле, развитая личность является двигателем прогресса, основой развития цивилизации. 

Существуют различные формы самообразования. В них можно выделить общеобразовательные подходы, существовавшие изначально, общепринятые организационные формы повышения квалификации и новые формы, возникшие в условиях информационно-коммуникативных технологий.

К общеобразовательным формам относятся: изучение научной, научно-педагогической, учебной, художественной и иной литературы; посещение лекций, семинаров, конференций, музеев, выставок, театров, кино, концертов. Это то, что закладывает основы и развивает интеллектуальный потенциал педагога.  

К общепринятым организационным формам повышения квалификации относится курсовая подготовка в институтах повышения квалификации, которая через обсуждение новаций, постановку проблем, обмен опытом между коллегами способствует углублению в предмет, обостряет видение его специфики, теоретической и практической значимости.

К ним относится организация коллективных конкурсных занятий по самообразованию, которые в художественной школе в условиях творческой групповой работы над постановкой по рисунку или по живописи способствуют индивидуальному росту. По итогам проведения этих занятий, при участии администрации учебного заведения в руководстве этим процессом, может производиться оценка и установление конкурсных рейтинговых определений в адрес конкурсантов.

К новым формам, возникшим в условиях информационно-коммуникативных технологий, следует отнести:

– интернет, видео и аудио информацию, представленные в различных формах. Наряду с традиционными источниками самообразования они активно используются при проведении семинаров, конференций, курсов повышения квалификации, мастер-классов, мероприятий по обмену опытом.

– сетевые педагогические сообщества, формирование которых предоставляет широкие возможности для повышения квалификации и обмена опытом, осуществляемым между учителями-практиками.

Для этого возможно использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов, самостоятельное создание сетевого учебного содержания.

– получившие в наше время широкое распространение дистанционные олимпиады и конкурсы, конференции и семинары, персональные и групповые художественные выставки. Не ограниченный выбор тем по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам – вот, пожалуй, главное достоинство такой формы самообразования.

 – получение второй специальности (или второго высшего образования). Востребованность такой формы самообразования заключается в возможности выбора максимально индивидуального пути образования, так как большинство программ структурированы модульно: одни предполагают индивидуальный выбор, другие же обязательны для изучения.

Самообразование – целенаправленный, планируемый, непрерывный и самоконтролируемый процесс. Он предполагает целевую направленность, логическую последовательность, четкую взаимосвязь составляющих его этапов и подведение итогов на каждом этапе.

Приступая к самообразованию, педагог подвергает анализу свои профессиональные знания, выявляет затруднения, интересы, определяет цели, задачи, способы их решения и последовательность своих действий. Здесь выстраивается концептуальная система самостоятельной теоретической и методической работы по теме самообразования, направленного на углубление и совершенствование профессиональных знаний.

Целеполагание самообразования в педагогической деятельности, рост профессионального мастерства учителя, обусловлены, прежде всего, необходимостью совершенствования работы с обучающимися детьми. Любая деятельность утрачивает смысл, если она бесцельна. Высоконравственная же цель возвеличивает деятельность человека. Такой высоконравственной деятельностью является учительское служенье в целом, в отечественной художественной педагогике, в частности. С постановки цели начинается самообразование.

Достижение цели – совершенствования профессиональных знаний, получение качественно нового продукта связано с планированием этой работы. В личном плане самообразования преподавателя обязательно должны быть позиции, характеризующие содержание работы, её результаты и конкретные сроки их достижения.

Тематика, круг вопросов, теоретических проблем, определяемых в качестве содержания самообразования, может варьироваться в зависимости от индивидуального опыта и профессионального мастерства педагога. Однако важно, чтобы она была связана с прогнозируемым результатом и предполагала новаторские устремления.

В круг анализируемых и изучаемых тем могут входить как общие задачи образовательного учреждения, так и проблемы, которые вызывают затруднение у педагога. Темы так же могут быть и информационного накопительного характера, предполагающие накопление новых знаний. Они могут быть полезны при организации практической самоподготовки педагога к проведению дополнительных творческих занятий для преподавателей, например, по рисунку, или живописи.

В процессе углубления и совершенствования знаний, его можно назвать обучающим этапом, производится отбор научной, психолого-педагогической и методической литературы по выбранной теме и изучение, осмысление её. Этот этап включает в себя знакомство с педагогическими новациями в городе, регионе, стране, изучение педагогического опыта, анализ его и применимость в условиях работы педагога. Целесообразной является организация коллективного обсуждения с коллегами и прочитанной литературы, и изученного опыта.

Важнейшую роль играет этап подведения итогов, отчетов, самодиагностики. Они позволяют получить удовлетворение от проделанной работы, оценить её и сформировать определенный эмоциональный настрой на дальнейшую самостоятельную работу. Главный отчет педагог дает себе.

Внешними формами отчета о самообразовании являются отчеты на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, выставок, мастер-классов для коллег. Образной и наиболее результативной формой итогового отчета по самообразованию в художественной педагогике является выставка. В нашей художественной школе есть прекрасный выставочный зал, который позволяет организовывать выставки работ и преподавателей, и обучающихся.

Следующий этап можно назвать практическим, этап внедрения результатов самообразовательной деятельности в учебный процесс. Формы его различны. Это и написание статей, и повышение качества преподавания предмета, и разработка методических пособий, дидактического материала, тестов, программ и др. материалов.   

Это внедрение новых форм, методов и приемов обучения, выработка методических рекомендаций по применению новых технологий, разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям, проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, выставок, обобщение, анализ выставочных произведений.

Высокопрофессиональное преподавание предмета, качественно организованный педагогом учебно-воспитательный процесс, использование многообразных форм учебной деятельности – все это является показателем эффективности педагогического самообразования.

Во всей этой работе педагог, обогащенный новыми профессиональными и общекультурными знаниями, изученным опытом, сложившимся в стране, накопленным теоретическим и эмпирическим материалом, используя свой опыт, выступает истинным учителем, не назидателем, а творцом знаний и умений.


Литература:

  1. Белозерцев Е.П.Педагогика профессионального образования [Текст] / Е.П. Белозерцев,  А.Д. Гонеев , А.Г. Пашков и др. - М.: Академия, 2008. -  368 с.

 2. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога [Текст] / Л.М.Митина, Г.В.Митин, О.А.Анисимова. - М.: Academia, 2005. - 352 с.

 3. Мошнина Р.Ш. Учитель в зеркале стандарта [Текст] / Р.Ш. Мошнина // Начальная школа. - 2009. - № 17.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов,  Н.Ю. Шведова Н.Ю. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.


Опубликовано в группе «Методическая копилка(транслируем опыт и делимся разработками)»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.