Современный урок или Альфа требует перемен

5
2
Материал опубликован 29 October 2020 в группе

Современный урок или Альфа требует перемен



t1603981442aa.jpg       Звонок. Учитель. Класс. Тридцать пар глаз смотрят на учителя у доски, пишущего мелом на доске «первое сентября». Сорок пять минут за партами изо дня в день внимательно записывают за педагогом школьники «второе сентября», «третье сентября»….         Не спрашивают, зачем учиться считать, зачем география, зачем писать и учить правила? Так было еще лет 10-15 назад. Казалось бы, не так много. Но…не для современного школьника.

       Еще недавно педагог мог взять методические рекомендации и проводить урок, четко следуя написанному: тема урока, объяснение, закрепление, домашняя работа. Предсказуемо и стандартно. Дети с интересом слушали и записывали, подчеркивая цветными карандашами трудные места (да-да, с интересом мое поколение начала 90-х слушало учителя. Старалось слушать).

      Технически подкованные учителя уже имели в классе проектор. И это казалось чем-то необычным. Почти космической технологией. У педагога была задача – транслировать знания в рамка своего предмета, а у детей – принимать их. И все работало с высоким КПД. 

    К концу 11 класса из школы выходила «энциклопедия» на ножках. Знаний много, все расформированы по предметно и прикладное их применение неизвестно. Так учились поколения икс, игрек и зет. Почти 80 лет. Подходы к ведению урока были одинаковыми и в Калиниграде и на Камчатке. Они были непоколебимы.

Почему же с новым поколением Альфа (и с поколением Z в старших классах), которое ведет свой отчет с 2011 года у учителей возникает так много проблем при организации урока?! Что изменилось?

      Изменения кардинальные! Революционные. И школа со своей почти столетней системой организации не успела перестроится, не успела «запрыгнуть» даже в последний вагон. Теперь она догоняет «поезд» - современных детей.

t1603981442ab.jpgКакие же проблемы возникают при разработке урока в наши дни?

       Современное поколение с повышенным чувством самодостоинства требует к себе равного отношения, но при этом крайне беспомощно. Педагогу, готовящему урок надо учитывать эти факторы. Система «я говорю - вы слушаете» не действует. Дети требуют работать на равных, хотят высказывать свое мнение и настаивают на аргументации необходимости того, о чем сегодня рассказывает учитель.                                                            Они практичны и не боятся задавать вопрос «зачем? Если ответ учителя не убедил их, что это важные практичные знания и навыки, то объяснить новую тему – объясните, но после звонка можно начинать заново – в голове чистый лист.

      При всем при этом, не умеют завязывать шнурки и могут потеряться в собственном портфеле, определяя, что нужно достать из него к уроку.

      Современное поколение выросло в изобилии игрушек, развлечений, красивой одежды, заграничных поездок. Их трудно удивить. А ведь урок – это прежде всего удивление, вызывающее желание узнать, что дальше. Современному учителю надо приложить немало усилий, фантазии, креативности, чтобы поразить и сделать «ВАУ».

      Ученики в начальной школе разбираются в гаджетах лучше, чем учителя. Мы не зовем на помощь технического работника, это делает ученик из класса. Часто на их лицах читается «это же так легко, как выпить стакан чая». Это понижает рейтинг педагога. Он становится «динозавром». Место динозавров в музее. Педагог должен не только удивить содержанием, но еще и должен обязан быть в теме «Цифры».


        Современное поколение умеет пропускать через себя много информации, но не умеет ее хранить. Они словно губки под дождем – напитались влагой, отжали и снова сухие. Не помнить свой адрес – вполне нормально для них. Они мыслят кардинально иначе. Для них имеет значение, где найти, в каком источнике и как применить в дальнейшем. Вот и еще один вызов для учителя.                                                                                                       Доказать, убедить в необходимости уметь самостоятельно считать, а не использовать калькулятор, ориентироваться на местности, а не спрашивать GOOGL, знать законы Архимеда и использовать их на практике. Это требует от учителя умения мыслить вне рамок своего предмета. Метапредметность в действии.

       Дети (многие) осведомлены о вещах, о которых еще лет 10 их сверстники и не задумывались: финансовые проблемы в семье, взаимоотношения родителей, назначение денег. При ведении беседы с учениками, надо помнить, они понимают уже многие жизненные процессы и не потерпят «детских» объяснений.

