Эссе на тему «Современный ребёнок: шаги к взаимопониманию»
Современный ребёнок: шаги к взаимопониманию
«Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них»
Я. Райнис
Будучи школьницей, я часто слышала от родителей такую фразу: «А вот в наше время образование было лучше, такого не было, мы были совершенно другие». Повзрослев, я выбрала профессию учителя, и эту фразу от меня теперь слышат мои ученики, мой сын. А они наверняка будут говорить так же своим детям. Ведь для каждого поколения именно их время будет самым лучшим.
Однако современный мир непрерывно меняется. Вместе с ним меняются взгляды, вкусовые предпочтения, восприятия и технологии. Эта тенденция затрагивает и образовательный процесс. Работая в школе, я замечаю, как меняются дети, с каждым годом всё сложнее становится их понимать, а точнее принимать их современность, под которой мы чаще видим только негативные стороны: невоспитанность, бескультурье и безграмотность. Нам сложно жить по их законам, мы привыкли учиться и учить по меркам того образования, которое нам дали в наше время. Тем не менее, традиционные формы обучения, воспитания и развития детей давно устарели. А самое главное: они перестали действовать, ведь современный ребёнок уже не такой, каким был его сверстник несколько десятков лет назад. А какой же он?
С одной стороны, агрессивный, упрямый, непослушный, порою невоспитанный и грубый. Но с другой, открытый, мыслящий, эрудированный, любознательный, деятельный.
Современные дети сильно отличаются от своих «бывших» сверстников. Информационные технологии наложили свой отпечаток в развитии детей. По данным психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и подросткового возраста. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед поступлением в школу (в подготовительной группе детского сада) сейчас переживают младшие школьники (в 7–8 лет). А это влечет за собой пересмотр методов обучения в младшей школе и, соответственно, в среднем и старшем звене.
Как учитель в последнее время я всё чаще отмечаю неспособность детей сконцентрироваться на чём-либо, они рассеянны, невнимательны. Остро встала проблема дисциплинированности, возникла сложность вовлечения таких детей в учебный процесс, поскольку нет усидчивости, да и интереса нет. Всё это проявление повышенной двигательной активности современных детей.
Помимо перечисленного мы наблюдаем нарушение речевого развития, трудности выстраивания коммуникации с окружающими, отсутствие самостоятельности и самоорганизации, низкий словарный запас. Оно и понятно, ведь на смену живого общения пришло виртуальное. Сегодня открыт доступ к информации с избытком. Вспомним себя, когда в школе задавали подготовить реферат на определенную тему. Пожалуй, единственным источником информации была библиотека, где мы часами отыскивали то, что нам нужно. А сейчас? Ребёнок найдёт на просторах интернета нужную ему информацию гораздо быстрее и без особых усилий. И вроде бы всё здорово и хорошо. С другой стороны, снова «медвежья услуга». Несмотря на то, что дети сейчас достаточно информированны, они остаются зависимыми от взрослых и внешних обстоятельств. Поэтому столкнувшись с настоящими трудностями, современный ребёнок далеко не всегда справляется с ними без чьей-либо помощи. Отсюда тревога, неуверенность и страх.
При этом мы понимаем, что нынешние дети – свободные дети. Они не любят, когда их заставляют что-то делать, с ними тяжело договориться, вплоть до протеста и агрессии. А их раскрепощённость и открытость порой выходит за рамки приличия.
Что же делать с такой противоречивой личностью, как добиться от современного ребёнка взаимопонимания?
Прежде всего, нужно понимать, что дети стали не хуже. Они просто другие. А значит, их нужно не менять, а принять такими, какие они есть, любить, ценить, уважать их мнение. Ведь они не виноваты, что родились в другое время. Их настоящий мир – идеальный, другого они не видели.
Задача воспитания современного ребёнка должна заключаться в создании условий для развития таких качеств, как ответственность, целеустремлённость, уверенность в себе. Для этого нужно дать ребёнку возможность стать равноправным партнёром по общению и совместной деятельности. А в учебном процессе и вовсе вывести его на передний план как главного, открывая его активную и разностороннюю, в максимальной степени самостоятельную познавательную деятельность. Об этом как раз и гласит системно-деятельностный подход в обучении. При таких условиях у детей развивается ощущение успешности и уверенности в собственных силах.
Еще одним шагом на пути к взаимопониманию является создание условий для снижения агрессии, тревоги и страха. Для этого нужно как можно чаще хвалить ребёнка, пусть за самую малость, быть поддержкой, наставником, а агрессию преобразовать в положительную энергию, насыщенную чувствами и эмоциями, познавательным интересом.
Все мы знаем, что современных детей уже ничем не удивить и на каком-то одном виде деятельности их долго не удержишь. Поэтому считаю, что эффективными способами увлечь современных детей учёбой являются организация проектной деятельности, использование ИКТ, интерактивных образовательных онлайн-платформ, подготовка презентаций, внеурочные мероприятия, а также проведение различных форм работы на уроке: работа в парах, группах, урок-беседа, круглый стол, игра, соревнования и т.д. Такие виды деятельности развивают умение работать в команде, сотрудничать, дружить, отстаивать свою точку зрения. Находя информацию самостоятельно, а не с помощью интернета, ребята реализуют свои творческие способности. Безусловно, разнообразные виды уроков требуют длительной подготовки со стороны учителя. Однако, горящие глаза, а самое главное, как результат полученные знания и умения детей мотивируют меня находить всё новые и новые формы работы. А это значит, что не жалко потраченного времени и сил.
Одним словом, в условиях современного общества учитель должен уметь хорошо ориентироваться в потоке информации, быть на одной волне с детьми, вместе с ними делать открытия. Возвращаясь к цитате Я. Райниса, который говорил: «Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них», хочу сказать, что именно мои ученики меня делают таким учителем, каким я сейчас являюсь. Именно они мои навигаторы и мотиваторы в профессии учителя, именно у них я учусь новому, меняясь сама, совершенствуюсь, вдохновляюсь, расту духовно. И как бы не изменился потом наш мир, самым главным для меня остается – преданность своему делу, любовь к детям. А значит, я на верном пути.