12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Старикова Екатерина Валерьевна678
Россия, Алтайский край, Барнаул

Современные педагогические технологии в обучении географии

В процессе обучения географии давно применяется технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС).

Хочу поделиться своим опытом работы по данной технологии.

Для того чтобы научить детей работать по опорным схемам (конспектам), необходимо в первую очередь научить умению выделять главное: целое или частное, определять причинно-следственные связи. Над этим я начинаю работать в 5 классе. Мы не только учимся работать с текстом учебника, мы учимся правильно составлять и оформлять таблицу.

В курсе 6 класса, мною используются готовые опорные конспекты, которые я составляю сама и предлагаю учащимся в ходе объяснения материала. Учащиеся изучают их и заносят в тетрадь. В листах опорных конспектов включены задания для закрепления. Учитывая сокращение часов отведенных на изучение географии в 6 классе и на большой объем изучаемого материала, данная технология помогает решить проблему. Занятия по опорным конспектам позволяют охватить больший объем теоретического материала, тем самым, оставляя время для отработки практических заданий.

Учащиеся, работая с опорным конспектом, привыкают и запоминают условные знаки, сокращения. Учатся строить опорные схемы самостоятельно, например, по теме «Ветер» - бриз, муссоны и др.

В 7 классе при изучении материков, начинаем строить опорные схемы сначала совместно, затем самостоятельно. При этом каждый вправе сам подобрать необходимые условные знаки для своей схемы. При изучении первого материка – Африки – составляем схему вместе, затем кто усвоил, продолжает самостоятельно. Порядок выполнения работы: рисуем контур материка схематически (от руки, глядя на карту); затем наносим и подписываем все компоненты соответствующие географическому положению: условные линии (экватор, 0 меридиан, тропики, полярный круг); океаны, крайние точки, полуострова, заливы, проливы и т.д. На следующий урок схема дополняется: тектоническое строение, рельеф, климатические особенности, внутренние воды. Тема природные зоны оформляется таблицей. Народы и страны – опорный конспект.

В 8-9 классе учащиеся продолжают работу по составлению опорных схем и конспектов. Наиболее удачное применение технологии опорных схем при изучении темы «Природные районы».  В курсе «Экономической географии» наиболее удачное применение опорных конспектов по теме «Экономическое районирование».


В практике работы учителей географии широко распространена технология учебно-игровой деятельности.  Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Я привожу примеры некоторых игровых моментов

Дешифратор.

 При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.

59 с.ш. 11 в.д.                  Осло

35 с.ш. 51 в.д.                  Тегеран

13 ю.ш.  76 з.д                 Лима

52 с.ш. 105 в.д.                 Иркутск

с.ш.  115 в.д.                     Чита

 42 с.ш 78 з.д.                   Нью-Йорк

46 с.ш. 75 з.д.                    Оттава

Логическая задача

             Логические задачи представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Для этого обычно составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Затем путём логических рассуждений расставляют в ней “+” и “-”, обозначающие верные и неверные выводы.

Задание. Определите, на каких кораблях плавали знаменитые российские мореплаватели М. П. Лазарев, Г. Я. Седов, В. М. Головин, если известно, что:

1). “Святой Фока” был построен последним из этих кораблей;

2). Во времена плавания “Святого Гавриила” М. П. Лазарев и В. М. Головин ещё не родились;

3). В. Беринг совершил своё путешествие раньше остальных;

4). Корабль “Мирный” участвовал в русской кругосветной экспедиции, открывшей Антарктиду;

5). Г. Я. Седов сдавал выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе вместе с внуком В. М. Головина.

В клетках с неприемлемыми вариантами необходимо расставить минусы, и оставшиеся свободными клетки покажут, каким кораблём командовал каждый из мореплавателей.

Мореплаватель        

Святой Фока”        

Святой Гавриил”        

Мирный”

Диана”        

М. П. Лазарев


                                   



Г. Я. Седов                                    


                           



В. Беринг        





В. М. Головин






Слова в словах”

Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.


Географический лабиринт”

       Данный приём представляет собой вид теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью “ДА” и “НЕТ”. Если утверждение истинно, то следует идти по стрелки “ДА”, а если ложно - по стрелке “НЕТ”.

Приведу в качестве примера задание по теме “Южная Сибирь”. Приложение1


«Третий лишний»

          Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

Например.  Коала,  утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)

Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)

«Геопочта»

«Отыщи на карте».

                Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий.


«Да и нет»

            Учитель (или ведущий ученик) загадывает какой-нибудь географический объект и дает небольшую подсказку. Например, что «это» находится в Азии. Игроки должны отгадать этот объект, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».


