Понятие современных педагогических технологий.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Понятие «технология» впервые появилось в Европе по одним источникам в 1772 году, по другим - 1777 году и имеет непосредственное отношение к технике. Технология представляет собой совокупность эффективных приёмов и методов работы с детьми, которые смогут помочь ребёнку усвоить знания быстрее и интереснее.

Зародившись более трех десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса, сторонники которой видели в качестве основного способа повышения эффективности учебного процесса широкое использование технических средств обучения. [2, с.5 ]

Словосочетание слов «педагогическая технология» является неточным переводом с английского educational technology – «образовательная технология». Часто в педагогической практике понятия «педагогическая технология» и «образовательная технология» являются синонимами.

Понятие «образовательная технология» представляется несколько более широким, чем «педагогическая технология» ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С другой стороны, понятие «педагогическая технология»

относится ко всем разделам педагогики. Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. [4, с.11 ]

Современное педагогические технологии в ДОУ.

В современном российском образовании провозглашены принципы:

  • развивающего обучения
  • гуманизации
  • дифференциации
  • индивидуализации.

Вышеперечисленные принципы дают педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений возможность выбирать и конструировать образовательный процесс по своей модели, учитывающей региональные и местные условия. Цель образования становится конструирование механизма становления социально-успешной личности ребенка дошкольного возраста.

Прогресс становления современного дошкольного образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска и научного освоения новых идей и технологий. Использование новых образовательных технологий сейчас всё более и более необходимо.

Важность овладения основами технологизации образовательного процесса доказывают успешные результаты в образовании и воспитании дошкольников.

Реализация любой образовательной технологии осуществляется на основе следующих принципов:

гуманизации — приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса ДОУ;

целостности образа мира, реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;

учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;

учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка - соблюдение в организации образовательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;

комфортности на основе субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе — свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;

педагогической поддержки — решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами; основной критерий реализации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;

профессионального сотрудничества и сотворчества — профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса. [6, с.4]

На основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов (В.П.Беспалько, Б.С.Блюм, В.И.Боголюбов, М.В.Кларин, Н.Ф.Талызина, И.С.Якиманская) выделяются следующие признаки педагогической технологии:

детальное и четкое описание целей

поэтапная проектируемость достижения целей

гарантированная результативность

t1645947549aa.gif

обеспечивают гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения


управляемость,

воспроизводимость учебного процесса

визуализация

t1645947549aa.gif

предполагает систематическое применение психолого- педагогических средств представления, восприятия, визуализация переработки учебной и социокультурной информации.

Из анализа научных работ в области педагогических технологий (В.И.Боголюбов, Н.В.Борисова, Т.И.Ильина, М.В.Кларин) следует, что отправным пунктом ее проектирования является стандарт образования. Отечественные исследования по проблеме проектирования педагогических технологий позволяют выявить тенденцию в разработке личностно-деятельных образовательных технологий, основой которых являются личностно-деятельностный подход, проблемность содержания и рефлексивность поведения. Таким образом, вырисовывается своеобразный модуль: цель – средства - правила их использования - результат. Это ядро любой технологии в образовании. [5, с.10 ]


Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. [3, с.5 ]

Н.В.Борисова указывает следующие пути проектирования педагогической технологии.

1.Обучение, построенное только или преимущественно на передаче информации, должно быть заменено или дополнено обучением деятельностью, ориентированной как на настоящее, так и на будущее. Основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых. Меняется статус педагога (воспитателя): передатчик информации превращается в менеджера учебного процесса.

2.Меняется содержание образования: не информация о деятельности плюс немного деятельности, а деятельность, основанная на информации. При этом в качестве содержания образования выступает и социокультурный контекст.

3.Изменяются формы взаимодействия педагогов и обучаемых, а также обучаемых между собой. На смену традиционным приходят формы активного обучения: деловые игры, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей и т.д.

4.Изменение целей, содержания и формы обучения существенно влияют на характер общения педагога и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнерство, равенство личностей в поступках, свобода в выборе, положительный эмоциональный фон – все это становится доминантой отношений. [5, с.11]

Структура педагогической технологии

Технология в максимальной степени связана с образовательным процессом - деятельностью педагога и ребенка, ее структурой, средствами, методами и формами.


Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В. Г. Афанасьеву):

- интегративные качества (такие, которыми не обладают ни один из отдельно взятых ее элементов);

- составные элементы, компоненты;

- структура (связи и отношение между частями и элементами);

- функциональные характеристики;

- коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);

- историчность, преемственность.

Существенными характеристиками системы являются целевые ориентации и результаты. В качестве основы, системообразующего каркаса целесообразно использовать новое для педагогики понятие – «технологии» и новые – «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов.

