Публикации «Современные технологии в работе педагога»
«Современные технологии в работе педагога»
Педагогическая деятельность - это целенаправленный планируемый процесс. При организации взаимодействия с детьми с учетом их возрастных особенностей и условий, созданных в группе, в своей работе, на ряду с традиционными образовательными технологиями я использую и инновационные, что помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения и развитию у детей любознательности, самостоятельности, активности и творчества.
Здоровье сберегающие технологии, направлены на сохранение, укрепление и сбережение здоровья детей. Для меня они являются приоритетными (так как лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться). В качестве образовательной деятельности я провожу занятия, беседы о важности и необходимости соблюдения режима дня и важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления. Использую следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья:
динамические паузы во время занятий,
закаливающие мероприятия;
оздоровительная гимнастика после сна;
гимнастика для глаз, дыхательная, пальчиковая;
подвижные и спортивные игры;
утренняя гимнастика, с музыкальным сопровождением;
активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг)
артикуляционная гимнастика;
музыкотерапия;
сказкотерапия;
релаксация;
самомассаж;
кислородный коктейль;
Данные технологии формируют у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. В результате их применения в моей группе процент посещаемости детьми детского сада достиг высоких показателей, а процент заболеваемости заметно снизился.
Психолого – педагогические технологии. Использование данных технологий способствует личностному развитию ребенка, помогают в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создаю условия для получения равных стартовых возможностей детьми дошкольного возраста для обучения в школе. В работе с детьми использую нетрадиционное рисование, песочную мнемотехнику, сказкотерапию, музыкотерапию, релаксацию для снятия эмоционального напряжения, игры на расслабление мышц.
Технологии проектной деятельности. Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. А самое главное, каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в себе.
Игровые технологии – это современные образовательные технологии, основанные на активизации и интенсификации детей и помогают решить сразу ряд задач: дидактических, развивающих, воспитывающих, социализирующих. В работе с детьми подготовительной группы использую следующие игры:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов:
игры на обобщение предметов по признакам;
игры, в процессе которых у детей развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
игры, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции, фонематический слух.
Технология личностно-ориентированного обучения направленна на развитие личности ребенка. В данной технологии использую интегрированное построение занятий, что способствует раскрытию и формированию личностных качеств ребенка, его способностей, задатков и талантов с учетом потенциальных возможностей. У детей развиваются коммуникативные умения, творческие способности, умение высказывать мысли, делится впечатлениями, развивать познавательный интерес и активность.
Информационно-компьютерные технологии, актуальность их использования обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, способствуют повышению мотивации детей к занятию.
Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы, интерактивные игры.
Технология опытно – экспериментальной деятельности предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов для ее реализации. Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом.
В своей практике активно использую технологию детского экспериментирования, что позволяет мне достичь определенных результатов. Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Провожу следующие виды исследовательской работы:
наблюдения;
моделирование;
опыты;
фиксация результатов в календаре погоды;
эвристические беседы.
Технология портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности. Для каждого воспитанника было создано портфолио, оно представляет собой индивидуальную папку, в которую собираются личные достижения (фотографии с утренников, грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы)). Портфолио помогает не только зафиксировать успехи ребенка, но и проследить динамику, оценить сильные стороны его развития.
Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – это
система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление. Цель ее использования - всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.
У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
Квест – технологию, я так же применяю в своей работе, и ее применение позволяет мне привлечь и активизировать внимание детей и вызвать познавательный интерес в ходе выполнения заданий. Используя квест-игры легко осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности.
В настоящее время всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Для достижения новых результатов очень важно их использовать, так как они не только формируют знания, умения и навыки, но и позволяют осуществить деятельный подход в обучении.
Информационные источники:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/08/08/portfolio-vospitatelya.
Современные технологии обучения: Тез. докл. IX междунар. конф. – СПб.: ЛЭТИ, 2003. – 631 с.
Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
Паненкова Ирина Михайловна