«Флюгер»

               Применяется при  изучении темы «Ориентирование на местности» или «Ветер». Несколько учеников выходит к доске и учитель говорит: «Ветер дует с севера». Все должны повернуться лицом к югу( т.е. отвернуться от ветра). Затем: «Ветер дует с запада», и т. д. Или «Ураган». Все кружатся. «Штиль». Все стоят спокойно.

В старших классах используются в основном Деловые игры. Вот примеры некоторых из них.

Государства – карлики” (урок-панорама)

Цель:

Активизация познавательной деятельности, дальнейшее формирование умений работы с разнообразными источниками знаний, знакомство с маленькими государствами Европы.

Оборудование: таблички, визитки по странам, наглядный материал, атласы, настенная политическая карта Европы,презентации.

Класс делится на 2 группы: корреспонденты газет, журналов и т.д. и представителей каждого государства.

Творческим группам заранее предложены задания:

Нарисовать герб, флаг страны;

Составить краткую характеристику страны (1-2 человека);

Отобрать на выбор печатные материалы о данной стране (фотографии, графики, цифры и т.д.);

Рассказать о культуре страны: музыке, традициях, обычаях, праздниках, достопримечательностях, памятниках истории и культуры;

После вступительного слова идет представление стран и вопросы корреспондентов


Технология коммуникативно-диалоговой деятельности

требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного спора: «Карта — правильное или кривое зеркало?», «Ветер — враг или друг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Есть ли перспективы развития атомной энергетики?» и др. Применять этот вид технологии учителю помогает богатый методический аппарат многих учебников географии. Поэтому учителю надо только обратить внимание на богатые возможности организации специальной работы учащихся с различными компонентами учебной книги. Естественно, что необходимо специально обучать школьников правилам ведения дискуссии на уроке.

 



Технология развития критического мышления.

Одна из основных целей технологии критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя.

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализоваться. Основу модели развития критического мышления  составляет трехфазный процесс: вызов – реализация смысла( осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Рассмотрим  моделирование урока  с использованием технологии развития критического мышления. Для реализации используют прием «Знаю, хочу знать, узнал».

 

Тема. Соединенные Штаты Америки. 7 класс

Цель: сформировать представление о США, расширить и закрепить полученные ранее знания о США, совершенствовать работу с картами и учебником, используя новую технологию.

Оборудование: учебник «География материков и океанов» В.А. Коринкой, атлас, физическая карта США, схема: «Что я знаю о США, что хотел бы узнать, что нового я узнал о США».

1.       Этап. Организационный момент, постановка целей и задач урока.

2.       Этап. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя. Что вы знаете о США? Что хотите узнать сегодня на уроке?

Ребята заполняют  первую и вторую графы в таблице.

Что я знаю о США

1.                   Находится на материке Северная Америка.

2.                   Омывается 3 океанами.

3.                   Столица Вашингтон.

4.                   Граничит с Канадой и Мексикой.

5.                   На территории много полезных ископаемых.

6.                   Протекает самая крупная река Миссисипи.

7.                   Аляска – бывшая территория России.

8.                   Президент США Д.Буш.

Чтобы я хотел узнать о США

1.                   Площадь территории.

2.                   Численность населения.

3.                   Промышленность, сельское хозяйство.

4.                   Крупные города страны.

5.                   Влияние хозяйственной деятельности населения на природу.

Что я узнал нового на уроке о США.

(этот этап предполагает работу с учебником, причем используя различные формы организации работы ( в парах, в малых группах , фронтальную). Читая текст учебника, ребята выбирают главное. Результаты записывают в таблицу.

 

1.                   Крупнейшее государство мира, площадь территории – 9,4 млн.км.кв.

2.Численность населения – 250 млн. человек.

3.50 штатов + федеральный округ Колумбия.

4.В природном отношении выделяют три зоны:

Восток – равнинный- выращивают пшеницу, кукурузу, разводят скот.

Запад – горы Кордильеры – добыча полезных ископаемых.

Юг –Тихоокеанское побережье – тропики – выращивают цитрусовые.

5.США занимает 1 место в мире по выпуску промышленной продукции.

6.                   Главный фактор развития хозяйства – природные богатства.

7.                   Крупные города – Нью-Йорк, Чикаго, Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Далос, Сиэтл (работа с атласом).

8.                   Национальный парк - Йеллоустонский известен своими гейзерами.

9.                   Экологическая обстановка в США ухудшается.

 

3.Этап закрепления.

 

4.Этап рефлексии.  Учащиеся анализируют по таблице полученные знания со своими запросами перед началом изучения темы.

5.     Домашнее задание. Параграф 58. Подготовить сообщение на тему «Что я еще знаю о США», творческое задание  составить кроссворд о США.

6.     Итог урока. Выставление оценок.