Таким образом, технологизация дошкольного образования должна предусматривать следующее:

1) разработку и обоснование цели, содержания образования и технологии достижения результата;

2)проектирование педагогических технологий, основой которых являются требования федерального государственного стандарта дошкольного образования (в настоящее время – федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной

программы дошкольного образования и условиям ее реализации) и квалификационная характеристика должностей специалистов дошкольного образования;

3)использование принципов построения технологии (деятельная активность, индивидуализация, партнерское взаимодействие, рефлексивность, свобода выбора и ответственность за него).

4)детальное определение конечного результата и контроль его достижения (процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса). [5, с.14]

Ведущим принципом, определяющим выбор и реализацию новых педагогических технологий в дошкольном учреждении, должен служить принцип ориентации на современные и прогнозируемые результаты дошкольного образования.

Следующим критериям технологичности должны соответствовать выбранные для работы в ДОУ технологии.

Критерии технологичности:

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Научная концепция технологии должна соответствовать современным требованиям, возрастным особенностям и возможностям ребенка дошкольного возраста.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Достаточная системность и системная совместимость технологии с имеющимся педагогическим процессом.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения и воспитания, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Диагностичность – возможность разработки диагностического инструментария;оценка эффективности новой технологии в сравнении с имеющимися результатами;

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных дошкольных образовательных организациях, другими субъектами (данные об опыте применения технологии).

Алгоритмичность (наличие технологической карты) – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. [5, с.19]

Классификация педагогических технологий в дошкольном образовании.

Концептуальность основе технологии лежит научная концепция, включающая

философское, психологическое, социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей).

Системность (логика процесса, взаимосвязь его частей, целостность).

Содержательность (набор определенных действий в рамках технологии).

Алгоритмизированность (организация деятельности педагога, направленная

на выполнение проективной и конструктивной функции).

Процессуальность (развертывание процесса познавательной деятельности).

Управляемость (возможность диагностического планирования, проектирования образовательного процесса).

Корректируемость (возможность варьирования средств и методов для

коррекции результатов).

Ситуативность (теоретические основы технологии представляют собой общую схему,

которая должна быть адаптирована к конкретному воспитательно-образовательному процессу).

Воспроизводимость педагогического процесса и результатов (возможность

применения технологии в других условиях и другими субъектами).

Эффективность (достижение запланированного результата). Гибкость (возможность вариаций в содержательном и процессуальном компонентах для обеспечения свободы взаимодействия детей).

Динамичность (возможность развития, преобразования технологии).

Диагностичность описания цели (в цели должны быть отражены критерии

оценки достижений детей). В современной отечественной дошкольной педагогике термин

«педагогическая технология» рассматривается как система способов, приемов, шагов,

последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника.

Технология самообразования и саморазвития человека (автодидактика В.А.Куринского), которая рассматривается как образ жизни, помогающий ищущим, желающим познать себя. Основная идея данной технологии – «геронтологическая» необходимость человека учиться всю жизнь.

Технология самопознания Джудду Кришнамурти. Познание себя – основной закон жизни человека. Человек как источник света для самого себя. Самопознание считается началом человеческой мудрости.

Технология игрового обучения: создание творческой атмосферы обучения творчеству (Б.П. Никитин).

Технология обучения детей: раннего возраста – сенсорное развитие, формирование общих сенсорных способностей (Л.А.Венгер и др.).

Технология обучения детей дошкольного возраста – технология развивающего обучения дошкольников (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин).

Технология обучения чтению (Н.А.Зайцев, Е.Е.Шулешко).

Классическая технология обучения детей дошкольного возраста (Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова).

Технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности (М.В.Крулехт). Ее суть состоит в конструировании единого процесса социализации.

Технология воспитания (С.В.Кульневич). С.В.Кульневич, при проектировании

Воспитательной технологии определяет необходимость разработки трех основных этапов: диагностирования (достигается установление неодинаковости детей); организации общения (создаются ситуации, когда дети сами должны принять решения по поводу каких-либо организационно- воспитательных мероприятий) и организации взаимодействия (предполагается создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между взрослыми и детьми, сколько между детьми). [5, с.20-21]

 

Источники:

1.Картинка: https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06b5/0018d25c-62438c83/img0.jpg

2. Современные педагогические технологии : учебное пособие для студентов-бакалавров,

обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Автор-составитель: О.И.Мезенцева; под. ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. – Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018 – 140 с.

3. Современные образовательные технологии и методы обучения:Методические рекомендации / сост. Шепелева Е.Ю. – Балаково: ПКТиМ, 2014г. – с.33

4. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 1 – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 411 с.

5.Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста:

методическое пособие. Толстикова О.В. – Екатеринбург: ИРО, 2013 – 199с.

6.Современные образовательные технологии дошкольного образования.

Методическое пособие. – Тюмень: Белькович В.Ю., Менчинская Е.А.ТОГИРРО, 2013 - 64 с.

Ядро технологии: http://konspekta.net/megaobuchalkaru/imgbaza/baza10/3730775795580.files/image008.gif

Структура педагогической технологии: http://900igr.net/up/datas/155726/008.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.