Статья «Современные педагогические технологии: применение технологии проблемного диалога в структуре занятия литературы»
Статья на тему
"Современные педагогические технологии: применение технологии проблемного диалога в структуре занятия литературы"
Выполнила:
Клименкова М.С.
учитель русского языка
и литературы
г.Тара, 2022 г.
Аннотация: в статье раскрывается эффективность использования технологии проблемного диалога в структуре урока. Умение вести учебный диалог является необходимым условием активизации познавательной деятельности учащихся и развития их коммуникативных способностей. Основная цель технологии проблемного диалога заключается в том, что в процессе общения на занятиях учащиеся ищут разные способы выражения своих мыслей, осваивают и отстаивают новые ценности. Диалог - это особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия человеком нового опыта, изменения ряда устоявшихся смыслов.
Сегодня главной целью образования является не передача знаний, а развитие личности учащегося, его способности самостоятельно ставить образовательные цели, проектировать способы их реализации, отслеживать и оценивать свои достижения, другими словами, необходимо обучать умению учиться. Современное образование вступило в стадию фундаментальных преобразований, направленных на качественно новые условия жизни. Сегодня существует особый интерес к изучению гуманитарных наук, в том числе литературы, в новом контексте.
Особенность и новизна стратегических изменений в методике преподавания литературы в современных условиях заключается в том, что существует необходимость использования таких педагогических технологий (как нетрадиционных, так и традиционных), которые позволят в короткие сроки и качественно перестроить учебный процесс путем внесения определенных изменений в содержание и организацию учебного процесса. тренировка. Этот переход помогает реализовать технологию проблемного диалога в сочетании с другими методами, приемами и формами интерактивного обучения, которые содержат большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
На мой взгляд, технология проблемного обучения является наиболее эффективной современной технологией, которая обеспечивает лучшее усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей учащихся. Проблемное преподавание литературы является необходимостью, поскольку оно является одним из условий реализации деятельностного подхода к обучению.
В чем проблема? Греческое слово "проблема" означает проблему, проблему, теоретический или практический вопрос, требующий решения. Часто слово "проблема" относится к любому бизнесу, с которым необходимо разобраться. Проблема представляет собой субъективную форму выражения потребности в развитии научного знания. Это отражение проблемной ситуации.
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, не может достичь цели известным ему способом, это действие побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.
Диалог - это основная форма человеческого общения. Невозможно представить процесс обучения без диалога. Взаимодействие, общение его участников - одно из важнейших условий успеха в обучении. Любая проблемная ситуация основана на диалоге, и для разрешения этой проблемной ситуации важно, чтобы диалог состоялся.
Использование проблемно-диалоговой технологии в рамках тренинга позволяет нам поставить на первое место межличностный диалог как особую социокультурную среду, создающую благоприятные условия для принятия нового опыта. Развитие способности учащихся вести диалог на разных уровнях в ходе современной образовательной ситуации требует изменений в структуре уроков литературы, которые соответствуют принципу интерактивности и способны обеспечить дидактическую и коммуникативную атмосферу в классе. Целью деятельности во время образовательной ситуации является создание межличностного диалогического взаимодействия, которое представляет собой ситуацию, близкую к естественной жизнедеятельности, в которой учащиеся забывают об условностях (профессия, учитель, отметка), которые мешают им выражать себя на личном (диалог с самими собой) и межличностном (Свой и чужой) уровни. В ходе курсовой работы выяснилось, что наиболее интересным является третий уровень диалога (мультидиалог), множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в небольших группах по 2-5 человек. Организация диалоговых занятий также связана с тем, что диалог может быть двух типов: информационный (когда каждый партнер получает новую информацию в процессе восприятия) и интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка фактов, известных обоим партнерам, их интерпретация).
Информационный (мотивирующий, подводящий итоги) диалог обычно организуется учителем в процессе приобретения новых знаний, а интерпретирующий диалог может быть включен в любой структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов).
Существуют различные разновидности диалогов, которые можно использовать в общении с учащимися на занятиях:
Мотивационный – интерес участников к теме разговора, к диалогической форме общения
Критический – критическое осмысление содержания, гипотетичность предлагаемых решений.
Рефлексивный – обратная связь между преподавателем и учащимися, адекватные реакции личности на внешнее воздействие.
Конфликтный – противоречивое отношение личности к себе, своему участию в разговоре.
Автономный – размышление не вслух, а «про себя», молчаливое участие в диалоге.
Самопредъявляющий – дает возможность производить желаемое впечатление.
Самореализующий – личность утверждает себя в глазах других и в собственных, раскрывает свои потенциальные способности.