       ФГОС во многом учитывают современные требования к организации и ведению урока:

  • практическая ориентированность;
  • достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;
  • направленность на формирование различных способов деятельности;
  • формирование функциональной грамотности;
  • компетентностный подход.

     С проблемами организации урока определились. С требованиями к уроку тоже.

Как сделать урок интересным, метапредметным, практичным, с возможностью заниматься разнообразной деятельностью?

    На современном этапе развития уже есть много интересных подходов, зарекомендовавших себя с положительной стороны, в том числе и авторских: школа Виктора Шаталова, Михаила Щетинина, Михаила Казиника, Шалвы Амонашвили и др. Каждый из них предложил свои способы организации обучения, показывающие высокие результаты выпускников.

t1603981442ac.jpg  Хочу остановится на одном методе организации урока. Это организация по принципам ТРИЗ-педагогики. Она берет свое начало из 50-х годов XX века. Кажется, что уже анахронизм? Однако опыт педагогов (и мой личный), использующих ее принципы говорят об актуальности, как никогда.

Универсальный способ, соответствующий требованиям ФГОС и запросам нового поколения.

    На сегодняшний день разработаны и изданы методические пособия, в которых даны практические рекомендации по организации урока категории «ВАУ». В официальных источниках не найдется классификация уроков по оценке учеников. В жизни она существует. У каждого педагога среди учащихся есть имя и рейтинг. И высшая оценка, это ВАУ, хочу еще, круто и далее следуют сленговые определения.

  Автор Анатолий Гин описал собственный педагогический опыт. Он дает только практические, с минимальными затратами педагогические техники.

  Посмотрим, как ТРИЗ-педагогика справится с поставленными выше проблемами организации урока. Урока категории ВАУ.

    Первая проблема – дети настаивают на обосновании необходимости учебных знаний, их практичности и применимости.

  Для решения этой задачи, точней даже для профилактики, ТРИЗ-педагогика использует проблемный подход в виде открытых задач. Открытые задачи – это именно то, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Решение многих задач требует многовариативности и быстроты принятия решения.

    На практике этот принцип возможно реализовать несколькими способами.

t1603981442ad.jpg    Начать урок с интересной открытой задачи, которая взята из жизни и связана с темой урока. Как могут помочь растения в случае опасности, как произвести ремонт с минимальными затратами из подручных материалов в походе, в поездке, как достать шарик, улетевшей в пещере, как сделать, чтобы окошко само закрывалось, когда начинается дождь и открывалось по его завершению, как сделать, чтобы медведи сами не захотели воровать мед.

Задач можно сформулировать тысячи для каждого школьного предмета и на любую тему.

      Здесь стоит отметить не только практичность, но и межпредметность.

     Для примера пара открытых задач, которые не оставят равнодушными никого в классе.

   Под землей, лежит металлическая труба. Для ремонта раскопали часть трубы и столкнулись с проблемой определить, в какую сторону течет вода. Простукивание не помогло. Трубу резать, сверлить нельзя.

Или, как в наших климатических условиях предотвратить нарастание льда на проводах.

     Знаниями из какой области необходимо воспользоваться для решения этих жизненных задач: физика, химия, биология?

Теория при таком подходе дается через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам (!)

   Есть и другие приемы привлечения внимания в начале урока, создания любопытства и интереса, которые необходимы для долгосрочных знаний. То, что интересно и то, до чего дошел сам – остается в памяти навсегда.

        К таким приемам можно отнести: удивительный факт (загадка), ответ на который будет дан на уроке. Внимание обеспечено. Прослушаешь и будешь мучиться любопытством.

      Еще один прием – сделать спланированную ошибку. Как же приятно указать на это учителю (!). Казалось бы непререкаемый источник знаний, а на деле, такой же человек и может ошибиться.

Ученики хотят равенства в общении, т.е. высказывать свое мнение, дискутировать, готовить свои решения.

      Для этого можно использовать такие приемы, как вопросы к тексту: ученики сами задают вопросы, ответы на которые хотят услышать. Педагог выбирает на какие он даст ответы, на какие ученики могут самостоятельно найти ответы, и указать вопросы, ответов на которые еще нет. Педагог может добавлять вопросы.

Учащиеся получают ответы на свои (!) вопросы в рамках темы. Никому неинтересны ответы на чужие вопросы.

    При решении открытых задач, перед детьми ставятся не абстрактные задачи, а конкретные, взрослые.

