12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кушнарева Татьяна Николаевна59945
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
54

Современные образовательные технологии и перспективы развития школьного географического образования. Статья

Т.Н.Кушнарева

Учитель географии

МБОУ СОШ №9 г. Азова

Аннотация: В статье раскрыта реализация технологий личностно-ориентированного обучения, внедрение в процесс обучения географии современных образовательных технологий, которые обеспечивают повышение качества и эффективности обучения, способствуют развитию географической культуры и мировоззрения учащихся.

Ключевые слова: образовательные технологии, личностно-ориентированное обучение, повышение качества и эффективности обучения географии.

Abstract: The article reveals the implementation of technologies of personality-oriented learning, the introduction of modern educational technologies in the process of teaching geography, which improves the quality and efficiency of learning, contribute to the development of geographical culture and Outlook of students.

Keywords: educational technology, personality-oriented learning, improvement of quality and effectiveness of teaching geography.

Перемены, происходящие в современном обществе, оказывают влияние на все сферы жизни населения, в том числе, на содержание и организацию образовательного процесса. Главной целью географического образования является формирование географической культуры личности как необходимого качества человека, который живёт в условиях глобализации мира. В целеполагании возникает переориентация в движении общественной потребности, от человека «вооруженного знаниями и эрудированного» к человеку «культурному, создающему и созидающему» свой удивительный мир. Реализация и разработка инновационного содержания современных учебно-методических комплексов требует усовершенствования учебного пространства, поэтому основным направлением становится обеспечение развивающих возможностей образовательных стандартов. Системно - деятельностный подход, являющийся главным образующим элементом ФГОС, предполагает формирование универсальных учебных действий, которые должны постигнуть обучающиеся. В результате освоения УУД, у учащихся появляется возможность самостоятельного успешного познания, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Высококомпетентностный способ становится методологической основой выбора инструментов современных технологий. Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [3].

Для оптимизации образовательного процесса применяю современные педагогические технологии:

1.Технология личностно-ориентированного обучения нацелена на создание благоприятных и необходимых условий для выявления способностей, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуально-психологических особенностей. Большую помощь оказывают проблемные задания творческого направления, задания с выбором вида и форм работы. В ходе учебного процесса, создаю положительный эмоциональный настрой на работу у учащихся, стимулирую при опросе не только правильного ответа, но и подробный анализ ответов учеников (указал причины или следствия того, или иного явления, какой использовал способ рассуждений, почему и в чём ошибся).

Одной из ключевых компетентностей учащихся, является грамотность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из разных информационных источников. Метод проектов относится к технологиям, обеспечивающим личностно-ориентированное воспитание и обучение. Проектная деятельность предполагает наличие умения добывать информационные ресурсы, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Работая над исследовательскими, творческими проектами, ученики овладевают умениями научного исследования, сбором и обработкой информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории, осваивают декоративно-прикладное искусство. Положительные стороны предложенной технологии в том, что у учителя появляется возможность помочь «слабому», уделить больше внимание «сильному», у детей реализуется желание погружаться глубже в процессе усвоения знаний; сильные ученики утверждаются в своих способностях, у слабых повышается вероятность большого успеха, возрастает учебно-познавательный мотив.

2. Технология построения моделей географических процессов и явлений — игровые технологии.

Главные цели игровых форм организации обучения — сохранение познавательной инициативы обучающихся, возможность сделать учебную деятельность личностно значимой, существенно облегчающих процесс приобретения новых знаний. Элементы игры допускается использовать на любых этапах урока: на первичном этапе, при проверке домашнего задания; при контроле усвоения, обсуждения разрешенных погрешностей и их коррекции (с целью углубленного, осознанного и стремительного овладения учебным материалом); при закреплении изученного на уроке для снятия напряжения после сложной работы. Существенно увеличить качество обучения, помогают мне сервисы Web2.0, нацеленные на улучшение технологий изучения. Игровые образовательные ресурсы не только усиливают понимание школьников, они создают благоприятную среду для построения индивидуальных образовательных траекторий, содействуют расширению культурного кругозора, эрудиции, способствуют духовно-нравственному развитию, а следствие — мотивация к познанию нового. Показатели применения технологии – это стремление к самореализации, развитие познавательных способностей, подготовленность учащихся к практическим и теоретическим действиям, выполняемых на основе приобретенного опыта, важного в практической работе, развитие общеучебных умений и навыков. В ходе игры ученик проявляет себя, появляется возможность открытых и полноценных взаимоотношений.

3. Информационно-коммуникационные технологии, цель которых мотивирование обучающихся, развитие и формирование их основных компетентностей и самодостаточности, повышение качества обучения. Информационные технологии изменяют саму природу значения знания и сведений, сохраняемых различными источниками. В развитии естественных наук очевидны интегративные тенденции, безусловно они отражаются и на школьном образовании. Современный учитель должен уметь выбирать способы интеграции, наиболее адекватные целям обучения, возрастным особенностям обучающихся и специфике учебного материала. Каждый ученик выстраивает свое собственное представление об изучаемом предмете через свой личный опыт деятельности и как результат коммуникации, совместной работы с другими участниками этого процесса. Учебный предмет география направлен на развитие интеллектуального и духовного потенциала подрастающего поколения, позволяет сформировать компетенции, объединяющие исследовательскую, компьютерную и коммуникативную виртуозность. В результате открываются практически неограниченные возможности для эффективной организации самостоятельной, творческой и проектной деятельности обучающихся.

