Статья «Современные компетенции на уроках технологии»

4
0
Материал опубликован 20 February 2021

Навыки и компетенции 21 века на уроках технологии.

В 2011 г. Институт будущего (The Institute for the Future, Palo Alto, USA), специализирующийся на прогнозировании, опубликовал доклад «Профессиональные навыки будущего 2020» (Future Work Skills 2020 Summary Map, 2011), в котором была представлена так называемая Карта профессиональных навыков будущего.

Что же такое компетенция? В отличие от компетентности, компетенция - это знания и умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.

Применительно к процессу обучения школьников можно выделить главные навыки и компетенции:

Внимательное чтение

Самостоятельный поиск информации

Навык презентации информации и результатов работы

Навык проектной работы

Навык сотрудничества

Командная работа и решение проблемных ситуаций

Творческое мышление

Умение публичного выступления

Приобретение компетенций основывается на освоении знаний, умений и навыков.

Выделяют следующие ключевые знания, приобретаемые на уроках технологии:

1. Практические знания – это форма технических знаний, в которых главное внимание уделяется действиям человека в процессе производства продукта.

2. Конструктивно-технические знания – это знания о конструктивно-технических элементах производственных средств, обеспечивающих взаимодействие рабочего инструмента и предметов труда в рамках определенной технологии.

3. Материаловедческие знания – это знания о получении и свойствах материалов, используемых для изготовления орудий труда и материальных ценностей.

4. Технологические знания раскрывают сущность разных актов преобразования предмета труда, выраженных в виде технологических операций.

Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике. Под умением понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Выделяют трудовые, профессиональные, общетехнические, политехнические, операционные, тактические и стратегические умения. В свою очередь, новое умение формируется на основе накопленных человеком в предшествующем опыте знаний и навыков.

Главной задачей предмета «Технология» является подготовка учащихся к трудовой жизни в условиях технологического этапа НТР. Это означает, в частности, научить школьников решению выявленных и осознанных ими реально существующих технологических задач окружающего мира.

Сознательность и активность – важнейшие факторы для успешного приобретения компетенций. Сознательность - антипод формализма в обучении. Последнее означает простое запоминание учащимися определенных технических понятий, описаний технических явлений и процессов вне связи с другими понятиями и представлениями, без умения оперировать ими и применять на практике.

Активность тесно связана с развитием самостоятельности учащихся в учебной и трудовой деятельности.

Главным средством реализации принципа сознательности и активности в обучении технологии является формирование у учащихся мотивов учения. Если у учащегося нет стремления, нет желания, нет интереса выполнять ту или иную учебно-трудовую задачу, то ни о какой его активности в учебной работе нельзя говорить. Если учащийся не понимает, для чего ему нужны приобретаемые знания и умения, то о какой сознательности в овладении этими знаниями и умениями может идти речь?

Для реализации принципов сознательности и активности на уроках технологии хорошо себя зарекомендовала «Сингапурская технология обучения», которая позволяет разнообразить формы и средства, повышающие и стимулирующие любую, в том числе и творческую активность учащихся. Приведем в пример следующий прием сингапурской методики: коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микро-группы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.

Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность учителю необходимо:

связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и

содержательной характеристикой;

планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы и проектно-исследовательских методов.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.