Современные педагогические технологии в изучении предметной области «искусство»
Современные педагогические технологии в изучении предметной области «Искусство» (на уроках музыки) Подготовила: учитель музыки, Черниязова Э.У. МОУ АСОШ №2
Традиции музыкального воспитания в свете требований образовательных стандартов • Самый лучший способ воспитания уважения к представителям другого этноса – это исполнение песен данного народа, знакомство с национальной культурой. • «Всенощная» С.В. Рахманинова или «Высокая месса» И.С. Баха покоряют своей неземной красотой, заставляют испытать благоговение даже тех, кто до этого момента, возможно, и не задумывался о религии. • Неизгладимое впечатление производит на детей подвиг Ивана Сусанина при грамотной педагогической организации восприятия музыки одноименной патриотической оперы М.И. Глинки.
Педагогические технологии в обучении школьников предметной области «Искусство» «Как учить?». Раньше ответами на этот вопрос ведала методика. Последнее время все чаще в этом контексте звучит термин технология.
Педагогическая технология (А. и Е. Петелины): – система научно обоснованных предписаний, используемых в образовательной практике (Ф.Янушкевич, Польша); – комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологиям, США); – полная управляемость учебным процессом, проектирование и воспроизводимость обучающего цикла (П.Пидкасистый, Россия).
Признаки сравнения Методика Технология Определение Система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения и воспитания Системная реализация заранее спроектированного образовательного процесса, инструментально обеспечивающая гарантированное достижение прогнозируемого результата Назначение Рекомендует конкретные методы, формы и средства обучения Рекомендует систему упорядоченной деятельности учителя и ученика, включающую целеполагание, проектирование, научную организацию образовательного процесса, набор методов, форм и средств, которые соответствуют целям и содержанию познавательного процесса Место в педагогике Узкопредметный аспект по отношению к данному предмету, к данной теме. Узковоспитательный аспект по отношению к воспитательному мероприятию Культурное понятие,связанное с мышлением и деятельностью педагога, направленными на включение в целостную систему образования Ориентация На обучающих На обучающихся
Технологический подход на уроках предметной области «Искусство» Слово технология пришло в сферу образования из промышленного производства
Программированное обучение: рождение идеи технологичности образования Программированным называется по возможности четко заранее спланированное обучение, то есть обучение, протекающее в соответствии с алгоритмом. Необходимый признак программированного обучения есть управление на основе внутренней и внешней обратной связи (по малым дозам) умственной деятельностью учащихся в процессе приобретения знаний, умений и навыков.
Вот конкретный пример из пособия Дж.Холланда и Б.Скиннера «Анализ поведения». В небольшом фрагменте учебного текста пропуск может быть таким: Если ранее подкрепленная реакция больше не ___________, она скоро начинает даваться менее часто. Это называется угасанием. Строение фразы подсказывает верный ответ «подкрепляется», и вся остальная часть предложения может быть прочитана невнимательно. А вот другой вариант этого же «кадра»: Если ранее подкрепленная реакция больше не подкрепляется, она скоро начинает даваться ______ часто. Это называется _______.
Программированное обучение есть своего рода автоматический репетитор, который ведет учащегося 1) путем коротких логически связанных шагов, так что он 2) почти не делает ошибок и 3) дает правильные ответы, которые 4) немедленно подкрепляются путем сообщения результата, вследствие чего он 5) движется последовательными приближениями к ответу, который является целью обучения10.
Технологический подход в образовании: мировой опыт и примеры из отечественной практики В сфере музыкальной педагогики бесспорный интерес представляет опыт заслуженного учителя России из Санкт-Петербурга Б.С. Рачиной. Составленные ею «Алгоритм разучивания песни», «Алгоритм сольфеджирования» Вокальная работа; Разучивание песни.
Постановка образовательных целей как условие достижения предметных результатов В рамках обобщенной цели, сформулированной ФГОС, учителю можно и нужно формулировать более близкие, достижимые цели, разбивая их на отдельные направления и этапы, вплоть до конкретных целей каждого занятия или даже фрагмента того или иного вида деятельности
Для их анализа М.В. Кларин2 считает возможным условно выделить четыре группы. Определение целей может осуществляться: 1) через содержание, учебный материал; 2) через деятельность учителя; 3) через внутренние процессы развития ученика; 4) через деятельность учащихся.
1. Определение целей через изучаемое содержание Для уроков музыки к этой категории будут относиться формулировки следующего вида: «прочитать рассказ М.Горького “Как сложили песню”», или «послушать романс М.И. Глинки “Жаворонок”», или «изучить строение сонатной формы» и т.п.
2. Определение целей через деятельность учителя. Например: «познакомить учащихся с творчеством Л.Бетховена», или «продемонстрировать принцип вариационного развития на примере пьесы “Камаринская” из “Детского альбома” П. И. Чайковского».