      Чтобы школьники помнили про урок, должна быть интрига (как в хорошем романе). На основе полученных знаний предложить открытую задачу в качестве домашнего задания. Будет прочитан не только параграф, но и дополнительная литература.

   Это не скучные блоки из физики, которые зачем-то поднимают и опускают, это не непонятные растворы, которые зачем-то тоже смешивают, это не просто цветочки. Спросите в конце урока, что общего у одуванчика и человека? Как это можно использовать на практике?

При таком подходе школьники понимают важность получаемого знания и его практическое применение. Не возникает вопрос «зачем?».

      Еще хотелось бы отметить, остро стоящую проблему современности – коммуникация.

  Современные дети теряют навыки личного общения, умения вести дискуссию, аргументировать и работать в команде.

    При ТРИЗ-педагогическом подходе (как и при многих других) стоит применять, такие способы работы учеников, как работа в группах, защита проектов, учебный мозговой штурм.

   Две команды могут оспаривать и доказывать противоположные точки зрения. Азарт обеспечен, взаимодействие всех присутствует. Ученики, которые считаются «тихонями» или «изгоями» вливаются в общую работу, имеют возможность раскрываться и поднимать свой авторитет. При таком усвоении материала, будет изучено множество источников, так как необходимо глубокое погружение в тему.


t1603981442ae.jpg        Такие приемы помогают не только найти решения к поставленным задачам, но и научить слышать и слушать команду. Учат принимать решения, обосновывать и презентовать их, убеждать не только оппонентов, но и коллег по команде.

В рамках ТРИЗ-педагогики каждый урок становится непохожим. Эффект непредсказуемости – то, что нужно поколению Альфа.

   Они никогда не знают, что и как они будут делать сегодня на уроке. Будут ли они собирать макет своего решения, будут искать ответ к существующим вызовам или соревноваться в количестве принципиально разных решений, а может театральная сценка?

  Динамичность. Креативность. Непредсказуемость. Незавершенность. Практичность. Понятность применения получаемых знаний. Геймификация.

   Думаю, что именно такой подход, позволит вырастить новое поколение, голодное до знаний и желающих покорять новые высоты.

     Еще один аспект, который не был затронут ранее, но он играет одну из важных ролей в преодолении трудностей при подготовке к современному уроку. Без этого пункта ни одна техника или технология работать не будет. Разработчик ФГОС А.М.Кондаков говорил: «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

Именно личность учителя, его желание к переменам и понимание их необходимости смогут свести на нет проблемы к подготовке уроков.

t1603981442af.jpgТолько креативный, готовый к переменам, умеющий слышать своих учеников, учитель сможет личным примером привить любовь творить (обучение -творчество).

    Креативный педагог может придумать нестандартные способы общения к классом, например невербальные (хлопок – время истекло, два коротких – кто отвечает от команды).

     Педагог, желающий и ищущий способы привлечь всех в классе, придумает с десяток таких приемов. Например, вопрос один, а ответить на него должны все. В руках карточки со светофором. Знаешь – зеленый, не знаешь-красный.

  Современное обучение, напоминает борьбу мошенников с полицей. Кто быстрее? Мошенники придумают новые способы для "законного изятия" у граждан их имущества.  Или полицейские смогут предупредить и обезвредить. Так  и в школе: креативный учитель или современные ученики. Кто кого?


Список литературы

1 Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для чителя (конспект). – Харьков, 2013 г

2 https://www.altshuller.ru/school/ 




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Здравствуйте. Я сама участвовала в этом конкурсе и решила посмотреть работы победителей. Вашу работу прочитала не просто с удовольствием, но и "залпом". Вижу в Вас того самого "учителя второго поколения". О триз-технологии раньше вообще не слышала, но считаю, что она родня технологии развития критического мышления. Я тоже часто стараюсь применять на уроках практически все описанные Вами подходы. Знаю, что это всегда "заглатывается" на Ура! Лично мне на уроках химии особенно важно заинтересовать детей, так как эту науку простой не назовёшь. Хотя, конечно, и в других дисциплинах интрига является залогом хорошего урока. Спасибо за интересный материал. Успехов!

2 November 2020

Ольга, большое спасибо за комментарий. Действительно, критическое мышление - это часть ТРИЗ и ТРИЗ-педагогики. Химия и биология - предметы, для которых открытые задачи, отличное средство привлечения интереса учеников, даже тех, которые спят на последней парте.

10 November 2020