Публикация «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя»

8
1
Материал опубликован 20 May 2021 в группе

q1621513514.jpg
Использование информационно-коммуникативных технологий в раб

В современном обществе большое внимание уделяется инновациям. Без внедрения инноваций не развивается ни одна наука, в том числе и музыкальное образование.

Учитывая специфику музыкального образования, следует сделать акцент на том факте, что обучение носит персонифицированный характер, поэтому процесс разработки и внедрения инновационных технологий усложняется, так как новые техники должны удовлетворять потребностям обучающихся. Не допускаются применения инноваций без учета индивидуальных способностей личности ребенка. Также следует отметить, что музыкальный руководитель должен в рамках занятия реализовать не только учебно-воспитательную функцию, но и сыграть роль консультанта, психолога и наставника. Он должен способствовать всестороннему развитию личности и формировать целостность характера, закладывая нравственные основы воспитания. Это требует от специалистов постоянного самосовершенствования и участия в жизни своих воспитанников. Современный педагог должен говорить с воспитанниками на одном языке, понимать их и быть в курсе последних тенденций, происходящих в обществе. Именно эти познания с профессиональным опытом должны стать основой в создании инновационных методов и техник обучения.

Существует несколько классификаций инноваций, но для сферы музыкального образования первоочередное значение имеют инновации в методическом обеспечении образовательного процесса.

Методические инновации – это инновации в области методики обучения, воспитания и преподавания. Этот тип инновации доминирует в частных методиках и позволяет адаптировать данные инновации под личностные особенности воспитанника. В учреждения образования обучаются дети с разными базовыми способностями: это память, слух и чувство ритма. Обучающиеся со своими способностями классифицируются на одаренных, талантливых, способных и обучающихся со средними музыкальными способностями. В первую очередь инновационные методические программы нужны для детей со средними музыкальными способностями, так как именно они больше всего нуждаются в инновациях с целью всестороннего овладения музыкальными знаниями. Перед обучающимися со средними музыкальными способностями не ставится задача профессиональной ориентации дальнейшего музыкального образования. В работе с этой группой обучающихся учителю следует использовать такие возможности, методы и способы обучения, порой не лишенные экспериментирования, чтобы они были понятны и пробудили интерес к музыке, творчеству, а значит к учебному процессу. Не все обучающиеся, обладая средними музыкальными данными способны к усвоению исполнительских навыков в полном объеме, но при гибкой корректировке программы, введению новых тем музыкального развития, обучающиеся могут успешно учиться, художественно развиваться и стать хорошо подготовленными слушателями музыки или участниками творческих коллективов. Не в меньшей степени использование передовых педагогических технологий требуется у педагога в работе с одаренными талантливыми обучающимися. Как правило, это группа обучающихся с прекрасными природными данными, стремящиеся к знаниям, творчеству, личностному росту, публичным выступлениям, являющиеся лицом школы и в будущем желающие профилироваться по музыкальным дисциплинам. Неоценимую помощь в осуществлении этих задач с целью обеспечения оптимизации учебного процесса, повышения качества образования должны принести инновационные технологии. Их введение может корректировать содержание учебно-образовательных программ. Для таких обучающихся составляется индивидуальная учебно-образовательная программа с повышенной сложностью учебного материала, с ускоренными темпами его освоения и гибким контролем оценивания результатов. Главным достоинством индивидуального обучения в целом является то, что оно адаптировано к особенностям каждого обучающегося. Ученик имеет возможность работать более продуктивно и на результат, что гарантирует успех в обучении. Также успех обеспечивает умение педагога пробудить интерес к музыкальному материалу, организовать совместную познавательную творческую деятельность обучающемуся, помочь развить личностные потенциальные возможности. Возникает необходимость создания новых учебно-образовательных программ в системе образования и разработки нового методического обеспечения. Эти программы должны стать многофункциональными, более гибкими, лояльными для детей с разными музыкальными способностями, позволяющими музыкальному руководителю корректировать ход учебного процесса в зависимости от уровня подготовки.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов), она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке.

