Методическая разработка «Современный класс» (Для учеников 6-8 класса)
Подготовил: методист Леликова А.В.
Аудитория: обучающиеся 6-8 класса
Краткое описание: беседа с обучающимися о толерантном отношении к друг другу
Цель: создание доверительной атмосферы и позитивного отношения в группе (классе)
Задачи:
Создание сплоченного коллектива
Развитие навыков общения в группе детей
Воспитание культуры общения
Вводная часть
Руководитель: В современном обществе очень много нового: молодежных движений, разных социальный групп и каждый может высказать свое мнение по тому или иному вопросу, обсудить то или иное мировоззрение или поведение, например, какой-то знаменитости или вашего знакомого. И при этом человек может проявлять агрессию, выражаться непристойно: от злых шуток и до жестких оскорблений. Но не нужно опускаться до такого поведения. Толерантность - термин изначально заимствован из медицины, где означает привыкание организма к чему-либо, повышение устойчивости и снижение функции защиты. Также термин используется в психологии и социологии, где подразумевают терпимое отношение между людьми.
Виды толерантности в современном обществе
Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:
гендерная толерантность
расовая и национальная толерантность
толерантность по отношению к инвалидам
религиозная толерантность
сексуально-ориентационная толерантность
политическая толерантность
образовательная толерантность
межклассовая толерантность
Руководитель: Необходимо воспитывать в себе качества, которые важны для конструктивного общения.
Практическая часть
Руководитель: Сейчас мы немного поиграем.
Упражнение «Любимое»
Все участники сидят на стульях в кругу, а ведущий произносит вопрос (Кто любит петь реп? Кому нравиться фрукт груша?). Если это относится к участникам игры, то они должны хлопнуть, те кто это не любит делать должны притопнуть.
Руководитель: Давайте попробуем придумать привило для уважительного отношения в классе.
Правило трех нельзя -
НЕЛЬЗЯ – ПЕРЕБИВАТЬ!
НЕЛЬЗЯ – МЕШАТЬ!
НЕЛЬЗЯ – ОСКОРБЛЯТЬ!
Руководитель: Правил очень много, но есть мягкая и грубая постановка предложения. Предлагается придумать, заменить слово «нельзя» на слово «можно», убрав также частичку «не».
Сначала ребятам дается правило тех НЕЛЬЗЯ. Руководителя в процессе беседы говорит свои предложения.
Упражнение «Айсберг»
На доске нарисован айсберг. Что такое айсберг (ответы детей).
Предлагается написать в надводной части те качества, эмоции, которые человек старается спрятать от окружающий, но необходимые на ваш взгляд в повседневной жизни. А в другой части - качества, которые мешают общению друг другу.
Руководитель: И каких же качеств больше? А чем качества отличаются друг от друга?
Руководитель: Человек должен находить в себе силы, чтобы преодолевать проблемы и стараться взаимодействовать с другими людьми.
А теперь проверим Ваши силы и выносливость.
Упражнение «Уравнение»
Группа делятся на пары. Раздаются листочки, где 1 участник пишет отрицательное качество, а 2 участник противопоставляет положительное качество. В процессе этого упражнения ученики должны прийти к компромиссу.
Руководитель: Ребята, бы сложно договориться? Главной задачей этого упражнения было не как можно больше слов написать, а прийти к компромиссу и достойно выйти и этого обсуждения на равных.
Упражнение «Остров»
Дети попали на остров конфликтов. Используя только невербальные и вербальные способы. Ребята должны поделится на 3 группы: два конфликтных жителя острова и примеряемый, где обучающийся попробует побывать в каждой роли.
Руководитель: Ребята, Вам больше в какой рои понравилось? А сложно было примерить жителей? Какие же слова помогли договориться?
Заключительная часть.
Руководитель: Теперь вы можете договориться, принять спокойно чье-то мнение, выражаться с понимаем пониманием. Теперь кто-то может переосмыслит свое поведение и жизненные установки, а кто-то еще больше укрепится в убеждении, что только принятие других, доброта, уважение и любовь делают наш мир лучше, а нас счастливее!