12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колесникова Оксана Павловна20
1

Статья на тему «Создание здоровьесберегающего пространства в учебном процессе современной начальной школы»

Колесникова Оксана Павловна

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОУ «Тираспольская гуманитарно-математическая гимназия»

Г.Тирасполь

"Создание здоровьесберегающего пространства в учебном процессе

современной начальной школы».

 

Одной из главных проблем в современном образовании, является снижение уровня здоровья учащихся, которое, к сожалению, начинается уже в начальных классах. Ряд факторов окружающей образовательной среды, неблагоприятно влияет на состояние здоровья учеников: интенсификация учебного процесса, длительность учебного дня, учебный стресс, снижение двигательной активности и т. д. Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий становится приоритетным направлением в деятельности педагога.

На сегодняшний день учителю недостаточно получить в начале года сведения о состоянии здоровья класса и использовать их для дифференцирования учебного материала на уроках, нужно побуждать детей совместно с родителями к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации: соблюдать чистоту, освещённость, температуру, свежесть воздуха в классе и т.д.

Особое внимание необходимо обращать на возрастные психологические особенности младших школьников, продумывать число видов учебной деятельности на уроке: опрос, письмо, чтение, слушание – оптимально от 4 до 7. А так же, число применяемых учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок. Чередование видов преподавания должно происходить не позже чем через 10-15 минут. Это поможет избежать однообразия на уроке и быстрого утомления учащихся.

Применение методов повышения инициативы и творческого самовыражения учащихся (групповой работы, использование интерактивных методов, личностно-ориентированного подхода к детям) будет способствовать активизации процесса усвоения новых знаний. Приемы с элементами соревнования, также благотворно влияют на здоровье. Хорошо зарекомендовали себя нестандартные уроки: уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования. Применение современных игровых технологий на уроках в совокупности с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию, вызывает яркие положительные эмоции, помогает создать доброжелательную психологическую атмосферу на уроке, увидеть индивидуальность детей.

В процессе коллективной работы, уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, поскольку детям значительно легче учиться вместе. Существуют различные варианты ее организации: расставить парты так, чтобы ученики могли видеть друг друга, или ребята могут объединиться в группы и работать стоя. Малоподвижность негативно влияет на здоровье учащихся, а такая форма работы помогает избежать длительного нахождения за партой. Также не стоит требовать от учеников сохранения статичной позы в течение всего урока.

Именно физиологическими потребностями в двигательной активности детей обусловлена необходимость такого неотъемлемого элемента урока как физкультминутка. Она помогает снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. А зрительная гимнастика снимает утомление глаз. Подобрать ту или иную подвижную игру не представляет сложности для преподавателя, т.к. примеры физминуток и динамических пауз в многообразии представлены в современной методической литературе.

Детям с повышенной утомляемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером будет полезна психогимнастика. Она представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или  психоэмоциональными событиями.  Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.

Например: «Корабль и ветер»

Цель: Настроить класс на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза.

Снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, помогут зарядки-релаксации. Это комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Видами релаксации могут служить различного рода движения, игры, пение, танцы. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку. Например, упражнение «Птица, расправляющая крылья»:

- Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

Также с целью релаксации применяю упражнения на растяжки и чередование мышечного напряжения и расслабления. Например: «Снеговик»:

Зима – снеговик крепкий, как лёд. Пришла весна – снеговик начал таять.

«Тряпичная кукла и солдатик»: Кукла – ножки и ручки мягкие, голова наклонена вперед, спина расслаблена. Солдатик – прямая осанка, голова поднята, мышцы рук и ног напрягаются.

Крайне эффективным является использование кинезиологических упражнений. Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже 2000 лет и используется во всем мире. Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека. В ходе систематического проведения кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу мы начинаем с кинезиологического комплекса.

Например: Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак
ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на
плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем -
двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро -
ладонь).

Принципиально новый подход к образованию у Владимира Филипповича Базарного. В.Ф. Базарный - русский учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики, почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке - здоровьеразвивающей педагогики. Созданная им технология обучения не просто укрепляет и развивает здоровье детей, но и способствует более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников. Вот несколько приёмов направленных на расширение зрительно-пространственной активности:

В четырех точках (их называют «зрительные метки») размещаются яркие изображения. Это могут быть иллюстрации из сказок, сюжеты пейзажей из  природы, из жизни животных, план урока, задания для арифметического или словарного диктанта, портреты писателей, схемы, формулы, правила и т.д. Все вместе картинки составляют развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс. Средние размеры картинок от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Дети, находясь в положении свободного стояния начинают фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. При этом они должны не просто «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая длительность упражнений 1,5 минуты.

Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, что вызывает радостные эмоции и положительно сказывается на атмосфере в классе

Также можно использовать упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения. С этой же целью можно проводить мимические упражнения. Например, на карточках нарисованы лица с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Задача детей - их повторяют.

Не нужно забывать и о дыхательных упражнениях, которые не только учат правильно дышать, но и способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей. Дыхательные упражнения можно использовать на уроках чтения, окружающего мира, во время изучения устный материал.

Например: «Облако дыхания». И. п. – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники.

Известно, что основной объем информации люди получают через зрительный анализатор. Цвет влияет на человеческий организм, он способен быть его доктором. Наука о целительстве цветом называется цветотерапией. Значение цвета:
Желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение.

Зеленый – улучшает настроение, успокаивает.

Голубой – улучшает настроение.

Красный – возбуждает, раздражает.

Коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сонливость, депрессию.

Черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли.

Белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему.

Использование цветов на уроках:

русский язык – желтый цвет (стимулирует зрение);

математика – синий цвет (активизирует умственную деятельность, успокаивает);

литературное чтение – зеленый цвет (снимает переутомление).

Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметр - 30 см).

Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку. Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике. Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля. Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись. Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.

Классные часы, уроки здоровья, спортивные мероприятия, походы, экскурсии в природу так же помогают формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, желание быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Важно научить детей заботиться о себе, воспринимать собственное здоровье как величайшую ценность, развивать личностные качества, способствующие, управлению своим эмоциональным и физическим состоянием. Очень важно чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, и здоровьесберегающим.

 

 Список использованной литературы

Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2015. - № 11. С. 75.

Базарный  В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005.  

Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках / «Начальная школа. – № 8, 2006.

Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2016, № 6. С. 56.

Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2015.-№2.-С.40-44.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.