12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колыхалина Ксения Андреевна1934
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону
0

Современные тенденции развития системы среднего профессионального образования при формировании общих компетенций

Современные тенденции развития системы среднего профессионального образования при формировании общих компетенций


Колыхалина К.А.

ГАПОУ РО «РКТМ»


Современное обучение в широком смысле этого слова претерпевает изменения. Сам процесс направлен на получение обучающимися качественных знаний, которые помогут ему в будущем эффективно выполнять трудовые обязанности. Предприятиям и организациям нужны компетентные, предприимчивые, ответственные сотрудники, умеющие оперативно принимать правильные решения и прогнозировать результаты.

Существующая образовательная система движется в следующих направлениях:

Гуманизация. Предполагает ориентацию не только на интересы производства и общества, а также на личность, организацию комфортных условий для ее развития. Результатом становится воспитание в человеке интеллектуальной, информационной, гражданской и нравственной культуры, самоопределения в жизни и профессии. Для реализации данного направления с 2021 года в рабочие программы СПО обязательно включается воспитательный компонент по развитию личностных результатов.

Фундаментализация. Знания, полученные в ходе образовательного процесса, являются главным личным капиталом. Они должны «конвертироваться», то есть применяться на рынке труда. Этот принцип реализуется за счет обучения основным квалификациям, усиления обучающих компонентов в профессиональных учебных планах, повышения научного потенциала колледжей. Для реализации данного направления можно выделить программу «Профессионалитет», по которой обучающиеся будут изучать, в том числе общеобразовательные дисциплины с практикоориентированным содержанием.

Цифровизация. Если говорить о цифровизации, то пандемия и вызванные ею изменения в образовательном пространстве способствовали ускоренному включению пользователей в образовательную онлайн-среду. Началось активное изучение современных образовательных технологий и возможностей их применения, в том числе путём обмена опытом между участниками образовательного процесса. Если мы оглянемся назад, то сможем в полной мере оценить, как стремительно и непрерывно развивается мир вокруг нас. Появляются новые технологии, идеи, принципы и течения. Все они день за днем формируют новую экономическую, культурную и социальную среду, которая нас окружает. За последние годы активное развитие информационных технологий внесло большое количество изменений в сферу образования. Цифровизация и перевод многих процессов в онлайн позволили реализовывать традиционные образовательные процессы по-новому, организовав передачу и распространение знаний более эффективно как для передающего, так и получающего. Для успешной реализации этого на практике потребовалось найти правильное сочетание образовательных подходов и современных технологий.

Несмотря на существующие направления развития образования, всегда самым важным критерием было и остается качество образования. Качество образования − ключевой ориентир государственной политики в сфере среднего профессионального образования. И для его оценки необходимо понимать, какие навыки и компетенции нужны современным работодателям, какие требования они предъявляют к выпускникам профессиональных образовательных организаций, необходима синхронизация развития профессионального образования и обучения с требованиями рынка труда.

Известно, что при подготовке квалифицированного выпускника необходимо не только обучение его конкретным знаниям и умениям, но и формирование у него комплекса компетенций (профессиональных и общих). Важно помнить, что формирование общих компетенций должно проходить системно. Все образовательные и воспитательные мероприятия должны ставить своей целью формирование той или иной общей компетенции. Только слаженные действия педагогов образовательной организации приведут, в конечном счете, к достижению поставленной цели и на выходе мы получим компетентного выпускника.

При обучении студентов немаловажно развивать у них устойчивый интерес к будущей профессии. А развитие этого интереса возможно через работу, как в урочное, так и во внеурочное время. Наиболее яркий пример – развитие интереса через участие студентов в конкурсах профессионального мастерства и чемпионат «Молодые профессионалы».

Опыт участия в данных мероприятиях позволяет формировать компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Подготовка выпускника в соответствии с требованиями ФГОС невозможна без организации самостоятельной работы студентов. На ее долю стандартом предусмотрено до 50 % учебного времени.

Учитывая активное непрерывное развитие производства, сформированные ОК 2 и ОК 3 должны помочь студенту уметь организовывать процесс самообразования. В процессе самостоятельной профессиональной деятельности выпускник профессиональной образовательной организации должен быть готов к непрерывному повышению квалификации, в том числе, и в части самостоятельного освоения новых технологий и образцов оборудования.

В структуру самостоятельной работы необходимо включать три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.

Эту структуру студенты должны знать и уметь применять на практике. Не все профессиональные действия работника могут выполняться по определенному алгоритму. Формирование ОК 2 и ОК 3 позволяет сформировать у студентов способность выполнять работу, используя технологические карты, и в то же время, при необходимости, проявлять творческий подход к выполнению задания, с осуществлением проверки и самостоятельной оценки результатов своей деятельности.

Изменения непрерывно происходят и затрагивают абсолютно все области нашей жизни. Сфера образования − не исключение. Еще вчера мы не знали о существовании мобильных телефонов, а сегодня участвуем в онлайн-конференциях, занимаемся по видеосвязи с репетиторами из разных стран и изучаем материалы дистанционных курсов прямо на наших смартфонах!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.