Смыслотворческий – связан с поиском смыслов, определением индивидуальной системы ценностей
Духовный – отличается высоким уровнем духовности, проблемности, глубоким пониманием предмета разговора и собеседника.
Моделирование учебного занятия в режиме диалогового обучения – это серьезная и хорошо продуманная деятельность педагога, в процессе которой нельзя ограничиваться каким-либо одним видом или типом учебного диалога, необходимо умело обеспечивать их взаимодействие на разных уровнях, иначе результаты на выходе могут оказаться неудовлетворительными.
Организация такого занятия начинается с учебного пространства кабинета. Диалоговые (интерактивные) формы взаимодействия ориентированы на общение лицом к лицу, поэтому традиционная расстановка парт, когда учащиеся видят затылки сидящих впереди и только одно лицо – преподавателя, здесь неуместна. Необходимы варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп и числа учащихся в каждой группе.
Как организовать диалог на занятии?
Обязательными условиями диалога на занятиях являются:
стремление всех участников взаимодействовать друг с другом;
наличие собственной точки зрения;
отсутствие страха;
стремление слышать другого и аргументировать собственные взгляды, понимая точку зрения другого, но необязательно принимая ее.
Элементы диалоговой технологии:
постановка целей и их максимальное уточнение;
строгая ориентация всего хода взаимодействия на заданные цели;
ориентация хода диалога на гарантированное достижение результатов;
оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
заключительная оценка результатов.
К диалогу должен быть готов педагог. Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа;
учебный диалог строго ограничен по времени;
если учащийся не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;
речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов;
учебный диалог требует предварительной подготовки.
Формы организации диалогового взаимодействия на занятии
Для обучения диалоговому взаимодействию используется работа в группах. Это могут быть или пары, или малые группы, до 6 человек. Иногда изучаемая тема предполагает возможность разделить ее на несколько направлений; тогда каждая группа получает свое задание, но при сложении вместе отдельные результаты дают один общий. Такой вариант представляется оптимальным.
Другие формы диалогового взаимодействия
Для использования приемов диалогового взаимодействия, совершенно не обязательно проводить масштабные проекты. Работа в группах может осуществляться на каждом занятии в ходе небольшой игры.
При вхождении в диалог и существовании внутри него применяют несколько методических приёмов создания ситуации учебного диалога:
апелляция к ассоциативному образному мышлению;
размышление над эпиграфом;
работа, направленная на единицу художественного текста (фразу, слово);
предъявление противоречивых точек зрения (столкновение цитат);
вопросное состояние;
использование мнимой ошибки;
проблема «лёгкой» темы;
приём сравнения;
моделирование.
Особенно продуктивным на определенных этапах развития учебной ситуации является использование моделирования как особого вида моделирования, когда в эксперимент включается не сам словесный объект, а его модель, так что последняя приобретает характер модельного эксперимента. Моделирование органично связано с мысленным построением концепций, теорий об объектах, которые не существуют и неосуществимы в реальности, но для которых существует близкий прототип или аналог в литературном контексте.
Чтобы сопровождать интерактивные методы работы с текстовой информацией на уровне диалога, необходимо использовать творческие проблемные вопросы, исследовательские задания, которые могут гарантировать движение проблемного диалога, подготовить учащихся к индивидуальным исследованиям во время занятий и во внеклассных мероприятиях.
Учебные занятия обеспечивают виды деятельности:
рефлексивные паузы;
настройка личностного аппарата;
подбор материала к занятию;
«закончи предложение»;
письменные творческие работы.
Рефлексия может быть организована различными способами: через подведение итогов занятия по вопросам, через оценочные листы. Опыт показывает, что при такой организации учебного занятия, оценивая свое личное участие на занятии, большинство обучающихся совершенно объективно заявляют высокую рефлексию.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно заключить: главная дидактическая ценность диалоговой технологии общения состоит в том, что она позволяет управлять познавательной деятельностью учащихся в учебно-воспитательном процессе в ходе формирования у них новых понятий, а также будущих специалистов с новым типом мышления, активных, творческих, способных мыслить самостоятельно, смелых в принятии решений, стремящихся к самообразованию.
Список использованных источников:
Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2009. – 148 с.
Вороницына, Е. В. Диалог как средство организации учебной деятельности / Е. В. Вороницына // Практика образования. – 2010. - № 4.
Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании. // Педагогика, 1996, №2. – С.8.
Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов // Русский язык в школе, 1999, № 5. С. 3–8.
Фуреман, М. Н. Формирование готовности студентов к диалогическому общению [Текст]/ М. Н. Фуреман // Уральский меридиан. - 2006. - № 3. - С. 41-44.