Музыкально-дидактические игры с использованием информационно-коммуникативных технологий
Музыкально-дидактические игры с использованием информационно-коммуникативных технологий
Теоретическая часть:
Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И не потому, что изменилась природа самого ребенка, принципиально изменилась жизнь, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
Мы считаем, что современное образование станет продуктивным только тогда, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого и педагоги должны быть современными — разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей. Создать такие условия, в которых ребенок научится сотрудничать с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявлять познавательную инициативу, удовлетворять собственное любопытство, развивать воображение и творческие способности. Другими словами, удовлетворит свою потребность к самореализации, проявлению своей деятельной натуры.
И только тогда мы сможем воспитать эмоционально-отзывчивого, физически развитого, активного, любознательного и общительного ребёнка в соответствии с федеральным стандартом. В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в системе дошкольного образования возникли изменения.
Занятия как основная форма обучения уходят на второй план. Музыкальному руководителю необходимо обеспечить музыкальное развитие детей. Планируется, что все обучение будет строиться на основе интеграции различных видов детской деятельности (продуктивной, двигательной, игровой) .
Сегодня, я с вами хочу поделиться своим опытом как можно на музыкальном занятии, с помощью дидактических игр .
Итак, давайте начнем.
Музыкально-дидактическая игра
«В лесу»
Цели и задачи: Развивать звуковысотный и тембровый слух .
Ход игры.
«Дети, посмотрите, какой красивый лес,— говорит воспитатель.— Здесь березки, елочки. Мальчик Ваня пришел в лес . А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Ване отгадать, кто там сидит. Послушайте музыку и отгадайте». На фортепиано или в грамзаписи исполняются знакомые детям мелодии.(«Зайка»Т.Попатенко,«Медведь»Р.Рустамова,«Мышка»Р. Раухвер- гера. ) Если ответ правильный, из-за дерева выглядывает фигурка животного.
Знакомство с нотной грамотой
Цели и задачи:
- Дать основные знания об элементарных понятиях музыкального языка (знакомство с нотами, нотным станом, скрипичным ключом)
- Развивать звуковысотный слух дошкольников (петь гамму до-мажор).
- Обучить игре гаммы до-мажор на металлофоне.
Оборудование: фортепиано, экран, проектор, презентация: «Знакомство с нотами», металлофоны, стихотворение про ноты.
Ход:
М.р.: Вы знаете, что художник рисует красками что… ( картины).
Поэт пишет что … (стихи). А композитор сочиняет -…. (музыку).
Но, чтобы ее записать, нужны знаки, которые называются нотами.
С ними я и хочу вас познакомить.
Живут ноты в 5-ти этажном домике. Вот он, посмотрите.
(Показ слайда - нотоносец, появляется поочередно с нижней линейки) он называется нотоносец.
Открывает этот дом скрипичный ключ.(показ слайда- скрипичный ключ)
У каждой нотки есть имя и свой звук. Чем выше на линеечке живет нотка, тем выше ее звук.
Ну что ,начнем знакомство с нотками ?
Вот первая нота послушайте и посмотрите «До» (Поет и играет на металлофоне). Попробуйте ее спеть и сыграть (Напомнить как держать палочку)
М.Р.: Нотка «ДО» , где ты живешь, где ты песенки поешь?
-Здесь на меленькой скамейке, на добавочной линейке.(Показ слайда -«До»)
М.Р.: Следующая нотка «РЕ» ( играет и поет , затем все вместе).
«РЕ» боится высоты –
Слабенькие нервы,
Потому живёт она
Под линейкой первой.( Показ слайда -«Ре»)
М.Р.: Третья нотка «МИ» ( играет и поет , затем все вместе).
М.Р.: Нота «ми» залезла выше,
На линейку села, тише. .( Показ слайда -«Ми»)
М.Р.Между первой и второй
«ФА» глядит в окошко. .( Показ слайда -« фа»)
Между первой и второй
Тесно ей немножко.
М.Р.: ( играет и поет , затем все вместе).
( Показ слайда -« соль»)
М.Р.: На второй линейке «соль»
С нотой «фа» встречается.
Если скажешь «фа» и «соль» ,получается фасоль.
Слово получается.
М.Р.: ( играет и поет , затем все вместе).
М.Р.: -А вы меня заметили?-
Спросила нота «ля» .( Показ слайда -«Ля»)
-между второй и третьей
Сижу удобно я.
М.Р.: ( играет и поет , затем все вместе).
М.Р.: А на линейке третьей «си» .( Показ слайда -«Си»)
На самой серединке.
Споет, когда не попроси,
Так звонко, без запинки.
М.Р.: ( играет и поет , затем все вместе).
М.Р.: Все нотки отдыхают на линейках.
Тонких лесенках- скамейках.
А уж если запоют ,
Всю округу созовут.
Давайте попробуем спеть все нотки, по - порядку снизу-вверх и сверху- вниз.
Поют гамму до-мажор вверх и вниз и играют на металлофонах.
Вот мы с вами и познакомились с нотами.
Музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент»
Цели и задачи:
1. Знать название народных музыкальных инструментов: балалайка, курай , гармонь ,кубыз, профессии музыкантов.
2. Различать инструменты по тембру звучания.
3. Собирать пазлы.
Оборудование: разрезные пазлы с музыкальными инструментами, презентация «Музыкальные инструменты»
Ход
Музыкальный руководитель:
Отгадай загадку,
Маленький мой друг,
Где живет, по-твоему,
Музыкальный звук?
Может в крике чайки,
В клетке у орла?
Или в трубном зове
Доброго слона? ( Ответ)
Музыкальный руководитель: Правильно, музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах . Сейчас мы поиграем в игру « Угадай инструмент».
Звучат поочередно музыкальные инструменты: балалайка, курай , гармонь ,кубыз, дети называют инструменты, какого народа, профессию музыканта, играющего на инструменте. (Звучит музыка. На экране появляются сначала инструменты, затем музыканты в национальной одежде). Дети выкладывают пазлы с картинками муз. инструментов..
Однако, к использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении педагогам необходимо подходить творчески, не злоупотребляя и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования, поэтому, кроме использования ИКТ и мультимедийного сопровождения дидактических игр, я использую и другие средства, например, ковролинограф, магнитные доски, фланелеграф для организации дидактических игр.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 «Сказка» комбинированного вида
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Музыкально-дидактические игры с использованием информационно-коммуникативных технологий
Подготовил: музыкальный руководитель
Валтышева Наталья Вадимовна
Дата: 29.01.20019г.