Основная и важнейшая цель музыкального обучения – это развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, — пишет известный австрийский композитор и педагог К.Орф в своём методическом пособии, названном «Шульверком», — задача педагога — воспитать в нём творческое начало, творческое мышление.

Музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности. Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе! ». Ещё в древние времена педагогам было известно, какие огромные возможности воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в интеграции различных видов художественной деятельности. Вдумайтесь, ещё Платон говорил: «Воспитание музыкой надо считать самым главным». Ритм и гармония глубоко внедряются в душу, овладевают её и наполняют её красотою и делают тело человека прекрасно мыслящим. Он будет с радостью восхищаться прекрасным и воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой ритм. Игровое творческое развитие ребёнка, его природные и музыкальные способности к творческому самовыражению – вот главная наша цель для дальнейшей самореализации его в жизни.

Современный метод моделирования музыкального языка и он позволяет в доступной форме показать и дать возможность почувствовать воспитанникам особенности выразительных средств музыки и их отношения. Отношения могут быть: звуковысотные, темповые, динамические, ритмические, вокальные с использованием звуковых жестов: прихлопов, притопов.

Хотелось бы отметить что, педагог не только направляет учебный процесс, он живёт на занятиях вместе с детьми, помогает и радуется их начинаниям. Это называется педагогика сотрудничества, при которой нужно найти правильную эмоциональную волну, в которой будет комфортно и педагогу и воспитаннику. При этом дети не будут чувствовать страх, дискомфортность, скованность, а наоборот - будут весёлые и раскованные.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это: коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

развития коммуникативных навыков,

работы над ощущением формы,

развития двигательной координации,

развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые) Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые) Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации.

Пальчиковые игры

развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

«предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);

повышают общий уровень организации ребёнка.

направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений. «Хор рук» Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров».

Данная форма направлена на развитие

координационной свободы движения,

чувства ритма,

внимания,

ансамблевой слаженности,

способности к двигательной импровизации. Ритмодекламация под музыку Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться. Что он сможет правильно и выразительно петь. Ритм, заложенный в словах и фразах, очень легко усваивается детьми: притопывается, прихлопывается, переносится на музыкальные инструменты. Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами не только развивает чувство ритма, хорошую артикуляцию, но также вводит детей в мир динамических оттенков и тембрового разнообразия. Самое главное это то, что дети незаметно для себя заучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и выражением.

Игры звуками

В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:

звучащие жесты и музыка моего тела. ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ - это первые инструменты, которые всегда под рукой, инструменты, которые позволяют нам организовать музицирование при отсутствии каких – либо музыкальных инструментов рядом. ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ – это игры со своим телом, на поверхности своего тела. А вот игры с голосом – это игры, когда мы начинаем использовать в речевых играх анатомические звуки, это известный приём, который помогает детям представить звучание окружающего вас мира вокруг.

шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума. Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.

Элементарное музицирование

В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Общение детей с примарными инструментами развивает:

музыкальность,

тембровый слух,

тонкость восприятия,

ассоциативность,

художественность.

Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра), которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния. Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;

дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;

музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи». Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). Как известно, особый ребёнок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых танцах-играх дети получают радость оттого, что у них всё получается, от возможности себя выразить. Это даёт прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.

Мы приходим к выводу: инновационные технологии в музыкальном образовании позволяют более полно раскрыть возможности музыкального руководителя и способности обучающегося, делать образовательный процесс более гуманным и личностно-ориентированным. В целом процесс обучения становится более творческим, развивающим инициативу обучающегося и направленным на саморазвитие и самообразование личности.

ЛИТЕРАТУРА:

Баренбойм Л.А. «Система музыкального воспитания К. Орфа». М.-Л. 1970г.

Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников. Боровик Т. А. «Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель». – М. ООО Издательский дом « Воспитание дошкольника» 2004г. №1с.9-25, №2с.18- 33, № 4 с. 29-41, №5 с. 23-28. № 6с. 9-14.

Буренина А.И. «Коммуникативные танцы – игры для детей»-С-П. Ленинградский областной институт развития образования.2004г.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». – М: Просвещение. 1983г.

Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный ресурс!

20 May 2021

Похожие публикации