Занятие «Современные музыкальные профессии и музыкальные профессии Древней Руси»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
"Школа № 1174"
(ГБОУ Школа № 1174)
_______________________________________________________________________________________
117216, г. Москва, ул. Феодосийская, д. 11А Тел. (495) 712-03-45, E-mail: info@school1174.ru
Конспект музыкально-темастичского досуга на тему: «Современные музыкальные профессии и музыкальные профессии Древней Руси»
для детей старшего дошкольного возраста.
(Презентация в приложении 1)
Музыкальный руководитель:
Девлетова Г.И.
Москва 2018
Цель. Расширять музыкальный кругозор: формировать представления дошкольников о различных профессиях в музыкальной среде (певец, исполнитель-инструменталист, дирижёр, композитор, учитель музыки).
Задачи:
Развивать память, творческое воображение, выразительность и эмоциональность исполнения знакомых песен.
Расширять словарный запас.
Воспитывать культуру слушателя.
Вызвать эмоциональный отклик и чувство радости.
Материалы, оборудование к занятию: мультимедиа проектор, презентация, музыка для игр.
Ход мероприятия
Слайд №1- заставка Ребята, сегодня мы познакомимся с современными музыкальными профессиями, а также с музыкальными профессиями древней Руси.
Слайд №2 Музыкант - это человек, который может играть на музыкальном инструменте, петь. Есть много музыкальных профессий.
Слайды №3,4 Например, профессия – вокалист. Это певец или артист хора.
Основной инструмент певца - это его голос. Певец (певица) – исполняет песни, арии, романсы, хоровые произведения.
Слайды №5-13 Певцы работают в разных музыкальных жанрах. Есть оперный певец, эстрадный, или рок-певец. Певец, который поет в церкви, называется - певчий, а певец в хоре – хорист.
Давайте послушаем исполнение певцов в разных жанрах. (слайды 6, 8, 10, 12)
Слайды №14-22 Следующая музыкальная профессия – инструменталист или исполнитель, например: пианист, скрипач, флейтист, аккордеонист, трубач и т.д. Название профессии исполнителя зависит от инструмента, на котором он играет.
Послушайте исполнение инструменталистов.(слайды 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22)
Давайте мы сейчас с вами поиграем в игру «Музыканты»
(Под звучание музыки дети, имитируют игру на различных музыкальных инструментах.)
Слайд №23 Еще есть такая интересная музыкальная профессия - композитор. Это создатель музыки. Композитор записывает музыку при помощи нот. Чтобы исполнители могли прочитать её и исполнить.
Слайд №24 Следующая музыкальная профессия – дирижёр, руководитель хора или оркестра. Музыканты беспрекословно слушаются своего руководителя – дирижёра.
Сейчас вы видите дирижёра, а еще его называют хормейстером. Участники хора внимательно смотрят на губы своего руководителя. Потому что хормейстер губами обычно показывает, как надо петь.
А это дирижёр оркестра. У него в руках дирижерская палочка. Оркестранты под управлением дирижёра играют слаженно.
А сейчас мы поиграем с вами в игру «Дирижер»
(Под любую музыку дети изображают дирижера)
Слайд №25 Есть ещё одна прекрасная профессия в музыкальном мире - учитель музыки, который обучает детей нотной грамоте, игре на музыкальном инструменте, слушать, понимать и любить музыку.
Слайд №26 Ребята, мы познакомились с современными музыкальными профессиями. А знаете ли вы, какие были музыкальные профессии в России в древние времена?
Русский народ всегда славился своей музыкальностью, песня сопровождала человека от рождения до смерти. Она звучала во время военных походов, пиров, на охоте, а также в повседневной жизни. Поэтому существует много разных музыкальных жанров в русской музыке - это былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни. А музыкантов, которые пели песни и играли на музыкальных инструментах, называли сказителями, скоморохами, гуслярами.
Слайды №27-31 Скоморохи — это любимцы князей и простого народа — были талантливыми артистами — певцами и танцорами, фокусниками, акробатами и дрессировщиками. Они бродили по городам, развлекали народ песнями, плясками и прибаутками, они были главными участниками народных праздников. А так же они были знахарями (могли лечить людей или дать добрый совет).
Слайд №32 Певцы-сказители исполняли былины, в которых воспевали боевые подвиги князей и дружин. Например, в древние времена жил известный сказитель Баян (в честь него и назван музыкальный инструмент – баян), а еще был известный гусляр Садко.
Бая́н, — легендарный древнерусский певец-сказитель. Впервые его имя упоминается в древнерусском литературном произведении «Слове о полку Игореве». Он был придворным певцом русских князей, сочинял в честь них хвалебные песни и сам же и исполнял свои песни, аккомпанируя себе на струнном инструменте вроде гусель.
Слайд №33 А сейчас, ребята, я вам расскажу Былину «Садко». В этой былине сказ идет о новгородском купце Садко Сытиниче.
Слайд №34 Садко – бедный гусляр, который зарабатывает себе на жизнь игрой на гуслях.
Слайд №35 Его часто приглашают богатые торговцы на свои пиры. Однажды в течение девяти дней парня не зовут ни на один пир. Его гордость задета, но он старается никому не показывать своей обиды.
Слайд №36 Садко идет к озеру Ильмень, на берегу которого начинает играть на любимых гуслях. От его красивой и душевной игры вода начинает «волноваться». Но гусляр не придает этому особого значения.