3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития ученика. Эмоциональная отзывчивость, ладовое и метроритмическое чувство, эстетический вкус…
4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся. Например: «освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах», или «создание музыкально-пластической композиции», или «рисование по мотивам прослушанного музыкального произведения».
«Портрет идеального выпускника»: построение образовательного маршрута Идеальный выпускник, закончивший школьный курс музыки: красиво поет (мягким звуком, с хорошей артикуляцией, точной звуковысотной и ритмической интонацией); любит слушать музыку; разбирается в основных музыкальных жанрах и стилях (можно уточнить, каких именно); владеет специальной музыкальной терминологией (можно уточнить, в каком объеме); знаком с творчеством выдающихся композиторов-классиков (можно перечислить, каких именно) и т.д.
Разберем эту цель подробнее. Глагол размышлять Далее происходит «сворачивание» диалогического типа высказываний, в ответах детей начинает преобладать монолог. Выбор из предложенного набора эпитетов Усложнение, нюансировка эпитетов, самостоятельное придумывание эпитетов Беседа-диалог, ответы на вопросы Высказывание-монолог с акцентом на личную точку зрения
Оценочная деятельность на уроках предметной области «Искусство» Современные педагогические технологии оценивания 1. От 1 до 3 баллов, от 5 до 10 и т.д. в соответствии с различной сложностью разных видов деятельности. Затем баллы, набранные учеником в течение урока, суммируются. «5» = 85 – 100 % от потенциально возможного количества баллов; «4» = 71 – 84 %; «3» = 55 – 70 %
2. Менее формализованным, но тоже достаточно эффективным инструментом являются разноцветные карточки небольшого размера (≈ 4 6 см). Чтобы заработать за урок отличную отметку в журнал, ребенку нужно получить 1 красную, или 2 желтых, или 3 синих карточки.
Критериальное оценивание в свете требований образовательных стандартов К.Г. Бурцев отмечает, что для процесса оценивания необходимы: а) объект оценивания (то, что оценивается), б) субъект оценивания (тот, кто определяет ценность), в) эталоны оценивания (т.е. образцы, которым должен соответствовать объект)10
Критериальное оценивание. «Стандарт направлен на обеспечение: – …формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом»
Что же является его основой? В первую очередь отметим следующие признаки: • критерии оценки напрямую связаны с конкретизированными целями обучения, ориентированы на достижение планируемых результатов; • критерии и алгоритм оценки заранее известны и педагогу, и учащимся; • критерии опираются на измеряемые показатели, процедуры и эталоны, которые легко определить и зафиксировать.
Рассмотрим конкретный пример задания Не менее зримая, живописная музыка и в песнях Франца Шуберта. Австрийский композитор – автор более 600 песен. Этот жанр благодаря Шуберту стал столь же значительным и серьезным, как, например, соната или симфония. В своей инструментальной музыке, по словам современников, он «выражал нотами то, для чего другие использовали слова». Одно из самых грациозных и нежных произведений композитора – песня «Форель». Она имела такой успех, что композитор сочинил инструментальный квинтет «Форель» – его красиво называют «Фореллен-квинтет». В вариациях пяти инструментов: скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано – песня «Форель» обрела вторую жизнь...
Вот пример измененного текста: Не менее зримая, живописная музыка и в песнях Франца Шуберта. Австрийский композитор – автор нескольких песен. Этот жанр, конечно, не стал столь значительным и серьезным, как, например, соната или симфония. Но в своей вокальной музыке, по словам современников, он «выражал нотами то, для чего другие использовали слова». Одно из самых ярких и драматических произведений композитора – песня «Форель». Первоначально она не имела большого успеха. И тогда композитор сочинил инструментальный квинтет «Форель» – его красиво называют «Фореллен-квинтет». В вариациях четырех инструментов: скрипки, флейты, виолончели и контрабаса – песня «Форель» обрела вторую жизнь.
Варианты использования критериального оценивания на уроках музыки Более сложный вариант реализации технологии - Критериальные рубрики - предполагает наличие нескольких векторов анализа, нескольких критериальных шкал.
Вот образец измененного учебного текста: В середине _____ века в нашей стране зародился новый жанр – авторская песня. Создатели нового жанра напомнили слушателям о первоначальном союзе ________ и _______. В этих песнях авторы размышляли о _________ ___________, признавались в ___________ и воспевали ____________. Много было в этих песнях ____________, ____________, даже ___________. В чем же ценность авторской песни? Несомненно, это _______________, _______________ с которыми она звучит и которые вызывает у слушателей; ___________________ для исполнения и восприятия любым человеком. __________________ авторских песен интересны и сами по себе, но главное, что они живут внутри ___________________________. Любовь к _______________ определяет точность музыкальной _____________________. Напечатанные в виде ______________, такие песни многое теряют – они непременно должны ______________. И сюжет, и рифма, и ритм, и мелодия служат выявлению ______________. Это особенная песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный.