 

Использование ИКТ на уроках географии

Типы уроков с использованием презентаций:

лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрирование, а зрительно дать сложный материал для записи учащимися в удобной форме. Эту запись учащиеся ведут самостоятельно, составлять опорный конспект. На следующем уроке есть возможность дать учащимся озвучить слайды по своему конспекту. На слайдах остается либо различные изображения по теме, либо план (ключевые слова).  

Уроки – наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.

Уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов, особенно это эффективно при изучении стран.

Уроки должны быть яркими, формирующими познавательный интерес. Фрагменты урока нуждаются в иллюстративном материале в виде слайдов, видеофрагментов о природе, городах, культуре стран. К урокам я готовлю иллюстративные приложения. Например, уроки в 10 классе: США, Мексика, Китай, Индия, Япония, Франция. Уроки в 7 классе: общая характеристика всех материков и некоторых стран, изучаемые в этом курсе. Здесь я использую видеофрагменты и слайды, на которых изображены памятники архитектуры, природы. Например, каждый слайд –одном из это вопрос. Нужно назвать страну по предложенному кадру и строке описания. Ученики быстро справляются с этим заданием. Ученики сами на уроке или вне урока создают презентации. Даже сопровождают презентацией подготовленный доклад, сообщение. Реферат. Очень активно мы используем презентации при защите творческих. Исследовательских проектов по географии.

Разработка урока с использованием ИКТ по теме  «Части мирового океана» .

География 6 класс.

Цель урока:

Образовательные:

Сформировать общие представление о мировом о Мировом океане и его основных частях.

Сформировать понятие «море».

Продолжить формирование обобщенного приёма определение географического положения объектов и обозначение их на контурной карте.

Развивающие:

Развивать географическое мышление (учить мыслить комплексно, пространственно).

Развивать интерес к географии, к знанием, к самостоятельному добыванию знаний.

Воспитательная:

Обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, умений, навыков.

Обучение рефлексии учебной деятельности.

Тип урока:  

Изучение нового материала.

 Оборудование:

Рабочее место учителя: Мультимедийный компьютер (экран, проектор). Презентация.

Настенные карты («Физическая карта материков и океанов»).

Ход урока.

I Этап: Организационный момент.

- Подготовка учащихся к работа.

- Организация класса.

- Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка подготовки к уроку.

- Организация внимания.

2 Этап: Проверка домашнего задания.

- Что называется гидросферой?

- Какие явления, подтверждающие круговорот воды в природе, можно наблюдать в нашей местности?

- Почему вода, поступающая с океана на сушу в процессе круговорота, пресная?

3 Этап: Изучение нового материала.

2 слайд. Мировой океан = все вместе взятые океан земли.

-знакомство с океанами: Тихий (Великий), Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны.

-отделены друг от друга материками и соединены проливами (Дрейка, Берингов др.)

3 слайд. Пролив – это узкое пространство соединяющее океаны и моря,

              но разделяющие материки и острова.

              - Приём показа океана:

              * Название.

              * Показать и назвать между какими материками находится.

              * С какими океанами и в своей части соединяется.

              * Указку вести вдоль берега океана и возвратить в то место,    

                 откуда был начат показ.

4 слайд. Работа с картой.

              Какие примеры вы можете привести, доказывающие о единстве  

              океана? Маршруты мореплавателей: назовите через, какие  

              океаны они прошли?

5 слайд. Что такое море? Работа с физической картой полушарий.

                                           Выявление признаков морей.

                                           Заполнение таблицы.

6 слайд. Море – часть океана, отделенная от него островами или    

              полуостровами, отмечается от него своими свойствами воды,        

              обитателями.

              План описания географического положения моря.

7 слайд. Виды морей.

8 слайд. Береговая линия – граница моря и суши.

9 слайд. Залив – часть океана, моря глубоко вдающаяся в сушу.

10 слайд. Остров – небольшой участок суши, окруженный со всех            

                сторон водой.

               По происхождению острова бывают: материковые,            

               вулканические, коралловые.

               Группа островов, близко лежащих друг от друга – архипелаг.

11 слайд. Полуостров – часть суши, вдающаяся в океан или море.

                Самый крупный полуостров – Аравийский.

4 Этап. Рефлексия.

12 слайд. Работа на контурной карте (подписать океаны, моря, пролив,

               остров, архипелаг, обозначенные цифрами).

13 слайд. Из данных объектов определите, какие являются частью

                океана? (Болото, залив, ледник, пролив, озеро, море)

14 слайд. Какой объект изображен? Частью чего он является?

15 слайд. Самый большой остров России?

5 Этап. Подведение итогов урока.

             Выставление оценок.

             Запись домашнего задания.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.