Проходит время, и парня опять не приглашают на пиры. Он опять отправляется к озеру, на берегу которого отдается музыке. От звуков гуслей вода опять начинает бурлить.
Слайд №37 На третий приход Садко к водоему происходит чудо. К нему из пучины морской выходит подводный царь, которому очень понравилась игра на гуслях.
Слайд №38 Царь желает отблагодарить гусляра и предлагает ему поспорить с местными купцами: если Садко сможет поймать золотых рыб, то они отдадут ему лавки с дорогими товарами. Гусляр так и делает. На следующий день трое торговцев соглашаются поучаствовать в споре. Подводный царь подбрасывает парню в невод золотых рыбок, и тот выходит победителем. Купцы отдают ему три лавки.
Садко устраивает большой пир и приглашает на него новгородских купцов. Гости начинают хвалиться друг перед другом: у одного жена молодая, у другого казна большая, а у третьего конь удалой. Один Садко молчал. Заметив это, купцы поинтересовались, чем же может он похвастаться. На что гусляр гордо сообщает купцам, что сможет скупить все товары в Нижнем Новгороде. Такое заявление смутило всех присутствующих, и они бьются с ним об заклад: если он проиграет в споре, то отдаст торговцам 30 тыс. рублей.
Слайды №39,40 Как не пытался Садко скупить все новгородские товары, ничего у него не вышло. Это преподнесло молодому человеку хороший урок. Он отдает купцам 30 тыс. рублей, а на оставшиеся деньги строит корабли и решает отправиться в плавание.
Слайд №41 Доплыв до Золотой Орды, он выгодно продает весь скупленный в Нижнем Новгороде товар, от чего он сильно богатеет. Наполнив бочки золотом и серебром, парень направляется домой.
Слайд №42 На обратном пути понимается страшный шторм. Это дело рук подводного царя, которому Садко давно не платил дани. Брошенные в море бочки с серебром и золотом не удовлетворили царя, ему нужна человеческая голова.
Слайд №43 Садко садится на плот и остается в море, а его дружинники целыми и невредимыми возвращаются в Нижний Новгород.
Слайды №44, 45 Попав в подводное царствие, гусляр по приказу царя три дня играет на гуслях, а государь танцует. Из-за плясок на море происходят сильные штормы, тонут корабли и погибают люди.
К Садко приходит святой Микола Можайский и просит прекратить играть, на что парень отвечает, что не вправе ослушаться царя. Тогда Микола советует ему порвать струны на гуслях. Парень так и делает.
Слайд №46 Повеселившийся на славу царь предлагает Садко взять в жены одну из его дочерей. Парень выбирает Чернавушку. Проснувшись на следующее утро, гусляр оказывается дома. В благодарность он строит собор Святому Миколе Можайскому.
Слайд №47 Музыканты не только развлекают людей своим творчеством, но и совершают благие дела. Сейчас, дорогие ребята, давайте посмотрим мультфильм о прекрасном музыканте - флейтисте, который спас город от крыс.
После просмотра мультфильма предложить детям отгадать загадки.
Слайды №48-59 Загадки:
Он пишет музыку для нас, мелодии играет. Стихи положит он на вальс. Кто песни сочиняет? (Композитор)
Тонкой палочкой взмахнет - хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер. Кто же это? (Дирижёр, хормейстер)
Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный, он в оркестре - президент! (Дирижёр)
Для этого музыканта музыкальным инструментом является его голос (Певец)
Музыканта, играющего на скрипке называют … ? (Скрипач)
Человек этой профессии учит детей слушать, понимать, исполнять музыку (Учитель музыки)
Слайд №60
Молодцы! Наше знакомство с музыкальными профессиями подошло к концу. До новых встреч!
Список литературы:
Леонтьева Е.А. Как рассказать ребёнку о музыке и музыкальных профессиях. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/statya-dlya-roditelei
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. - СПб: Советский композитор, 1991. - 120 с.
Приложение 1 (чтобы просмотреть презентацию щелкните дважды левой кнопкой мыши). Презентация сопровождается музыкальными файлами и видео, но за невозможностью их отправки здесь представлены только изображения.
Слайд №6 песня «Морячка» музыка и слова О.Газманова.
Слайд №8 песня «Show must go on» исполняет группа Queen.
Слайд №10 Н.А.Римский-Корсаков ария Садко из оперы «Садко».
Слайд №14 Л.В.Бетховен Соната для фортепиано №17 III часть.
Слайд №16 Jordan Cannata Drum solo (соло на барабанной установке).
Слайд №18 «Испанский танец» исполняет ансамбль гитаристов ДМШ им. Й.Гайдна.
Слайд №19 Ф.Мендельсон Концерт для скрипки с оркестром ми-минор I часть.
Слайд №20 К.Веласкес «Besame mucho» (соло флейты).
Слайд №21 Andre Verchuren «Au vieux bal Musset» (cоло аккордеон), Solistiyhtye Suomi «Финская полька» (соло баян).
Слайд №22 С.Рахманинов Вокализ (соло труба).
Слайд №34 К.Шаханов «Дрема» исполняет М.Анухин (гусли).
Слайд №36 «Песнь Садко у Ильмень озера» исполняет Кирилл Богомилов.