Основные формы работы ИКТ при изучении географии: постоянное самосовершенствование, самообразование; непосредственное применение интерактивности в учебном процессе и для внеурочной деятельности. Такая работа — это трудоёмкий и кропотливый процесс, иногда возникают проблемы технического характера, справиться с ними помогают учителя информатики, коллеги педагогического сообщества «УРОК.РФ», а также мои ученики. В соответствии с современными представлениями о географической науке, дифференцирую учебный материал, стараюсь достичь максимального соответствия уровня изучения географии, задаваемого стандартом. Соблюдаю принцип вариативности, когда из большого объема учебного материала учащиеся выбирают только тот, который соответствует определенным критериям. Создаю благоприятный психологический микроклимат для продуктивной и эффективной работы каждого ученика. Информационные технологии и компьютерные коммуникации оказывают значительное воздействие на профессионально-личностное развитие учителя, инициируют распространение нетрадиционных, импровизированных учебных занятий. Формы взаимодействия преподавателя и обучающихся, базируются в совместной работе, а в основе современных моделей обучения заложена активная самостоятельность учащихся. Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, развитию личности воспитанника на базе усвоения универсальных учебных действий, познанию и изучению окружающего мира, составляющего цель и главный результат образования.

4. Развитие критического мышления – технологии развивающегося обучения.

Дидактический синквейн — один из приемов развития критического мышления, разрешающий в нескольких строчках излагать учебный материал на заданную тему. Это нестандартное стихотворение (рифма не подразумевается), в котором подытожены сведения по изучаемому материалу. При кажущемся отсутствии сложности формы, синквейн — результативный механизм для рефлексии, синтеза, обобщения данных. Он обучает использовать понятия осознанно и предопределять собственную позицию к рассматриваемой задаче, применяя всего лишь несколько строк. Способность подвести итог, сформулировать кратко вывод, передавать не простые идеи и представления в нескольких предложениях — значимое умение. Оно призывает к вдумчивой рефлексии, в основе которой лежит богатейший понятийный запас. В преподавательской практике возможны небольшие отклонения от принятых правил его написания, например, можно варьировать количество слов и словосочетаний в одной или нескольких строчках, заменять одни части речи на другие. Начиная с пятого класса первого полугодия, работа по написанию синквейна может быть коллективной, групповой, во втором полугодии ученики с большим интересом своеобразно составляют стихотворения по ходу урока. Хотелось бы отметить, что предложенный приём позволяет почувствовать радость от процесса познания, способствует каждому ученику быть успешным, креативным. Пятиклассники с большим желанием отзываются на такой вид деятельности, сами предлагают существительные для первой строки, темы синквейна. Опыт работы показал, что данный методический прием имеет ряд преимуществ: возрастает заинтересованность к исследуемому материалу; развивается образное мышление, воображение; раскрытие творческого потенциала у учащихся; улучшаются коммуникативные способности и умения кратко формулировать собственные идеи; увеличиваются и расширяются лексические знания; вырабатывается способность анализировать материал; экономия времени, которое отводится для запоминания терминологии.

Представленные технологии направлены на формирование и развитие личности, которая соответствует запросам общества, способствуют обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества географического образования, являющегося основой социального становления личности и воспитания гражданственности.

География — дисциплина, предоставляющая учащимся возможность не только видеть окружающий нас мир, но и совершенствовать творческое начало, свои внутренние возможности. В каждом ребёнке заложен талант от природы, он имеет свой жизненный путь, поэтому учителю необходимо помогать и приветствовать инициативность детей, для того, чтоб они показывали собственные таланты. Методологические возможности школьного курса безмерны, несмотря на сложность предмета, он интересен и разнообразен. В работе каждого педагога складывается определенная система, стиль — техника работы [2]. Облик современного учителя географии — романтичный начитанный путешественник, неравнодушный, любящий свою страну, свой город, который сам увлечён, и умеет заинтересовать своим предметом, дающим побудительные мотивы для осознанной креативной деятельности на благо нашей Родины.



Список использованной литературы

1. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии. // Педагогика. – 1993. - № 5.

2. Мешкова Л. Ю. Урок географии в современной школе // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 125-128.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Ивлиева Наталия Алексеевна, 19.12.19 в 15:16 5Ответить Пожаловаться
Татьяна Николаевна, спасибо! Получилось всё чётко, понятно и актуально!

Отредактировано 19-12-2019 15:16

Кушнарева Татьяна Николаевна, 19.12.19 в 18:25 4Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Наталия Алексеевна за положительный отзыв!
Евгений Алексеевич, 19.12.19 в 16:28 4Ответить Пожаловаться
Татьяна Николаевна, спасибо за работу. Есть повод для размышления. Я перечитал статью два раза. Напишу потом. Я осторожно отношусь к ФГОСам. Сейчас сидит ученица. Говорит, что мы учимся как бы по ФГОСам. Спрашиваю, что такое рефлексия, синквейн. Полное удивление. Попросил спросить у учителей, термины записала Потом напишу в личку
Горбачёва Марина Юрьевна, 03.01.20 в 09:21 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный ресурс! Прочла с интересом! С наступившим вас,Татьяна Николаевна!
Кушнарева Татьяна Николаевна, 03.01.20 в 09:30 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна!!!
Кирилл Александрович Ш., 06.03.20 в 10:17 1Ответить Пожаловаться
С наступающим праздником, Татьяна Николаевна! Пусть все Ваши желания реализуются!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.