Современный урок английского языка с позиции формирования универсальных учебных действий

0
0
Материал опубликован 9 November

Современный урок английского языка

с позиции формирования универсальных учебных действий


«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,

чем мозг, хорошо наполненный».

Монтень


Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Поэтому актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.


Перед учителем английского языка встают вопросы:

1) Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?

2) Какие из предложенных в учебнике задания целесообазно отобрать для урока?

​3) Какие методы и приёмы работы будут эффективными?

4) Какие формы организации деятельности обучающихся стоит применять?

​5) Нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?

Целью моей работы является проектирование современного урока английского языка с позиции формирования УУД обучающихся для практического применения.

На каждом уроке ставятся следующие задачи:

- разработать основные этапы работы на уроках английского языка;

​- определить универсальные учебные действия, формируемые на каждом этапе урока;

​- отобрать задания для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.

Современный урок целенаправленно ведёт за собой развитие способностей и обязательно закладывает основу для будущего ребёнка. У ребёнка возникают вопросы: Чему мне нужно научиться? Как мне этому научиться? Для чего мне нужно это учить?

Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу и учебные действия. В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный 2) регулятивный 3) познавательный 4) коммуникативный

Личностные УУД = ценностно-смысловая, нравственная,

социальная ориентация

​- Мотивация – Я хочу и буду знать, потому что…

​- Зачем мне надо читать, слушать и понимать, писать, говорить по-английски?

​- О чем я хочу и могу прочитать, рассказать, написать по-английски?

​Регулятивные УУД = организация учебной деятельности

Целеполагание

Зачем?

Планирование

В какой последовательности?

Прогнозирование

Где необходимо?

Контроль

Правильно ли?

Коррекция

Как исправить?

Оценка

Вот так хорошо, правильно!

Волевая саморегуляция

Сосредоточился и еще раз!

Познавательные УУД = работа с информацией

Какие слова/выражения используют англичане, чтобы…

Какую информацию мне надо использовать, чтобы…

Что из прочитанного, услышанного я использую для…

Какие слова и выражения я использую для…

Почему я пишу, говорю это слово, предложение?

Что я пытаюсь доказать?

​Коммуникативные УУД = социальная компетентность,

коммуникативное взаимодействие

Я думаю, что…

Я тебя понимаю и согласен (не согласен), что…

Не могли бы вы помочь…

Извините, где, что, когда…

Отличие современного урока от традиционного.

Требования к уроку

Традиционный урок

Современный урок

1. Объявление темы урока

Учитель сообщает обучающимся

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)

2. Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

3.Планирование

Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

4.Практическая деятельность обучающихся

Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

5.Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

6.Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

7.Оценивание обучающихся

Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует

8. Итог урока

Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

9.Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Памятка по проектированию урока с позиции формирования у обучающихся УУД:

-Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других. - Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. - Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

- Чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока. - Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества - В центре внимания урока – дети. - Помогать ребёнку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и способностях. - Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.

Этапы работы по формированию УУД на уроке английского языка.

Требова-ния к уроку

Назва-ние этапа

Формирование УУД

Личностные

Познава- тельные

Коммуни- кативные

Регулятивные

1. Объявление темы урока

I.Органи-зационно-мотива-ционный (Фонети-ческая разминка).

 

Принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения.

Умение добывать необходимую информацию.

Умение вступать в мини-диалог.

Формирование волевой саморегуляции, умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку.

2. Сообщение целей и задач

II. Поста-новка учебной задачи

(Речевая зарядка).

Формирова-ние мотивации.

Определение познавательной цели, определение логической цепи рассуждений.

Умение
слушать и понимать речь других.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения известного с неизвестным.

3. Планиро-вание

III. Актуали-зация уже имею-щихся у учеников знаний по данной теме.

 

Умение структури-ровать свои знания по определенной теме, ориентиро-ваться в системе своих знаний.

 

 

Умение планировать свою деятельность  в соответствии с поставленной задачей.

 

 


4.Практи-ческая деятель-ность обучаю- щихся

IV. Открытие нового.

 

Извлечение необходимой информации.

Формирова-ние умения слушать и желания общаться.

+

5.Осущест-вление контроля

V. Первич-ное закрепле-ние.

 

 

Умение
слушать и понимать речь других, строить фразы

Умение производить контроль и оценку своих действий.

6.Осущест-вление коррекции

VI. Включе-ние нового знания в систему.

Развитие самостоя-тельности, оценка своих достижений.

Умение действовать по образцу.

+

Самоконтроль, оценка и коррекция.

7.Оценива-ние обучающих- ся

VII. Самостоя-тельная работа.

 

 

Умение слушать собеседника уметь правильно отреагиро-вать на предлагае-мые фразы.

Формирование эмоциональной устойчивости к стрессам,
умения адекватно реагировать.

8.Итог урока

VIII. Рефлек-сия.

Осознание важности учения, важности данного знания.

 

 

Оценка своей работы и работы однокласс-ников.

9.Домашнее задание

IX. Инструк-таж к выпол-нению д/з.

Формирова-ние понимания необходи-мости выполнения домашней работы.

Выбор задания.

+

Само-контроль.

Задания по формированию универсальных учебных действий на уроке английского языка.

Для формирования личностных УУД можно предложить следующие виды заданий:

-         участие в проектах; -         подведение итогов урока; -         творческие задания; -         самооценка события, происшествия; -         дневники достижений;

Для формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий:

-       найди отличия" (можно задать их количество); -        поиск лишнего; -        "лабиринты"; -        упорядочивание; -        "цепочки";

-        хитроумные решения; -        составление схем-опор; -        работа с разного вида таблицами; -        работа со словарями;

Для формирования регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:

​-     "преднамеренные ошибки"; -        поиск информации в предложенных источниках; -        взаимоконтроль; -        "ищу ошибки" - контрольный опрос.

Для формирования коммуникативных УУД возможны следующие виды заданий:

​-    составь задание партнеру; -    отзыв на работу товарища; -    групповая и парная работа; -   "отгадай, о ком говорим"; -    диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); -    подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.

Таким образом, овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образ мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.