Статья на тему «Современное состояние и перспективы развития науки и образования»

2
0
Материал опубликован 31 October 2021 в группе

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ


Гончарова Инна Олеговна, старший преподаватель специальных металлургических дисциплин,

ОСП «Индустриальный техникум» ГОУ ВО ЛНР «Донбасский государственный технический институт».


В современном мире вклад среднего профессионального образования и науки, инноваций и новых технологий является определяющим фактором социального и экономического развития страны.

Душа экономики знаний - это непрерывное стремление к новшествам, а источник ее силы – образование[1], а также опыт. Активизация практической и инновационной деятельности, как свидетельствует опыт развитых стран, является определяющим направлением развития образования и науки, что повышает конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке товаров и услуг. Падение уровня научно-технического потенциала, низкий престиж научного труда и труда инженерно-технических работников и социальный статус ученых являются одними из главных проблем настоящего. Отсутствие долгосрочной стратегии научного и инновационного развития, которая должна стать главным индикатором эффективности затрат на образование и науку, дает основания учитывать опыт не только развитых стран, а также наши собственные упущения и достижения в прошлом для решения данной проблемы.

Характеризуя реальное состояние, можно отметить, что финансирование на развитие науки и образования значительно сократилось, тогда, как в ряде развитых стран мира этот показатель увеличился почти с 1,9 до 3% от ВВП. В последнее время значительному сокращению подверглась также численность специалистов в научно-технической сфере. В Чехии на 10 тыс. занятых в экономике страны работников приходится 23 исследователя, в Венгрии – 29, в Польше – 34, в Германии – 61, в Финляндии – 94, в Японии – 96[2]. В Украине в последнее время численность специалистов, имеющих степень кандидата наук, снизилась с 39,7% в 1995г. до 27,4% в 2002 г. И эта тенденция продолжается. Все это очевидно, поскольку данные финансового обеспечения неоднократно подтверждают недостаточную поддержку государства, относительно заинтересованности и активизации среди научных сотрудников. В связи с тем, что уровень финансирования более чем в 100 раз ниже по сравнению с США и в 4 раза ниже в сравнении с Россией, за последние 5 лет за пределы Украины выехало более 720 докторов и кандидатов наук. Приходится констатировать, что предыдущие экономические реформы не создавали прочной основы для развития науки, разрушались связи с базовыми предприятиями, урезали финансирование руководителей практик, не уделяли должного внимания мастерским в учебных заведениях СПО и ВПО. Наличие большого количества органов государственного управления свидетельствует о дублировании полномочий и бездейственность во внедрении и контроле предложенных проектов.

Государство должно: содействовать развитию науки, выступая источником инновационных идей; осуществлять государственные заказы, в виде контрактов, по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивая начальный спрос на инновации, которые затем могут найти широкое применение в экономике страны; наладить отбор высокотехнологичных разработок, соответствующих международным стандартам; осуществить мониторинг процессов выполнения инновационных проектов; обеспечить своевременное патентование и защиту нововведений; создать инновационный информационный центр и базу данных для широкого использования; осуществлять публичные публикации результатов исследования по каждому проекту, обеспечить студентов рабочими местами на время практики, обязать предприятия (особенно заводы и комбинаты) больше внимания уделять подрастающему поколению и будущим рабочим и инженерам, выделить на это деньги.

В целом, для решения вопросов относительно дальнейшего развития специального профессионального образования и ВПО необходимы: государственная организационная и финансовая поддержка целевых программ; обеспечение непрерывного цикла „рабочий – технарь – инженер» и «дипломные проекты - технологии – промышленное производство конкурентоспособности продукции”; создание мероприятий по привлечению прямых иностранных инвестиций для инновационно активных предприятий; создание новых рабочих мест в научной, инновационной и промышленных сферах; организация курсов по подготовке и переподготовке специалистов по внедрению инноваций.

Литература:

Макарова В,Л., Дмитриева А.В. Экономика знаний: уроки для России.// Вестник Российской академии наук. – №5, том. 73, – 2003. с. 450-462.

Данилишин Б. Науково-інноваційне забезпечення сталого економічного розвитку України.// Економіка України. – №3. – 2004. с. 4-11.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.