Пример реализации технологии «Критериальные рубрики» для использования в интеллектуальной игре «Что пропущено?» Уровень достижений Критериальные рубрики Нуждается в улучшении (3 балла) Адекватный (4 балла) Образцовый (5баллов) Количество заполненных пропусков 10 - 14 15 - 17 18 - 20 Слова соответствуют смыслу предложения За исключением 4–6 слов, все остальные соответствуют смыслу предложения За исключением 1–3 слов, все остальные соответствуют смыслу предложения Все вписанные слова соответствуют по смыслу Орфография Допущено не более 6 орфографических ошибок Допущено не более 4 орфографических ошибок Допущено не более 2 орфографических ошибок Время выполнения задания От 7 до 10 минут От 5 до 7 минут Менее 5 минут
Технологии формирующего оценивания на уроках предметной области «Искусство» учитель уходит «на второй план», предоставляя детям возможность самим проявить активность; учителю сразу ясно, кто из детей выделяется своим уровнем общей подготовки, имеет более глубокие начальные знания по предмету; другие дети с бóльшим интересом слушают своего одноклассника, информация усваивается активнее на базе подсознательной мотивации «быть не хуже соседа».
Наглядные формы самооценивания Критериальная шкала оценивания учебных достижений по теме «Русский народный праздник Масленица» (фрагмент) Задания Критерии оценки выполнения заданий Баллы Напиши 3 названия Масленицы и названия дней недели Масленицы Я написал 3 названия Масленицы и семи дней недели праздника 3 Я написал 2 названия Масленицы и пяти дней недели праздника 2 Я написал 1 название Масленицы и трех дней недели праздника 1 Спеть наизусть песню «Блины» Я спел наизусть всю песню 3 Я спел наизусть не все куплеты 2 Я спел наизусть только припевы песни 1
Критерий «правильность»: высокий уровень – «у меня нет ошибок, всё сделано правильно»; выше среднего – «у меня есть 1–2 ошибки»; средний – «у меня есть 3–4 ошибки»; ниже среднего – «у меня почти всё неправильно»; низкий – «я совсем не справился с заданием». П Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий Буквы «П», «А» и «О», соответственно, означают три критерия оценки: правильность, аккуратность и оформление работы
Развитие учебной самостоятельности на уроках предметной области «Искусство» Учебная самостоятельность как требование ФГОС к образовательным результатам В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): «…активно познающий мир … умеющий учиться
При анализе этого феномена специалисты выделяют: Рефлексивные действия; Продуктивные действия. Игра - наиболее доступная детям форма моделирования человеческих отношений; Имитация - действие по образцу: «делай вместе со мной, делай как я».
Критическое мышление как основа развития учебной самостоятельности Задания, направленные на критическое отношение к самой постановке учебной задачи: Учитель предложил ученикам 2 класса прослушать пьесу С.С. Прокофьева «Ходит месяц над лугами» и ответить на вопрос: «Сколько ……………. вы услышали?» Петя ответил – 1, Валя – 2, Сережа – 3, Марина – 4. Кто из учеников дал правильный ответ?
Использование интеллект-карт на уроках предметной области «Искусство»
Технологии организации учебного сотрудничества на уроках предметной области «Искусство» Учебное сотрудничество как условие для развития самостоятельности обучающихся 1. Взаимодействие с группой сверстников. Как только учитель говорит магические слова «А теперь посоветуйтесь друг с другом» или «В группе обсудите...», четверо детей, сидящих вокруг одного стола, сближают головы, часто располагаются буквально нос к носу и начинают оживленно беседовать, указывая то в тетрадь, то на доску. Энергетика класса заметно меняется: лица всех детей оживлены, жестикуляция и позы свободные, голоса уверенные
Организация учебного сотрудничества в 3–4 классах 1. Работа с информационным учебным текстом; 2. Работа со стихотворным текстом; 3. «Мгновенное фото»; 4. Конференция однородных групп;
Организация учебного сотрудничества в средних и старших классах 1. «Зеркало души»; 2. «Центр вселенной»
Технологии организации проектной деятельности на уроках предметной области «Искусство» Проектная деятельность как инструмент развития универсальных учебных действий Цель проекта с точки зрения педагога – развивать метапредметные универсальные учебные действия, личностные и предметные компетенции. В требованиях ФГОС к структуре основной образовательной программы основного общего образования говорится о том, что ее составной частью обязательно должна быть «...программа развития универсальных учебных действий… включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности»1